Система плановопредупредительного ремонта оборудования

Система плановопредупредительного ремонта оборудования

В пособии рассмотрены организационные принципы производственной эксплуатации общепромышленного оборудования. Даны особенности построения системы технической эксплуатации и ремонта оборудования предприятий автомобильного транспорта.

Оглавление

  • Введение
  • 1 Система планово – предупредительного ремонта технологического оборудования
  • 2 Организация технического обслуживания и ремонта в передовых зарубежных странах
  • 3 Реализация концепции системы ППР в отечественной практике. Отдел главного механика
  • 4 Производственная эксплуатация оборудования
  • 5 Руководство по эксплуатации оборудования

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Техническая эксплуатация и ремонт технологического оборудования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 Система планово — предупредительного ремонта технологического оборудования

Система технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р) — это совокупность взаимосвязанных технических средств, документации, исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества оборудования. Общей концепцией поддержания оборудования в исправном состоянии и постоянной работоспособности является внедрение системы планово-предупредительного ремонта (ППР).

Система ППР представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности машин, оборудования, механизмов (далее — оборудования) в течение всего срока их службы при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации. Эти мероприятия разрабатываются и осуществляются при эксплуатации оборудования с обязательным выполнением указаний инструкций заводовизготовителей, а также требований к техническому состоянию оборудования и правил безопасной эксплуатации, установленных Ростехнадзором.

Система ППР основана на планировании ремонтов и носит предупредительный характер. Это означает, что все мероприятия по поддержанию работоспособности оборудования выполняются в соответствии с годовыми и месячными графиками, составленными так, чтобы предупредить преждевременный и неожиданный выход оборудования из строя.

Планово-предупредительный характер Системы ППР реализуется:

— проведением с заданной периодичностью ремонтов оборудования, сроки выполнения и материально-техническое обеспечение которых планируется заранее;

— выполнением в полном объеме операций ТО и Р, направленных на обеспечение безотказной работы оборудования;

— сокращением времени нахождения оборудования в ремонте (в первую очередь капитальном);

— обеспечением сроков полезного использования оборудования.

Все эксплуатируемое на предприятиях оборудование подразделяется на основное и неосновное. Основным является оборудование, при непосредственном участии которого осуществляются основные производственные (технологические) процессы получения продукта (оказания услуг) и выход которого из строя приводит к прекращению или резкому сокращению выпуска продукции. Неосновное оборудование обеспечивает полноценное протекание производственных процессов и работу основного оборудования. В зависимости от производственной значимости и выполняемых функций в производственных процессах оборудование одного и того же вида и наименования может быть отнесено как к основному, так и к неосновному.

Система ППР предусматривает, что потребность оборудования в ремонтнопрофилактических воздействиях удовлетворяется сочетанием различных видов ремонтно-профилактических воздействий, различающихся периодичностью и составом работ. В зависимости от производственной значимости оборудования, влияния его отказов на безопасность персонала и стабильность производственных и технологических процессов ремонтные воздействия могут реализоваться в виде регламентированного ремонта, ремонта по наработке, ремонта по техническому состоянию, либо в виде их сочетания. Каждое предприятие вправе выбрать любую стратегию (форму, метод) ППР, наиболее полно отвечающую целям производства и обеспечивающую получение максимальной прибыли. Планирование ТО, текущего и капитального ремонта осуществляется на основе разрабатываемых и утверждаемых нормативов ППР (периодичности, продолжительности и трудоемкости).

На практике перечень оборудования, ремонт которого может быть основан только на принципах и стратегиях регламентированного ремонта, крайне узок. Фактически ремонт большей части оборудования неизбежно основан на сочетании (в различных пропорциях) регламентированного ремонта и ремонта по техническому состоянию. В этом случае «каркас» структуры ремонтного цикла определяется совокупностью элементов оборудования, ремонт которых основан на стратегиях регламентированного ремонта или ремонта по наработке. На полученную «жесткую» основу структуры ремонтного цикла оборудования накладываются (в «нежестком» варианте) сроки проведения ремонта отдельных элементов, обслуживаемых по техническому состоянию.

