Согласование стоимости текущего ремонта

Согласование стоимости текущего ремонта

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в ноябре 2019 года заключен контракт на выполнение ремонтно-реставрационных работ. В ходе выполнения работ было выявлено, что проектно-сметная документация не предусматривает всех необходимых работ по одним разделам проекта и в то же время предусматривает избыточные работы по другим разделам сметы.
Кроме того, подрядчик предложил лучшие решения в отношении способов выполнения работ, ведущие к увеличению надежности их результата, и применение лучших материалов. Предмет договора при этом не меняется, работы, не учтенные изначально, необходимы для достижения изначально предусмотренного результата. Контрактом предусмотрена возможность изменения объема и видов выполняемых работ, с условием о том, что цена договора изменится не более чем на десять процентов.
1) Будет ли являться нарушением изменение видов и объемов работ в смете, если в суммовом выражении объем изменений составит 25% от цены договора, но при этом цена договора не изменится или изменится в пределах 10% (например, убрали одних работ и материалов на 50 млн. руб. добавили других работ и материалов на 50 млн. руб.)?
2) Нужно ли повторно проходить проверку достоверности сметной стоимости работ при внесении изменений в смету в части изменения видов работ и замены материалов, притом что первоначальная смета была проверена в рамках действия постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 427, которое на сегодняшний день утратило силу?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стороны описанного контракта вправе изменить состав видов работ, исключив одни и добавив другие.
Повторная проверка достоверности сметной стоимости должна проводиться только в случае повторного прохождения государственной экспертизы проектной документации, которое обязательно только в случае внесения в нее изменений, затрагивающих конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.

Обоснование позиции:
1. По смыслу положений ст. 33, ч.ч. 1, 2 ст. 34, п. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 10 ст. 70, ст. 94, ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), а также требований ст.ст. 309, 310 ГК РФ функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики выполняемых работ, а также материалов, которые должны использоваться при выполнении работ, должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в контракте. При этом согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий по общему правилу не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ также установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Так, в соответствии с пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается изменение контракта при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — строительные работы). При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта не более чем на 10% цены контракта. Как следует из содержания ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, указанный пункт применяется, только если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — контрактом.
Как видим, пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ прямо предусмотрено изменение как объема, так и видов выполняемых работ. По нашему мнению, очевидно, что изменение объемов выполняемых работ должно относиться к работам, предусмотренным изначальными условиями контракта, технической документацией, в то время как возможность изменения видов выполняемых работ предполагает именно возможность исключения работ, включенных в указанные изначально согласованные условия, равно как и добавления новых, замены одних работ на другие. В противном случае указание на возможность изменения видов работ не имело бы смысла. При этом масштаб и качество изменений (в том числе по видам работ) не ограничиваются, ограничена только возможность изменения цены контракта, которое допускается не более чем на 10% цены контракта (хотя это само по себе, по самым очевидным соображениям, «технически» ограничивает масштаб изменения работ).
Отсюда можно сделать вывод, что стороны контрактов, указанных в пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, вправе изменить состав видов работ, исключив одни и добавив другие.
Официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, которые прямо подтверждали бы данный вывод, нам, к сожалению, найти не удалось. Однако, заметим, совпадения с вышеописанным подходом можно найти в разъяснениях, данных в письмах Минфина России от 22.11.2019 N 24-03-07/90712, от 26.11.2019 N 24-03-07/91491. Косвенно вывод подтверждает также постановление Одиннадцатого ААС от 09.09.2019 N 11АП-14083/19, в котором подтверждалась правомерность выполнения дополнительных, то есть не предусмотренных технической документацией и сметой, работ, со ссылкой на п. 12 Обзора судебной практики. утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017.
2. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки строительных работ документация о закупке должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч.ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Частью проектной документации строительных работ на объектах капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов), финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50%, является смета (п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ). Такая смета составляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов в силу ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ. Согласно ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства объектов капитального строительства в указанных случаях подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта таких объектов указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством РФ.
При этом ч.ч. 9, 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено применение проектно-сметного метода для определения начальной (максимальной) цены контракта (далее также — НМЦК), цены контракта с единственным подрядчиком именно в случаях заключения контрактов на выполнение строительных работ. Однако очевидно, что при проведении закупки конкурентными способами смета, составленная заказчиком в соответствии с ч.ч. 1, 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, только обосновывает НМЦК. Именно эта смета и подлежит проверке в ходе государственной экспертизы проектной документации, которая по общему правилу осуществляется до начала закупки строительных работ*(1). Непосредственно же цена контракта, заключаемого по итогам конкурентных процедур, как это следует из ст. 32, п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 1 ст. 54, ч. 2 ст. 54.4, ч. 5 ст. 54.6, ч. 4 ст. 68, п. 2 ч. 3 ст. 73, ч. 14 ст. 78, ч. 2 ст. 82.3, ч. 17 ст. 83, п. 7 ч. 9 ст. 83.1, ч. 2 ст. 83.2, ч. 3 ст. 90, ч. 4 ст. 91 Закона N 44-ФЗ, определяется предложением контрагента, определенного по итогам соответствующей процедуры. Заказчик не может корректировать эту цену в одностороннем порядке.
При этом в соответствии с ч. 6.1 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. Причем составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом РФ сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов. Приведенная норма не указывает, кто должен готовить такую смету. Однако поскольку представляется очевидным, что только подрядчик может знать все нюансы формирования предложенной им цены (п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889), то и представить смету, то есть расчет этой цены, может только он. Безусловно, смета при этом подлежит утверждению заказчиком и вступает в силу после такого утверждения, как это и предусмотрено п. 3 ст. 709 ГК РФ.
По смыслу положений п. 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, должна быть направлена на повторную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части изменения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, и может быть направлена на повторную экспертизу по инициативе застройщика или технического заказчика в случае внесения в нее иных изменений.
Соответственно, отсутствие изменения технической части проектной документации, влияющей на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, свидетельствует об отсутствии обязанности по получению положительного заключения госэкспертизы на сметную документацию с увеличением стоимости спорных объектов в виде дополнительных затрат. Данный вывод косвенно подтверждается постановлением АС Дальневосточного округа от 19.02.2018 N Ф03-135/18, которое было вынесено на основании ранее действовавших норм, также предусматривавших обязательную проверку достоверности сметной стоимости.

