Сооружение и ремонт нефтепровода



Магистральный нефтепровод: от проекта до прокачки

В апреле 2009 года ОАО АК «Транснефть» завершает строительство 2694 км линейной части первой очереди магистрального нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Позади подводная траншея на реке Лене и споры с оппонентами о методах ее проходки. Впереди — участок «Скоровородино-Находка».

Основным заказчиком строительства новых нефтепроводов в России выступает ОАО «АК " Транснефть". На последних объектах компания увеличила скорость проходки с 1 км до 5-6 км сутки. Использование нового диагностического, строительного и сварочного оборудования, опытной станции для нефтеперекачки, не нуждающейся в дизельном топливе, позволяет сократить сроки реализации проекта и затраты на эксплуатацию. Прохождение по этапам проектирования до контроля работоспособности объекта становится более технологичным, надежным и эффективным.

Этап первый: строительство

Строительству магистральных нефтепроводов предшествует решение о маршруте перекачки, затем делается технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. Далее необходимо получить положительное заключение Главгосэкспертизы Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Следующим этапом служит рабочее проектирование с одновременным отводом земель, после чего объявляется тендер и заключается контракт с подрядчиком.

Подрядчик, выигравший тендер, разбивает и расчищает трассу будущего нефтепровода. В случае прохождения трассы через естественные или искуственные препятствия (водные преграды, железнодорожные пути и автомобильные дороги и т.д) в зависимости от вида препятствий, геологических условий, рельефа местности, ширины рек и типа береговых склонов при строительстве переходов МН использутся методы горизонтально-направленного бурения (ГНБ), наклонно-направленного бурения (ННБ), микротоннелирования (МТ), а также традиционный траншейный способ.

Фрагмент строительства подводного перехода МН " Пермь — Альметьевск" через р. Белая, 2005 г. (фото ОАО " Северо-Западные магистральные нефтепроводы")

" При прохождении Лены нефтепроводом Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) в начале 2009 года в подводную траншею опускали трубу толщиной 26 мм, — рассказали в пресс-службе АК " Транснефть" (Москва). — Стыки сваривались над поверхностью воды, потом труба опускалась под воду с определенными градусами наклона. Траншея обследовалась не только приборами, но и силами водолазов, буквально на ощупь. Оппоненты долго упрекали " Транснефть", почему компания не проходит Лену наклонным бурением. Однако там карстовые породы, и это было технологически невыполнимо. После бурения пришлось бы бетонировать все пещеры, но после подсчета оказалось, что нужного количества бетона нет во всей Сибири. Фактически это означало бы полную остановку стройки. Технологию ННБ, конечно, тоже используем — при прохождении объектов типа железной или автодороги, не очень широкой реки".

Один из самых важных партнеров " Транснефти" — Челябинский трубопрокатный завод поставляет третью часть всего необходимого в стране объема труб для нефтепроводов. "В основном используем трубы производства Челябинского и Выксунского металлургического заводов, — говорит Владимир Брикез, начальник технического отдела ООО " Балтнефтепровод" (Санкт-Петербург). — Качество устраивает. О цене ничего не скажу, поскольку трубы закупаются " Транснефтью" большими партиями на тендерной основе, с оптовыми скидками. Мы только предоставляем заказ головной компании. Основные используемые " Транснефтью" диаметры — 1000 и 700 мм, в последнее время 1200 мм для объектов ВСТО".

Стандартная длина трубы составляет 11,4-11,7 м (на 1 км МН приходится ок. 85 стыков), ее диаметр находится в пределах 273-1420 мм. С 2004 года на площадке ЧТПЗ работает завод по производству гнутых отводов, дефицит которых ранее назад тормозил сооружение нефтепроводов.

Подготовка траншеи для укладки нефтепродуктопровода на участке "Субханкулово — Альметьевск" (фото ОАО "Транснефтепродукт")

Нефть химически агрессивна, и кроме того, стальные трубы подвержены воздействию блуждающих электрических токов, поэтому их необходимо защитить от коррозии. Для этого используется как пассивная защита — заводская изоляция труб (внутреннее трехслойное полиэтиленовое + внешний слой эпоксидного праймера, т.е. грунтовки) и термоусаживающиеся манжеты (для наружной защиты сварных стыков), так и активная электрохимическая. Также "при использовании электрохимической защиты (ЭХЗ) получают распространение изолирующие монолитные муфты, — считает Игорь Яковлев, начальник отдела реализации компании " Трубопроводные системы и технологии" (Москва). — Они электрически отделяют защищаемый ЭХЗ трубопровод от объекта незащищаемого, заземленного или имеющего собственную систему ЭХЗ, а также секционируют трубопровод, проходящий в зонах воздействия блуждающих токов. Разработаны и применяются муфты для трубопроводов, транспортирующих нефть, воду, газ, пар и др., любых диаметров от Ѕ дюйма до 3 м. В России особенно востребованы муфты для трубопроводов 57-1420 мм. Монтаж муфт осуществляется методом сварки".

Производители муфт полагают, что оборудование ими трубопроводов приносит значительный экономический эффект, связанный с возможностью оптимизации параметров ЭХЗ и, как следствие, снижение энергозатрат на нее и повышение надежности трубопроводной системы. Однако операторы пока не согласны: "Все трубы для подземной прокладки закупаются в заводской изоляции (полимерное покрытие), — говорит Владимир Брикез, — в качестве активной защиты от коррозии трубопроводов линейной части и нефтеперекачивающих станций (НПС) применяем ЭХЗ: на переходах через электрифицированные железные дороги (где есть воздействие блуждающих токов) — дренажную, в остальных случаях с коррозией борются станции катодной защиты, поддерживающие нужный потенциал на трубопроводе. Применяется также протекторная защита стальных защитных футляров, используемых на переходах через авто- и железные дороги. Расстояние между станциями катодной защиты рассчитывается в зависимости от электропроводности грунта".