Наиболее перспективным методом ремонта оборудования для предприятий любых форм собственности является агрегатно-узловой метод, при котором неисправные сменные элементы (агрегаты, узлы и детали) заменяются новыми или отремонтированными, взятыми из оборотного фонда. В ряде зарубежных стран замена неисправных агрегатов и узлов приурочивается к плановым срокам проведения ТО, а сам ремонт называется «планово-предупредительное обслуживание». Задача своевременной замены неисправных агрегатов, узлов и деталей наиболее успешно решается при внедрении технической диагностики оборудования в процессе его ТО и ремонта.

При наличии на предприятии крупного технологического и энергетического оборудования, подвижного состава, сложных технологических (производственных) процессов с целью повышения ответственности за постоянную работоспособность оборудования на предприятиях вводится должность заместителя руководителя по основным фондам. В переходный период обязанности заместителя руководителя по основным фондам возлагаются на главного инженера; в этом случае его должность называется главный инженер — заместитель руководителя предприятия. В обоих случаях заместитель руководителя по основным фондам единолично несет ответственность за содержание, ТО и ремонт всех фондов предприятия.

Источник



Планово-предупредительный ремонт (ППР)

Сущность системы ППР состоит в том, что после отработки оборудованием определенного времени производятся профилактические осмотры и различные виды плановых ремонтов, периодичность и продолжительность которых зависят от конструктивных и ремонтных особенностей оборудования и условий его эксплуатации.

Система ППР предусматривает также комплекс профилактических мероприятий по содержанию и уходу за оборудованием.

Она исключает возможность работы оборудования в условиях прогрессирующего износа, предусматривает предварительное изготовление деталей и узлов, планирование ремонтных работ и потребности в трудовых и материальных ресурсах.

Положения о планово-предупредительных ремонтах разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами и являются обязательными для выполнения предприятиями отрасли.

Основное содержание ППР – внутрисменное обслуживание (уход и надзор) и проведение профилактических осмотров оборудования, которое обычно возлагается на дежурный и эксплуатационный персонал, а также выполнение плановых ремонтов оборудования.

Системой ППР предусматриваются также плановые профилактические осмотры оборудования инженерно-техническим персоналом предприятия, которые производятся по утвержденному графику.

Грузоподъемные машины, кроме обычных профилактических осмотров, подлежат также техническому освидетельствованию, проводимому лицом по надзору за этими машинами.

Системой ППР предусматриваются ремонты оборудования 2 х видов: текущие и капитальные.

Текущий ремонт оборудования включает выполнение работ по частичной замене быстроизнашивающихся деталей или узлов, выверке отдельных узлов, очистке, промывке и ревизии механизмов, смене масла в емкостях (картерных) систем смазки, проверке креплении и замене вышедших из строя крепежных деталей.

При капитальном ремонте, как правило, выполняется полная разборка, очистка и промывка ремонтируемого оборудования, ремонт или замена базовых деталей (например, станин); полная замена всех изношенных узлов и деталей; сборка, выверка и регулировка оборудования.

Читайте также:  Вологда ильюшина ремонт золота

При капитальном ремонте устраняются все дефекты оборудования, выявленные как в процессе эксплуатации, так и при проведении ремонта.

Периодичность остановок оборудования на текущие и капитальные ремонты определяется сроком службы изнашиваемых узлов и деталей, а продолжительность остановок – временем, необходимым для выполнения наиболее трудоемкой работы.

Для выполнения планово-предупредительных ремонтов оборудования составляются графики.

Каждое предприятие обязано составлять по установленной форме годовой и месячный графики ППР.

Система ППР предполагает безаварийную модель эксплуатации и ремонта оборудования, однако в результате изношенности оборудования или аварий проводятся и внеплановые ремонты.

Источник

Система планово-предупредительного ремонта (ППР)

Система ППР — это комплекс планируемых организационно-технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования. Мероприятия носят предупредительный характер, т.е. после отработки каждой единицей оборудования определенного количества времени производятся профилактические осмотры и плановые ремонты его: малые, средние, капитальные.

Чередование и периодичность ремонтов определяется назначением оборудования, его конструктивными и ремонтными особенностями и условиями эксплуатации.

ППР оборудования предусматривает выполнение следующих работ:

— периодические плановые ремонты:

Межремонтное обслуживание — это повседневный уход и надзор за оборудованием, проведение регулировок и ремонтных работ в период его эксплуатации без нарушения процесса производства. Оно выполняется во время перерывов в работе оборудования (в нерабочие смены, на стыке смен и т.д.) дежурным персоналом ремонтной службы цеха.