Читайте также:  Ремонт клавиатуры для mac

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Подробнее об этом смотрите в следующем материале:
— Энциклопедия решений. Определение предмета контракта на выполнение подрядных работ на проектирование и строительство.

Источник



Имеют ли право собственники в МКД, в случае несогласия со сметой на текущий ремонт, найти организацию сами и выставить счет УК для оплаты?

Плата за текущий ремонт включается в состав платы за содержание жилого помещения (ст. 154 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 39 ЖК РФ и п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), собственники помещений несут расходы на содержание общего имущества, в том числе на текущий ремонт, соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:

а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме — в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;

б) обязательных платежей и взносов (в том числе на текущий ремонт) собственников помещений, являющихся членами ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с договорами, заключенными с указанными организациями (ч. 5, 6 ст. 155 ЖК РФ).

Читайте также:  Ремонт ванной комнату пластиковыми панелями

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, в перечень работ, относящихся к текущему ремонту жилых домов, входят:

— фундаменты: устранение мелких деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входы в подвалы;

— стены и фасады: герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; ремонт и окраска фасадов;

— перекрытия: частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска;

— крыши: устранение неисправностей стальных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции;

— лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей: восстановление или замена отдельных участков и элементов;

— центральное отопление: установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов внутренних систем центрального отопления, включая домовые котельные;

— водопровод и канализация, горячее водоснабжение: установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях;

— электроснабжение и электротехнические устройства: установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит;

— внешнее благоустройство: ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха.

В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме проводится на основании решения общего собрания собственников помещений, принимаемого большинством голосов от общего числа голосов, участвующих в собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о наделении совета многоквартирного дома полномочиями принимать решения о текущем ремонте принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений (п. 4.1, 4.2 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, п. 18 Правил № 491).

В силу ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Жилищным кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании должны не только принять решение о проведении текущего ремонта, но и определить стоимость этого ремонта, а также согласовать смету.