Сварочный комплекс P600 (фото CRC-Evans Pipeline International)

Сварка секций МН ведется с применением автоматических сварочных комплексов — «P600» от CRC-Evans Pipeline International, PWT от Pipe Welding Technology spa и другие. На cложных участках и переходах возможно применение полуавтоматической сварки. С помощью сварочных аппаратов, которые держат в руках сварщики, обозначаются сугубо символические стыки, фиксируемые «для истории».

«Наша лаборатория разработала СО2-лазер " Сибирь" мощностью 14 кВт специально для сварки трубопроводов, но дальше штучного производства, в связи с высокой стоимостью комплекса, дело не продвинулось, — рассказывает Анатолий Голышев, главный технолог ОКБ Лазерной техники при Сибирском отделении РАН (Новосибирск). — Производственники тогда не захотели финансировать этот проект. С тех пор за рубежом были доведены до высокой мощности другие типы лазеров (например, твердотельные волоконные), они дешевле и способны решать любые сварочные задачи в широком диапазоне толщины стали».

Но пока при сварке нефтепроводов в России в основном используются лучшие зарубежные сварочные комплексы. Они, как правило, не продаются — производители предпочитают сдавать их в аренду.

На строительстве ВСТО (ист.: www.neftegazotruboprovod.ru)

Контроль качества сварки проводится автоматической ультразвуковой установкой с выдачей заключения на бумажных носителях и в электронном виде. Полуавтоматическая сварка контролируется рентгеновскими аппаратами, дубль-контроль — ультразвуковыми. Укладка участка нефтепровода завершается его испытанием на герметичность.

Трубопровод в наше быстрое время не строят с одного края. Текущий участок делится на 10-20 отрезков — на ВСТО, например, обычно бригады начинают смену на расстоянии 1 км одна от другой. Таким образом достигается скорость укладки 5,5-6 км в день. Получается, что одна смена при оптимальной температуре -40єС сваривает пять пролетов труб, хотя на таком морозе и приходится прогревать их перед сваркой до 80єС.

Этап второй: инфраструктура

В систему МН, помимо собственно нефтепровода с узлами приема и запуска очистных устройств, входят системы линейной телемеханики и ЭХЗ, НПС, линейные производственно-диспетчерские станции (ЛПДС), головные нефтеперекачивающие станции (ГНПС), связь, вертолетные площадки, вдольтрассовые дороги и высоковольтные линии, площадки для аварийного запаса труб, запорной арматуры и соединительных деталей.

Одновременно с монтажом трубопровода ставятся узлы линейных задвижек, камеры приема-пуска средств очистки и диагностики (СОД), системы телемеханики, сооружаются НПС (расстояние между соседними станциями составляет 100-150 км).

Среди всех НПС в России выделяется №14 на уже построенном участке ВСТО (правый берег р. Лена) — она имеет свою мощную энергоуснановку, которая работает на нефти. Качество восточно-сибирской нефти таково, что ее используют вместо дизельного топлива, поскольку содержание серы в ней меньше 1%.

Узел ввода присадки NECCAD 447 на ЛПДС «Никольское» (фото ОАО «Транснефтепродукт»)

В случае, если нефть имеет высокую вязкость, на МН организуется ее подогрев с помощью ПНПТ или ППТ (подогреватели нефти с промежуточным теплоносителем), путевые (ПП) используются меньше. Старые российские подогреватели нередко страдали неполным сгоранием топлива из-за накопления сажи, полости промежуточного теплоносителя под воздействием циклических тепловых нагрузок теряли герметичность (из-за образования трещин в стыках). У современных подогревателей нефти вместо воздушного вентилятора в центральном канале размещается дополнительный теплообменник с подводом/отводом рабочего тела (нефти) и заливкой межтрубного пространства промежуточным теплоносителем, что сняло эти проблемы.

Нефть, которая движется со скоростью 3-6 км/ч, при незапланированной остановке насоса в состоянии разрушить трубу. Для того, чтобы компенсировать воздействие ударной волны, устанавливаются системы сглаживания волн давления (СВД). До недавнего времени на объектах магистрального трубопроводного транспорта применялись только зарубежные системы, однако ширится применение российского продукта от компании «ИМС». «Наша система СВД не только не уступает американским, но и превосходит их, — считает Сергей Шаталов, главный специалист отдела ССВД " ИМС" (Москва). — Отказов у нее на порядок меньше, чем у зарубежных аналогов. ССВД не сбрасывает давление в трубопроводе, а скорее демпфирует его изменение путем генерирования отрицательных волн давления. Таким образом, система защищает трубопровод и обеспечивает минимизацию сброса рабочей жидкости. Базовый состав ССВД включает набор клапанов для сглаживания волн давления и систему управления их открытием».

Этап третий: эксплуатация

Нефтепровод обслуживают линейные эксплуатационные службы (ЛЭС) при ЛПДС и НПС. На ЛЭС возлагаются задачи: выполнение профилактических мероприятий, обеспечивающих сохранность и работоспособность оборудования и сооружений МН; разработка перспективных и текущих планов работ ЛЭС и отчетность по их выполнению; содержание линейной части в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации магистральных нефтепроводов» и «Правил охраны магистральных нефтепроводов».