Периодические осмотры — осмотры, промывки, испытания на точность и прочие профилактические операции, проводимые по плану через определенное количество отработанных оборудованием часов.

Периодические плановые ремонты

Малый ремонт — детальный осмотр, смена и замена износившихся частей, выявление деталей, требующих замены при ближайшем плановом ремонте (среднем, капитальном) и составление дефектной ведомости для него (ремонта), проверка на точность, испытание.

Средний ремонт — детальный осмотр, разборка отдельных узлов, смена износившихся деталей, проверка на точность перед разборкой и после ремонта.

Капитальный ремонт — полная разборка оборудования и узлов, детальный осмотр, промывка, протирка, замена и восстановление деталей, проверка на технологическую точность обработки, восстановление мощности, производительности по стандартам и ТУ.

ППР осуществляется по плану-графику, разработанному на основе нормативов ППР:

— продолжительности ремонтного цикла;

— продолжительности межремонтных и межосмотровых циклов;

— категорий ремонтной сложности (КРС);

— трудоемкости и материалоемкости ремонтных работ.

Ремонтный цикл — это период работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или период работы между двумя капитальными ремонтами.

Структура ремонтного цикла — это порядок чередования ремонтов и осмотров, зависящих от типа оборудования, степени его загрузки, возраста, конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Например, для агрегатных финишных станков структура ремонтного цикла имеет следующий вид

где К — это капитальный ремонт (или ввод оборудования в эксплуатацию);

С — средний ремонт;

М — малый ремонт;

1, 2, 3, . 6 — порядковый номер ремонта в цикле.

Продолжительность ремонтного цикла — промежуток времени между двумя капитальными ремонтами.

Категория ремонтной сложности (КРС) присваивается каждой единице оборудования. В качестве ремонтной единицы принята 1/11 трудоемкости капитального ремонта токарно-винторезного станка 16К20, относящегося к одиннадцатой группе сложности.

Для единицы ремонтной сложности рассчитаны нормативы в часах для ремонтов по видам работ:

— прочие (окрасочные, сварочные и др.).

Категория ремонтной сложности для механической и электрической частей оборудования рассчитываются отдельно.

Категория ремонтной сложности универсального оборудования определяется по справочнику ППР.

КРС специального технологического оборудования (a р.c) определяется трудоемкостью ремонтных работ:

где tiслес — норма времени выполнения каждой слесарной операции, в нормо-часах;

tр.е.слес — норма времени на одну ремонтную единицу капитального ремонта оборудования, в нормо-часах;

m — типовой перечень слесарных работ (с указанием процентов замены изношенных важнейших деталей), выполняемых при проведении капитального ремонта.

Для большинства оборудования в машиностроении и приборостроении норма времени на одну ремонтную единицу равна:

Источник

Система ППР оборудования

Система планово-предупредительных ремонтов или система ППР, как принято сокращенно называть данный метод организации ремонтов довольно распространенный метод, зародившийся и получивший широкое распространение в странах бывшего СССР. Особенностью такой “популярности” этого вида организации ремонтного хозяйства явилось то, что она довольно стройно вписывалась в плановую форму экономического управления того времени.

Теперь давайте разберемся в том, что же такое ППР (планово-предупредительный ремонт).

На предприятиях используются различные разновидности систем планово-предупредительных ремонтов (ППР). Основным сходством в их организации является то, что регламентирование ремонтных работ, их периодичности, продолжительности, затрат на эти работы носит плановый характер. Однако, индикаторами для определения сроков выполнения плановых ремонтов служат различные показатели.

Классификация ППР

Я бы выделил несколько разновидностей системы планово-предупредительных ремонтов, которые имеют следующую классификацию:

регламентированный ППР (планово-предупредительный ремонт)

  • ППР по календарным периодам
  • ППР по календарным периодам с корректированием объема работ
  • ППР по наработке
  • ППР с регламентированным контролем
  • ППР по режимам работы

ППР (планово-предупредительный ремонт) по состоянию:

  • ППР по допустимому уровню параметра
  • ППР по допустимому уровню параметра с корректировкой плана диагностики
  • ППР по допустимому уровню параметра с его прогнозированием
  • ППР с контролем уровня надежности
  • ППР с прогнозом уровня надежности

Преимущества использования системы ППР или планово-предупредительного ремонта оборудования

Система планово-предупредительного ремонта оборудования (ППР) имеет большое количество преимуществ, обуславливающих ее широкое применение в промышленности. В качестве основных, я бы выделил следующие плюсы системы:

  • контроль продолжительности межремонтных периодов работы оборудования
  • регламентирование времени простоя оборудования в ремонте
  • прогнозирование затрат на ремонт оборудования, узлов и механизмов
  • анализ причин поломки оборудования
  • расчет численности ремонтного персонала в зависимости от ремонтосложности оборудования

Недостатки системы ППР или планово-предупредительного ремонта оборудования

Наряду с видимыми преимуществами, существует и ряд недостатков системы ППР. Оговорюсь заранее, что они, в основном, применимы к предприятиям стран СНГ.