В п. 33 Правил № 491 указано, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (п. 17 Правил № 491).

Таким образом, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома было принято решение о проведении текущего ремонта, согласованы вопросы финансирования этих работ, утверждена смета, то такое решение нужно исполнять или оспаривать в установленном законом порядке. Самостоятельно проведенный текущий ремонт, так же как и ремонт, проведенный с помощью подрядной организации, которые не были согласованы общим собранием собственников, не будут компенсироваться за счет взносов, и управляющая компания эти расходы возмещать также не должна.

Источник

Новости

Текущим ремонтом называются мероприятия по поддержке параметров устойчивости и надежности сооружений. Капитальным ремонтом будут называться мероприятия, которые имеют под собой цель восстановить и/или заменить изношенные конструкции (включая несущие), или же вовсе изменить параметры здания (см. письмо Минстроя России от 27.02.2018 № 7026-АС/08 (https://t.me/zakupki44fz/926)).

Каким образом можно обосновать начальную максимальную цену контракта:

Есть пять основных методов определения НМЦК: анализ рынка, нормативный, тарифный, проектно-сметный и затратный методы (статья 22 Закона № 44-ФЗ). Чтобы закупить ремонтные работы подойдут далеко не все из указанных методов. Для капитального ремонта требуется оформление проектной документации, так что для определения НМЦК контракта необходимо будет использовать исключительно проектно-сметный метод. Об этом нам также говорит часть 9 статьи 22 44-ФЗ.

Проектно-сметный метод также можно использовать в качестве обоснования НМЦК (часть 9.1 статьи 22 44-ФЗ). Также для определения НМЦК вполне подходит метод анализа рынка (см. Письмо Минфина России от 23.06.2020 N 24-01-08/54017 ).

Как правильно закупить работы по текущему ремонту:

Для начала нужно выбрать способ определения поставщика. В большинстве случаев это электронный аукцион. После выбора способа закупки нужно выбрать то, каким образом заказчик будет обосновывать НМЦК. Заказчику будет необходимо либо не менее трех коммерческих предложений (анализ рынка), либо дефектная ведомость и смета. После этого закупка вносится в план-график, и заказчик начинает заниматься разработкой закупочной документации.

Теперь перейдем к требованиям, которые заказчик может или не может предъявлять к участникам. Градостроительный кодекс отдельно не регламентирует текущий ремонт. Заказчик не может требовать от участника членство в саморегулируемой организации. Также заказчик не может устанавливать доптребования к участникам, так как данный вид закупок не попадает под действие постановления №99 от 04.02.2015 (см. письмо ФАС России от 17.04.2017 N ИА/25494/17 ).

Читайте также:  Ттк ремонт кирпичной кладки стен

После разработки «рыбы» закупочной документации заказчику необходимо заняться описанием объекта закупки. Описание состоит из нескольких частей. Вне таблицы указываются ссылки на ГОСТы, СанПиНы, СНиПы, которыми удовлетворяют выполняемые работы. Далее идет таблица, в которой указаны объемы работ, которые нужно выполнить (составляется на основании дефектной ведомости). Финальный штрих – описание оборудования и материалов, которые будут использоваться при выполнении указанных работ. При описании таких материалов и оборудования также нужно следовать ГОСТам.

При таком описании объекта закупки участнику недостаточно предоставить только согласие на выполнение работ, оказание услуг. Участник должен будет приложить конкретные характеристики товара, а также указать страну происхождения поставленного товара.

см. также альтернативное мнение: УФАС: госзаказчику нельзя требовать конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ (Решение Московского областного УФАС России от 05.03.2020 по делу N 50/06/7362эп/20, 50/06/7365эп/20, 50/06/7363эп/20, 50/06/7364эп/20).

Контракт будет заключен по цене, предложенной победителем закупочной процедуры. Если в качестве обоснования НМЦК использовался метод анализа рынка, то вопросов быть не должно. Если в качестве обоснования использовалась смета, необходимо добавить:

● величину понижающего коэффициента (разница НМЦК и процента снижения НМЦК);

Источник

УК завышает стоимость текущего ремонта

Между мной (председателем совета МКД) и директором УК составлен и подписан план текущего ремонта общего имущества с плановой стоимостью отдельных видов работ.