Сегодня считается, что МН должен служить 40-50 лет и более. В то же время амортизационные отчисления составляют 3% стоимости объекта в год, то есть срок амортизации нефтепровода сокращается до 33 лет и по истечении этого срока средства на поддержание нефтепровода в нормальном состоянии не выделяются.

Отличие российских нефтепроводов от зарубежных в том, что они на 100% загружены технологической нефтью — поэтому подача продукции на конечный участок происходит практически мгновенно.

Читайте также:  Ремонт редуктора электрокультиватора патриот

Замена линейных задвижек в районе перехода через Волгу (фото ОАО «Транснефтепродукт»)

Этап четвертый: ремонт и диагностика

Техническое состояние МН контролируется специальными целевыми проверками, обследованиями, осмотрами, измерениями с применением средств технической диагностики, а также при проведении плановых и ремонтных работ.

Любые неисправности на нефтепроводе нежелательны с точки зрения безопасности его эксплуатации, поэтому существуют и выполняются специальные программы обследования МН как наружными, так и внутритрубными инспекционными приборами: ультразвуковыми и магнитными дефектоскопами; применяется также акустико-эмиссионная и радиографическая диагностика. Это позволяет вовремя выявлять ослабленные места и устранять различные типы дефектов. Устранить дефекты можно либо это заменой участка, либо его ремонтом. В первом случае дефектный участок полностью заменяется во время плановой остановки нефтепровода, во-втором — функции участка восстанавливаются при помощи современных технологий без остановки перекачки.

Очистная ремонтная машина ОМР (фото ОАО «Курганмашзавод»)

С этой целью могут применяться специализированные машины, предназначенные для очистки (дробеструйные и очистные машины), нагрева (установки для нагрева трубы) и нанесения антикоррозионных покрытий на поверхность труб (изоляционные и грунтовочные машины) в трассовых условиях — как в траншее, так и на бровке. Все машины такого ремонтного комплекса устанавливаются на трубопровод без нарушения его целостности. Например, ОАО «Курганмашзавод» выпускает целое семейство очистных самоходных установок ОМР для снятия старой изоляции различного типа (битумное покрытие, ленточное полимерное, пластобит-40), а также машины для очистки труб и нанесения праймера. В качестве инструмента в ОМР применяются резцы с твердосплавными пластинами и проволочные щетки пассивного типа. Разъемные рабочие органы ОМР со штангами для крепления очистного инструмента выполнены в виде зубчатых колес, вращающихся в корпусах на опорных роликах.

Наиболее дорогой и эффективный метод диагностирования — внутритрубный — пока не обеспечен отечественными приборами, и при дефектоскопии применяются в основном импортные поточные снаряды «Ultrascan» и «Magnescan». Отечественные поточные средства экспресс-анализа качества нефти и нефтепродуктов также отсутствуют. Не налажено производство российских средств, облегчающих ремонтные операции на трубопроводах, в частности, устройств для перекрытия МН без остановки перекачки (с применением обводных линий). Решение этих проблем значительно облегчило бы работу служб эксплуатации магистральных нефтепроводов.

Для ликвидации последствий нештатных ситуаций на МН (несанкционированный доступ, повреждение трассового оборудования и т.д.), кроме мобильных отрядов службы безопасности, имеются специальные аварийные подразделения, оснащенные современными средствами, оборудованием и материалами для локализации аварий и ликвидации последствий разлива нефти, в том числе на подводных переходах.

Схема ВСТО (ист.: www.neftegazotruboprovod.ru)

Крупнейший российский проект в настоящее время — ВСТО. Сданы в эксплуатацию 2694 км линейной части первой очереди нефтепровода (ВСТО-1), хотя функционировать в полном объеме он пока не будет. До сего времени имеющаяся часть нефтепровода длиной 1200 км км от Талаканского месторождения (район Витима) до Тайшета (железнодорожный узел и крупная сортировочная станция на Транссибирской магистрали) работала в реверсивном режиме, перекачав уже более 1 млн т нефти. После сдачи ВСТО-1 перекачка будет вестись на восток, в направлении Сковородино, где уже построены станции перелива нефти на железную дорогу для отгрузки продукции на Дальний восток, в Находку. От Сковородино же останется построить 64 км до НПС «Ляньинь». Как только CNPC (Китайская национальная нефтегазовая компания) соорудит свои 1660 км до Дацина -, а строят китайские монтажники быстро, посколько география местности простая и климат позволяет сваривать трубы без их прогрева — ВСТО-1 заработает в полную силу. «Транснефти» останется только ввести вторую очередь (ВСТО-2) до Находки, и пока объективный график стоительства выдерживается.

Проект БТС-2 (ист.: www.neftegazotruboprovod.ru)

Из проектируемых в настоящее время нефтепроводов можно отметить вторую очередь Балтийской трубопроводной системы — БТС-2, которая свяжет Унечу в Брянской области и порт в Усть-Луге (Ленинградская область), пропускной способности 50 млн т нефти в год.

Каждый год в России вводятся в строй сотни километров магистральных нефтепроводов. ОАО «АК " Транснефть" принадлежит свыше 49 000 км, и еще около 20 000 км нефтепродуктопроводов находятся в собственности ОАО " Транснефтепродукт".