  • отсутствие удобных инструментов планирования ремонтных работ
  • трудоемкость расчетов трудозатрат
  • трудоемкость учета параметра-индикатора
  • сложность оперативной корректировки планируемых ремонтов

Вышеприведенные недостатки системы ППР касаются определенной специфики парка технологического оборудования, установленного на предприятиях СНГ. В первую очередь это большая степень износа оборудования. Часто износ оборудования достигает отметки в 80 – 95 %. Что значительно деформирует систему планово-предупредительных ремонтов, вынуждая специалистов корректировать графики ППР и выполнять большое количество незапланированных (аварийных) ремонтов, значительной превышающее нормальный объем ремонтных работ. Так же, при использовании метода организации системы ППР по наработке (по прошествии определенного времени работы оборудования) увеличивается трудоемкость системы. В этом случае приходится организовывать учет реально отработанных машинных часов, что, в совокупности с большим парком оборудования (сотни и тысячи единиц) делает эту работу невыполнимой.

Читайте также:  Бмв ремонт и тюнинг

Структура ремонтных работ в системе ППР оборудования (планово-предупредительного ремонта)

Структура ремонтных работ в системе ППР оборудования обуславливается требованиями ГОСТ 18322-78 и ГОСТ 28.001-78

Система ППР (планово-предупредительных ремонтов) оборудования

Несмотря на то, что система ППР предполагает безаварийную модель эксплуатации и ремонта оборудования, на практике приходится учитывать и неплановые ремонты. Их причиной чаще всего является неудовлетворительное техническое состояние или же авария по причине некачественного технического обслуживания.

Источник

Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов

1.1. Настоящее Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов разработано в целях создания единой концепции обслуживания лифтов в России.

1.2. При разработке настоящего Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, в дальнейшем именуемое Положением, учтены замечания и предложения заводов — изготовителей лифтов, специализированных организаций по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту лифтов, органов Госгортехнадзора России, инженерных центров и других заинтересованных организаций.

В Положении учтены требования Европейского стандарта EN-81 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов" и рекомендации Европейской лифтовой ассоциации (ЕЕА) "Лифты. Безопасность для пользователей", а также "Рекомендации по техническому обслуживанию лифтов и эскалаторов".

1.3. Настоящее Положение разработано с целью повышения уровня и качества проведения работ по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и диагностирования лифтов.

2. Общие требования

2.1. Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов определяет основные требования по организации и проведению работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов с целью обеспечения их исправности и работоспособности при использовании лифта по назначению.

2.2. Настоящее Положение распространяется на лифты, находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, установленные в жилых зданиях, а также в зданиях и сооружениях социально-культурного, коммунально-бытового и лечебного назначения.

2.3. Организация — владелец лифта должна обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания.

2.4. Организации — владельцы лифтов и специализированные по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и диагностированию лифтов предприятия (далее — специализированные по лифтам организации) и инженерные центры по лифтам (далее — инженерные центры) в своей работе должны руководствоваться:

• инструкциями по эксплуатации заводов — изготовителей лифтов;

• ГОСТ 22011-95 "Лифты пассажирские, больничные и грузовые. Технические условия";

• ГОСТ 22845-85 "Лифты электрические пассажирские и грузовые. Правила организации, производства и приемки монтажных работ";

• "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов" (ПУБЭЛ);

• руководящими документами (РД) Госгортехнадзора России;

• строительными нормами и правилами (СНиП);

• "Правилами устройства электроустановок" (ПУЭ);

• "Правилами эксплуатации электроустановок потребителей" и "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" (ПЭЭП и ПТБ при ЭЭП);

• правилами и инструкциями по охране труда для рабочих и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт лифтов;

• должностными и производственными инструкциями для руководителей и обслуживающего персонала;

• действующими нормативно-техническими документами по вопросам эксплуатации и ремонта лифтов;

2.5. Для технического обслуживания и ремонта лифтов, установленных в жилом фонде, организации — владельцы лифтов привлекают специализированные по лифтам организации, а при их отсутствии организации — владельцы лифтов осуществляют эксплуатацию и ремонт лифтов в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных Госгортехнадзором России 11 февраля 1992 г.