В договоре между мной и УК прописана обязанность последней согласовывать со мной сметы на текущий ремонт.

1) Смету со мной не согласовала
2) Стоимость работ по плану превысила
3) Предложения других подрядчиков, которые я ей предоставил и готовых выполнить работу по более низкой цене, проигнорировала.

1) Привлечь УК к административной ответственности
2) Обязать УК списать со счета дома сумму за проведенные работы, не превышающую плановую.

#2 Гость_Бирюлин Алексей Алексеевич_*

  • Гости

Алексей Алексеевич, как правильно действовать в данной ситуации

Суть проблемы такова.

Между мной (председателем совета МКД) и директором УК составлен и подписан план текущего ремонта общего имущества с плановой стоимостью отдельных видов работ.

В договоре между мной и УК прописана обязанность последней согласовывать со мной сметы на текущий ремонт.

1) Смету со мной не согласовала
2) Стоимость работ по плану превысила
3) Предложения других подрядчиков, которые я ей предоставил и готовых выполнить работу по более низкой цене, проигнорировала.

1) Привлечь УК к административной ответственности
2) Обязать УК списать со счета дома сумму за проведенные работы, не превышающую плановую.

Добрый день. К административной ответственности привлечь невозможно, так как данное соглашение не имеет юридической силы. При выполнении любых работ по текущему ремонту возможны дополнительные работы, что влечет за собой увеличение стоимости.

#3 dmitriy78

я допускаю, что план текущего ремонта, юридической силы не имеет. Тем не менее

1) пп. д, п. 4, раздела II Постановления Правительства РФ № 416 от15 мая 2013 года говорит о том, что

управление МКД должно обеспечивать выполнение следующих стандартов:

«выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме домах «

2) Обязанность согласовывать сметы с заказчиком, чтобы как раз избегать дополнительных работ, а если они появляются, они также подлежат согласованию в новой (дополнительной) смете прописана в

а) Договоре управления МКД (конкретно в моем)

в) ст. 33 Законе о Защите прав потребителей

Все эти документы имеют юридическую силу и нарушены УК.

Вопросы остаются те же

1) Является ли это основанием для привлечения УК к административной ответственности.

2) Как препятствовать УК завышать стоимость работ? Я понимаю, что если УК предъявляет доказательства о реально потраченных ей деньгах, то ГЖИ вряд ли сможет что то сделать. Но, если каждое нарушение закона, выраженное в несогласовании с собственниками смет на текущий ремонт не останется без внимания ГЖИ, то это отобьет желание у УК так поступать.

#4 Гость_Бирюлин Алексей Алексеевич_*

  • Гости

Алексей Алексеевич,

я допускаю, что план текущего ремонта, юридической силы не имеет. Тем не менее

1) пп. д, п. 4, раздела II Постановления Правительства РФ № 416 от15 мая 2013 года говорит о том, что

управление МКД должно обеспечивать выполнение следующих стандартов:

«выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме домах «

2) Обязанность согласовывать сметы с заказчиком, чтобы как раз избегать дополнительных работ, а если они появляются, они также подлежат согласованию в новой (дополнительной) смете прописана в

а) Договоре управления МКД (конкретно в моем)

б) ст. 709 ГК РФ

в) ст. 33 Законе о Защите прав потребителей

Все эти документы имеют юридическую силу и нарушены УК.

Вопросы остаются те же

1) Является ли это основанием для привлечения УК к административной ответственности.

2) Как препятствовать УК завышать стоимость работ? Я понимаю, что если УК предъявляет доказательства о реально потраченных ей деньгах, то ГЖИ вряд ли сможет что то сделать. Но, если каждое нарушение закона, выраженное в несогласовании с собственниками смет на текущий ремонт не останется без внимания ГЖИ, то это отобьет желание у УК так поступать.

Напоминаем, к административной ответственности привлечь невозможно, так как данное соглашение не имеет юридической силы.

Если в результате проверки выяснилось, что расчет произведен неверно либо управляющей компанией осуществлялись иные незаконные действия, собственники вправе обратиться в правоохранительные органы. Государственная жилищная инспекция не осуществляет проверки, связанные с расходованием денежных средств.

Источник