Источник

Сооружение и ремонт нефтепровода

ГОСТ Р 55435-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Oil and oil products trunk pipeline transportation. Operation and maintenance. General principles

Дата введения 2013-11-01

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов)" (ООО "НИИ ТНН")

2 ВНЕСЕН Подкомитетом ПК 7 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов" Технического комитета по стандартизации ТК 23 "Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа"

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 13623:2009* "Нефтяная и газовая промышленность. Системы транспортирования по трубопроводам" (ISO 13623:2009 "Petroleum and natural gas industries — Pipeline transportation systems", NEQ)

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

5 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-Ф3 "О техническом регулировании" и других нормативных правовых актов Российской Федерации

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (gost.ru)

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает нормы и требования к:

— эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту сооружений и оборудования магистральных нефтепроводов (нефтепродуктопроводов);

— технологическим регламентам эксплуатации магистральных нефтепроводов (нефтепродуктопроводов);

— порядку организации и выполнения работ по диагностированию, ремонту и ликвидации аварий и инцидентов на объектах магистральных нефтепроводов (нефтепродуктопроводов);

— защите от коррозии линейной части и объектов магистральных нефтепроводов (нефтепродуктопроводов);

— метрологическому обеспечению средств измерения на магистральных нефтепроводах (нефтепродуктопроводах);

— техническим средствам и устройствам, обеспечивающим определение количества и показателей качества нефти (нефтепродуктов);

— обеспечению промышленной, пожарной, экологической безопасности и охране труда в процессе эксплуатации и технического обслуживания магистральных нефтепроводов (нефтепродуктопроводов);

— организации работ по эксплуатации и техническому обслуживанию магистральных нефтепроводов (нефтепродуктопроводов);

— организации работ по диспетчеризации транспорта нефти (нефтепродуктов);

1.2 При выполнении работ, не регламентированных настоящим стандартом, организации, эксплуатирующие магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, должны руководствоваться требованиями действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования и внутренними нормативными документами эксплуатирующей организации.

1.3 Настоящий стандарт распространяется на действующие и находящиеся в консервации магистральные нефтепроводы (нефтепродуктопроводы) и их объекты.

1.4 Требования настоящего стандарта не распространяются на трубопроводы для транспортирования сжиженных углеводородных газов и их смесей, конденсата нефтяного газа и других сжиженных углеводородов с давлением насыщенных паров при температуре 20 °C свыше 0,2 МПа, нефтепроводы (нефтепродуктопроводы) с многофазным продуктом перекачки (жидкость с газом).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.346-2000 Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические. Методика поверки

ГОСТ 8.570-2000 Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методика поверки

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 17.1.3.05-82 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами

ГОСТ 17.1.3.10-83 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами при транспортировании по трубопроводу

ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика. Термины и определения

ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 8.595-2004 Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений

ГОСТ Р 8.596-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение измерительных систем. Основные положения

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 51164-98 Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии

ГОСТ Р 51241-2008 Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 51558-2008 Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 52436-2005 Приборы приемно-контрольные охранной и охранно-пожарной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 53402-2009 Арматура трубопроводная. Методы контроля и испытаний

ГОСТ Р 53560-2009 Системы тревожной сигнализации. Источники электропитания. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 54907-2012 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Техническое диагностирование. Основные положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:  Ремонт рулевой рейки сургут отзывы

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийный запас: Необходимый запас технологического оборудования и материалов, определенный в соответствии с установленными нормами, по номенклатуре и количеству достаточный для восстановления работоспособности оборудования и сооружений после аварий и инцидентов на объектах магистральных нефтепроводов (нефтепродуктопроводов) и для выполнения внеплановых ремонтов, не предусмотренных графиками технического обслуживания и ремонта.

3.2 авария на магистральном нефтепроводе (нефтепродуктопроводе): Опасное техногенное происшествие, повлекшее внезапный вылив или истечение нефти (нефтепродукта), сопровождаемое одним или несколькими событиями, такими как:

— воспламенение нефти (нефтепродуктов) или взрыв их паров;

— загрязнение любого водотока, реки, озера, водохранилища или любого водоема сверх пределов, установленных стандартами на качество воды Российской Федерации, вызвавшее изменение окраски поверхности воды или берегов или приведшее к образованию эмульсии, находящейся ниже уровня воды, или к выпадению отложений на дно или берега;

— образование утечки нефти (нефтепродукта) в объеме 10 м и более.

3.3 ввод в эксплуатацию: Событие, фиксирующее готовность объекта к использованию по назначению, документально оформленное в установленном порядке.

Примечание — К вводу в эксплуатацию дополнительно относят подготовительные работы, контроль, приемку и закрепление объекта за эксплуатирующим подразделением.

3.4 внутритрубное диагностирование: Комплекс работ, обеспечивающий получение информации о дефектах, сварных швах, особенностях трубопровода и их местоположении с использованием внутритрубных инспекционных приборов, в которых реализованы различные виды неразрушающего контроля, для выявления на основе этой информации наличия и характера дефектов.

3.5 внутритрубный инспекционный прибор: Устройство, перемещаемое внутри трубопровода потоком перекачиваемого продукта, снабженное средствами контроля и регистрации данных о дефектах и особенностях стенки трубопровода, сварных швов и их местоположении.

3.6 дефектный участок трубопровода: Секция трубопровода, содержащая один и более дефектов.

3.7 дефект нефтепровода (нефтепродуктопровода): Отклонение параметров (характеристик) нефтепроводов (нефтепродуктопроводов) или их элементов от требований, установленных в нормативных документах.

3.8 диспетчер: Оперативный персонал, выполняющий оперативное управление товарно-коммерческой деятельностью для организации транспорта нефти (нефтепродуктов) по магистральным нефтепроводам (нефтепродуктопроводам).

3.9 диспетчерская связь (канал): Комплекс технических средств связи различных видов, предоставляемых оперативно-техническому персоналу, организующему и сопровождающему транспорт нефти (нефтепродуктов).

3.10 инструкция: Документ, содержащий указания о порядке выполнения работ, эксплуатации оборудования и инструмента, пользования средствами защиты и т.п.

3.11 инцидент на магистральном нефтепроводе (нефтепродуктопроводе): Отказ или повреждение трубопровода, оборудования или технических устройств на объектах эксплуатирующей организации, отклонения от режима технологического процесса, сопровождаемые нарушением герметичности трубопровода с утечками нефти (нефтепродуктов) объемом менее 10 м без воспламенения нефти (нефтепродуктов) или взрыва их паров и без загрязнения водотоков.

3.12 исполнительная документация: Комплект текстовых и графических материалов, оформленных в установленном порядке, отражающих фактическое исполнение проектных решений, фактическое положение объектов строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта по мере завершения определенных в проектной документации работ.

3.13 камера пуска: Специальное устройство, обеспечивающее пуск внутритрубных очистных, диагностических и разделительных устройств в потоке перекачиваемого продукта в магистральный нефтепровод (нефтепродуктопровод).

3.14 камера приема: Специальное устройство, обеспечивающее прием внутритрубных очистных, диагностических, разделительных и герметизирующих устройств в потоке перекачиваемого продукта из магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода).

3.15 капитальный ремонт объекта, сооружения магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода): Комплекс технических мероприятий, направленных на полное или частичное восстановление эксплуатируемого объекта, сооружения магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода) до проектных характеристик с учетом требований нормативных документов.

3.16 комплексное опробование: Проверка, регулировка и обеспечение взаимосвязанной работы оборудования в предусмотренном проектной документацией технологическом процессе на холостом ходу с последующим переводом оборудования на работу под нагрузкой и выводом на устойчивый проектный технологический режим.

3.17 линейная производственно-диспетчерская станция; ЛПДС: Производственное подразделение эксплуатирующей организации, обеспечивающее бесперебойную работу и эксплуатацию оборудования, а также хозяйственную деятельность двух или более перекачивающих станций и участков магистрального трубопровода, закрепленных за ними.

3.18 линейная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода): Составная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода), состоящая из трубопроводов (включая запорную и иную арматуру, переходы через естественные и искусственные препятствия), установок электрохимической защиты от коррозии, вдольтрассовых линий электропередач, сооружений технологической связи и иных устройств и сооружений, предназначенная для транспортировки нефти (нефтепродуктов).

3.19 магистральный нефтепровод (нефтепродуктопровод): Единый производственно-технологический комплекс, состоящий из трубопроводов и связанных с ними перекачивающих станций, других технологических объектов, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, обеспечивающий транспортировку, приемку, сдачу нефти (нефтепродуктов), соответствующих требованиям нормативных документов, от пунктов приема до пунктов сдачи потребителям или перевалку на другой вид транспорта.

3.20 мера вместимости: Средство измерения объема нефти (нефтепродуктов), имеющее свидетельство о поверке и градуировочную таблицу (резервуары, железнодорожные цистерны, танки наливных судов).

Источник

МАГИСТРАЛЬНЫЕ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДЫ

Надежность магистральных нефтепродуктопроводов при их эксплуатации должна быть обеспечена и поддержана на требуемом уровне путем своевременного проведения плановых мероприятий технического обслуживания и ремонта согласно требованиям действующей НТД и утвержденным графикам, а также качественного выполнения восстановительных работ при неплановых ремонтах.

Для выполнения технического обслуживания, текущего и аварийно-восстановительного ремонта линейной части МНПП используют:

  • ремонтно-восстановительные бригады перекачивающих и наливных станций;
  • аварийно-восстановительные пункты (АВП), расположенные вдоль трассы, исходя из значимости и доступности отдельных точек трассы;
  • ремонтно-строительные участки, линейные обходчики.

Организационная структура, состав бригад и подразделений, обслуживающих линейную часть МНПП , устанавливаются обслуживающей организацией.

На подразделения, обслуживающие линейную часть МНПП , возлагаются следующие основные задачи:

  • периодические и внеочередные осмотры трассы МНПП путем обхода, объезда или облета с целью выявления нарушений охранной зоны, возможных утечек нефтепродуктов и их хищения;
  • cодержание в полной исправности линейных сооружений, особенно сооружений на переходах через реки и другие препятствия, в туннелях, на болотах, в колодцах; станций катодной защиты, линейных сооружений связи, линий электропередачи, электроустановок и т.п.;
  • наблюдение за состоянием охранной зоны и производством работ сторонними организациями;
  • выполнение работ по техническому обслуживанию, планово-предупредительным и аварийно-восстановительным ремонтам;
  • осуществление при необходимости врезок и отводов в нефтепродуктопроводы для подключения новых объектов, реконструкции узлов переключения и т.д.;
  • осуществление мероприятий по подготовке МНПП к работе в осенне-зимний период и к весеннему паводку;
  • оформление в установленном порядке документации на ремонтные работы и ликвидацию аварий;
  • поддержание в исправном состоянии табельной техники, приспособлений и другого имущества, своевременное их пополнение;
  • проведение в уставленные графиком сроки учебно-тренировочных занятий с отработкой планов ликвидации аварий с целью проверки готовности техники и персонала к выполнению работ по ликвидации возможных аварий.

Осмотр трассы нефтепродуктопровода

При осмотре трассы особое внимание должно быть обращено на:

  • выявление возможных утечек нефтепродукта по выходу на поверхность и попыток его хищения;
  • выявление и предотвращение производства работ посторонними организациями и лицами и нахождения посторонней техники;
  • выявление оголений, размывов, оползней, оврагов;
  • состояние переходов через реки, ручьи, овраги и другие препятствия;
  • состояние пересечений с железными и автомобильными дорогами, появление неузаконенных переездов;
  • состояние вдольтрассовых сооружений, включая защитные.

При осмотре наружной поверхности трубопроводов и их деталей (сварных швов, фланцевых соединений, включая крепеж арматуры, антикоррозионной защиты и изоляции, дренажных устройств, компенсаторов, опорных конструкций) следует обращать внимание на:

  • состояние и показания приборов, по которым осуществляется контроль за давлением в нефтепродуктопроводе;
  • герметичность незаглубленных участков нефтепродуктопровода, мест выхода из земли трубопроводных узлов, сварных и фланцевых соединений запорной арматуры;
  • наличие утечек транспортируемого нефтепродукта из кожухов на пересечениях с железными и автомобильными дорогами.

Линейные обходчики производят:

  • ежедневный осмотр и выявление утечек нефтепродуктов через запорную арматуру, выхода нефтепродукта на поверхность земли или водную поверхность;
  • проверку наличия и исправности километровых знаков, контрольно-измерительных пунктов, установок ЭХЗ запорной арматуры, колодцев и их ограждений, состояния вдольтрассовой линии электропередач.

Техническое обслуживание и ремонт

Техническое обслуживание и ремонт сооружений и оборудования нефтепродуктопровода проводят аварийно-восстановительные бригады по утвержденному графику работ.

Очередная очистка должна производиться при снижении пропускной способности нефтепродуктопровода не более чем на 3%, ухудшении качества нефтепродукта и др.

Виды и объемы ремонта самого трубопровода устанавливают на основе оценки его технического состояния по данным осмотров в шурфах, электроизмерений, анализов отказов, технических норм, требований паспортов и инструкций заводов-изготовителей или по данным обследования состояния трубопровода приборными средствами диагностики, а также в соответствии с мероприятиями по повышению надежности и безопасности эксплуатации, предусмотренными в планах эксплуатирующей организации.

  • ревизия и ремонт приводов запорной арматуры с заменой летней смазки на зимнюю и масла во взрывозащищенном электрооборудовании, создание запаса необходимых материалов и инструментов на базах, складах и в определенных местах трассы;
  • восстановление противопожарных сооружений;
  • ревизия и ремонт уплотнений в защитных кожухах переходов через шоссейные и железные дороги для предотвращения попадания воды в кожух;
  • приоткрытие задвижек тупиковых участков, камер скребка и других подобных устройств;
  • перевод на зимнюю эксплуатацию аварийно-ремонтной техники и другие мероприятия, направленные на обеспечение бесперебойного транспорта нефтепродуктов в зимних условиях;
  • промывка тупиковых и непроточных участков и арматуры;
  • установка указателей и вешек у колодцев и вантузов на случай заноса их снегом.

В плане мероприятий по подготовке к весеннему паводку должны быть предусмотрены:

Источник

Проектирование нефтепроводов: состав работ и особенности разработки

Проектирование нефтепроводов необходимо не только в сфере нефтедобычи, но и в других отраслях производства: химической, медицинской, пищевой, металлургической, тяжелой промышленности и ряда других, где требуется доставка нефти и нефтепродуктов.

Проектирование такого сооружения – занятие ответственное и выполняется квалифицированными проектировщиками. В результате получается проект, который позволяет построить нефтепровод без перерасхода средств и материалов, при сохранении эксплуатационных характеристик. В нашей статье мы расскажем о том, как осуществляется проектирование нефтепроводов и на какие этапы оно разбито.

Группы нефтепроводов

Нефтепроводы предназначены для транспортировки нефти и продуктов ее переработки. В последнем случае также применяется термин «нефтепродуктопровод» или, в зависимости от конкретного вида нефтепродукта, «бензинопровод», «мазутопровод» и т. д.

Группы нефтепроводов

Все эти трубопроводы также классифицируются по своему назначению:

  • промысловые (по ним подается сырая нефть непосредственно от добывающих скважин к различным устройствам для подготовки нефти в пределах промыслового участка);
  • местные (связывают промыслы или пункты нефтепереработки с главными узлами магистральных нефтепроводов);
  • магистральные (предназначены для перемещения подготовленной нефти и нефтепродуктов от промысловых участков и нефтехранилищ к потребителям — на нефтебазы, перевалочные узлы, нефтеналивные пункты и терминалы, промышленные предприятия и т. д.);
  • технологические (по ним нефть транспортируется в пределах одного предприятия или их группы для внутренних технологических нужд).
Читайте также:  Ремонт бампера для нивы своими руками

Технологическая нефтепроводная инфраструктура помимо собственно трубопроводов состоит из различных арматурных систем (запорной, регулирующей, предохранительной), фильтров, систем выравнивания давления и других устройств. Сеть данного вида нефтепроводов ограничивается входными и выходными задвижками нефтеперекачивающих станций.

Состав проектной документации для нефтепровода

Состав проектной документации для нефтепровода

Проектирование нефтепроводов выполняется квалифицированными инженерами. Помимо собственно разработки проекта специалисты проводят комплекс работ по инженерным изысканиям. Результаты изыскательных мероприятий позволяют учитывать особенности топографии и геологии местности, всецело изучить окружающий ландшафт.

Проектная документация включает в себя несколько разделов. Их количество определяется требованиями к конкретному нефтепроводу. Обязательно должны присутствовать следующие разделы:

  • задание на проектирование нефтепровода, пояснительная записка;
  • планировка участка с указанием зон подключения и перекачки нефти;
  • архитектурные, строительные, инженерные и иные решения, позволяющие определить расположение начальных и конечных точек нефтепровода;
  • принятые варианты конструкции;
  • описание технологии для обустройства элементов инженерной инфраструктуры на промышленном участке;
  • проект организации строительства с указанием всех этапов запланированных работ;
  • список противопожарных и природоохранных мероприятий;
  • сметная документация по строительным работам.

Отдельное внимание уделяют методике прокладки трубопровода. Чаще всего нефтепроводы прокладывают под землей, однако в некоторых случаях целесообразен надземный вариант размещения на опорах. Наземная прокладка используется гораздо реже как исключение при необходимости преодоления сложных форм рельефа или переувлажненных участков.

Проект нефтепровода подразумевает создание инженерного объекта, его безопасную эксплуатацию и периодическое обслуживание. Профилактика и ремонт проводятся в соответствии со следующей нормативной документацией:

  • СНИП 3.05.05-84 «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы»;
  • РД 39-132-94 «Правила по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов»;
  • Методика оценки остаточного ресурса технологических трубопроводов.

Состав проектной документации для нефтепровода

Порядок проектирования нефтепроводов

Проектирование магистрального нефтепровода и его возведение должны утверждаться соответствующими министерствами и ведомствами РФ. Далее необходимо определить заказчика, генерального подрядчика и проектную организацию.

Магистральные трубопроводы проектируются в порядке, утвержденном действующими нормами. Так, сначала формируются технико-экономическое обоснование и задание на проектирование, затем создается технический проект с чертежной рабочей документацией. Сам процесс проектирования можно разбить на 2 крупных этапа:

  1. подготовительный этап;
  2. непосредственно разработка проекта.

В каких случаях не требуется проектная документация и экспертиза ПД

Обоснование технико-экономической части (ТЭО) и задание на проектирование формируются на подготовительной стадии. Также в рамках этого этапа проводят инженерные изыскания. Проектирование в свою очередь могут разбивать также на две части: технический проект и создание рабочих чертежей. Либо создается единый технорабочий проект.

Разработка ТЭО осуществляется проектировщиками, после чего документ направляется на экспертизу в министерство. Затем он должен пройти согласование в Госплане. Технико-экономическое обоснование в основном требуется в случае крупных и сложных проектов нефтепроводов для определения целесообразности капиталовложений. Перед этим разрабатывается технический (или технорабочий) проект, который впоследствии является составной частью задания на составление обосновательной части.

Составление технико-экономического обоснования подразумевает под собой тщательную проработку вариантов и выбор наиболее оптимального из них с выводами и рекомендациями. Выбранный вариант должен обосновываться путем описания целесообразности будущего строительства, указания сроков и этапности строительных работ. Здесь также приводится список мероприятий, которые потребуется решить силами других отраслей. Задание на техническое или технорабочее проектирование также прикладывается к ТЭО. Оно рассматривается и утверждается соответственно на этапе экспертизы и утверждения ТЭО.

Задание на разработку проекта формируется заказчиком совместно с проектировщиком. Оно должно основываться на технико-экономическом обосновании с учетом технической возможности предлагаемых решений.

Необходимая информация, которая должна быть отражена в задании:

  • характеристика местности и условий прокладки трубопровода;
  • название нефтепродукта для транспортировки по проектируемому трубопроводу, сведения о качестве этого продукта;
  • проектные объемы перекачки, сведения о потребителях продукта;
  • режим работы нефтепровода;
  • список материальных ресурсов для обеспечения строительных работ;
  • список требуемых для строительства технических сооружений;
  • плановые сроки на проектные и строительные работы;
  • мощностные и прочие характеристики подрядной строительной организации.

Порядок проектирования нефтепроводов

Помимо задания на проектирование от заказчика потребуется предоставить исходную информацию, требуемую для проектных работ, а также документальное подтверждение финансового обеспечения для выполнения проектирования. Это регламентируется требованиями СН 202-76.

Задание, утвержденное органами власти, передается вместе с остальными документами проектировщикам. Затем проектная компания организует и проводит инженерные изыскания для выбора наиболее оптимального направления трубопровода. Полученные в ходе изыскательских работ материалы включаются в проект и передаются непосредственно строителям.

В техническом проекте по данным изысканий определяются технико-экономические показатели эксплуатации нефтепровода, перечисляются основные решения по прокладке этого объекта, выдается полная смета всего строительства.

Данные сведения приводят в соответствующих разделах:

  • пояснительная записка,
  • технико-экономическая и технологическая части;
  • генеральный план будущего нефтепровода с графической частью;
  • раздел по рекультивации участка;
  • блок, посвященный организации труда и производства в ходе эксплуатации трубопровода;
  • блок, посвященный организации строительных работ;
  • сметная часть;
  • раздел, решающий вопросы жилищного и культурно-бытового строительства.

Точный состав технического проекта должен учитывать используемые в данной отрасли промышленности образцы проектной документации. К данному документу также прилагается спецификация применяемых материалов и оборудования.

Технический проект утверждается проектировщиками и передается заказчику, который в свою очередь на основе выданных материалов оформляет заявку на приобретение необходимых стройматериалов и технического оснащения. Данная заявка отправляется генподрядчику.

Как известно, если проектирование выполняется в одну стадию, составляют технорабочий проект. В нем должны быть перечислены основные вопросы, решаемые в рамках технического проекта без детального описания решений, принятых в ТЭО. Изложенные пункты должны касаться технологии производства оборудования и связанных с ней решений, количества требуемых ресурсов (в том числе сырья), очередности строительства, генерального плана проектируемого объекта, различных показателей строительства. Технорабочий проект, как правило, разрабатывается при проектировании несложных и небольших участков трубопроводов и вмещается в себя также рабочие чертежи.

Нюансы проектирования трубной системы для нефтепровода

Нюансы проектирования трубной системы для нефтепровода

Проектная организация должна оценивать высокую степень ответственности, налагаемой на строительство проектируемого объекта. На эксплуатацию нефтепровода будут влиять несколько важных факторов:

  • химическое воздействие;
  • коррозионные процессы;
  • высокая влажность, риск развития плесени и микроорганизмов;
  • повышенное внутреннее и внешнее давление;
  • частота использования и естественный износ;
  • высокие температуры, резкие ее перепады и т. д.

Помимо внешнего воздействия трубопровод подвергается влиянию транспортируемого продукта. Сама субстанция может быть жидкой, вязкой, сыпучей и включать в себя жиры, различные взвеси твердых частиц, иные элементы, способные повредить инженерные коммуникации. Все эти факторы необходимо учитывать в процессе проектирования.

Нефтепровод — одна из наиболее сложных и трудозатратных коммуникаций, на проектирование и прокладку которой уходит достаточно много времени. Связано это с использованием тяжелых металлов при производстве, с необходимостью проведения сварочных, утеплительных и прочих работ в процессе монтажа. Ошибки в строительстве и эксплуатации недопустимы, так как это чревато серьезными и даже катастрофическими последствиями. Поэтому нормы проектирования нефтепроводов и газопроводов должны неукоснительно соблюдаться, а схемам данных коммуникаций необходимо уделять повышенное внимание.

Проектирование железобетонных конструкций: общие принципы, методология

В чертежной документации трубопроводы отображаются в виде совокупности следующих частей:

  • Линия — прямолинейный или ломаный участок коммуникации, не имеющий на своем протяжении разветвлений.
  • Узел — соединение нескольких линий, оборудованное механизированной или автоматизированной регулировочной системой. Узлы предусматриваются на участках, где в будущем планируется модернизация или укрупнение производства. Это дает возможность не прерывать производственный цикл при подключении новых линий. В зависимости от конфигурации различают плоскостные (соединение в одной плоскости) и пространственные (соединение в нескольких плоскостях) узлы.
  • Элемент — небольшой отрезок трубопровода, имеющий сварные соединения с другими частями коммуникации.
  • Блоком называют часть системы, выполняющую определенную функцию. Например, одна линия может делиться на несколько функциональных блоков, каждый из который закреплен за конкретным производственным цехом или обслуживается конкретным оборудованием.
  • Соединительные детали включают в себя различные отводы, переходники, тройники, заглушки, фланцы, прокладки и т. д.
  • Секция — это конструкция, производимая в заводских условиях и затем транспортируемая к месту монтажа. Составляющими этих изделий служат отрезки труб и соединительные элементы. Не включаются в секции контрольные устройства и механизмы.

Проектная организация фактически выполняет роль конструкторского бюро, собирающего единую систему из нескольких составных частей. Проектирование нефтепроводов регулируется нормами СНиП 3.05.05-84 С. 7 и СП 527-80, поэтому проектную работу выполняют в программном обеспечении, содержащем в себе все необходимые нормативы.

На практике сегодня наблюдается усложнение конфигураций трубопроводных систем. Это связано со стремлением промышленных предприятий минимизировать объемы отходов производства. В результате сети коммуникаций становятся все более запутанными.

Вместе с тем производители трубопроводов выпускают сборно-разборные конструкции, позволяющие собирать требуемую конфигурацию как конструктор. В прежние времена в распоряжении проектировщиков были лишь трубы и колена. Нынче у заводов, производящих трубопроводы, появилась возможность выпускать целые мини-системы, которые после выпуска достаточно перевезти и смонтировать на месте.

Подбор оборудования для нефтепровода

Основными исходными данными для подбора являются плотность, вязкость и температура нефтепродукта, а также проектный напор насосной станции. Последняя включает в себя насос и привод.

В магистральных нефтепроводах насосы могут соединяться друг с другом по параллельной или последовательной схеме. Количество центробежных агрегатов в системе определяется проектным давлением насосной станции, характеристиками самих агрегатов, свойствами транспортируемого нефтепродукта и режимом перекачки. При этом в каждой группе должно быть не более трех рабочих насосов и один резервный.

При последовательном соединении напоры включаемых в систему основных агрегатов суммируются, а сами агрегаты подбираются по подачи. Подпорные насосы можно подключать параллельно. Необходимости в большом напоре в данном случае нет, и при таком соединении двух и более агрегатов они будут давать прежний напор. Подача же здесь суммируется.

Итак, мы разобрали основные моменты, на которые стоит обращаться внимание при составлении проекта нефтепровода. Но наиболее грамотно и с учетом всех нюансов эту работу выполнят только опытные специалисты.

Источник