При этом в договоре должны быть определены обязанности и права сторон с учетом обеспечения содержания лифтов в исправном состоянии и их безопасной эксплуатации.

2.6. Определения основных терминов, примененных в тексте настоящего Положения, приведены в Приложении 1.

3. Организация системы

планово-предупредительных ремонтов лифтов

3.1. Система планово — предупредительных ремонтов включает в себя:

• систему технического обслуживания, состоящую из:

• систему восстановления ресурса лифтов, состоящую из:

· капитального ремонта (замены);

3.2. Система планово-предупредительного ремонта предусматривает планирование, подготовку и реализацию осмотров, текущего и капитального ремонтов и модернизацию лифтов с заданной последовательностью и периодичностью.

3.3. Периодичность и состав работ при техническом обслуживании и ремонте лифтов определяют специализированные по лифтам организации, имеющие лицензии Госгортехнадзора России на соответствующие этапы деятельности и разработку эксплуатационной документации по ГОСТ 2.601-95 с учетом выполнения технических требований, установленных эксплуатационной документацией заводов — изготовителей и настоящего Положения.

При техническом обслуживании и ремонте лифтов, осуществляемых организациями — владельцами лифтов, периодичность и состав работ определяются требованиями ПУБЭЛ и эксплуатационной документацией заводов — изготовителей.

3.4. Периодические осмотры

Осмотры диспетчеризированных лифтов, оборудованных автоматическим контролем за состоянием электрических контактов безопасности дверей шахты и кабины, проводимые электромехаником, разрешается выполнять ежемесячно и совмещать их с ежемесячным текущим ремонтом (техническим обслуживанием).

Осмотры лифтов, не оборудованных устройствами автоматического контроля, выполняются в соответствии с требованиями ПУБЭЛ.

3.5. Текущий ремонт

Текущий ремонт (техническое обслуживание) обеспечивает восстановление работоспособности лифта и поддержание его эксплуатационных показателей.

Текущие ремонты (техническое обслуживание) могут подразделяться на ежемесячные, квартальные, полугодовые и ежегодные.

3.6. Капитальный ремонт

Капитальный ремонт обеспечивает восстановление исправности, полного или близкого к полному ресурса лифта.

3.6.1. Продолжительность циклов между плановыми капитальными ремонтами устанавливается как средневзвешенная (по годам выпуска лифтов, находящихся в эксплуатации) величина, которая приведена в таблице 1.

Периодичность капитального ремонта для лифтов, находящихся в эксплуатации

Пассажирские для производственных зданий

Грузовые и грузовые малые

Примечание. При разработке и освоении новых моделей лифтов (в т.ч. зарубежного производства) периодичность проведения капитальных ремонтов определяется эксплуатационной документацией заводов — изготовителей.

3.6.2. При плановых капитальных ремонтах работы производятся с заменой и регулировкой узлов и деталей, выработавших свой ресурс или близких к его выработке. При этом дополнительно выполняются работы, входящие в состав текущего ремонта и пуско-наладочные работы.

3.6.3. С целью сокращения сроков простоя лифтов в капитальном ремонте и учитывая, что большое количество составных частей и деталей, входящих в комплект лифтового оборудования, имеет ресурс до очередного капитального ремонта ниже регламентированного для лифта в целом, а долговечность их работы зависит от интенсивности и условий эксплуатации лифта, требований безопасности, качества заводского изготовления, капитальный ремонт этих составных частей и деталей должен производиться вне зависимости от ремонтного цикла по мере необходимости.

Читайте также:  Ремонт насоса dab divertron 1200

В этом случае в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте составных частей и оборудования (работы капитального характера), входит замена одного или нескольких нижеперечисленных узлов:

• электродвигателя главного привода;

• редуктора лебедки или червячной пары редуктора;

• электрощита (панели) управления лифтом;

• створок дверей шахты и кабины;

• пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины;

При этом работа по замене вышеуказанных узлов не входит в состав технического обслуживания лифта.

3.6.4. Для лифтов, имеющих преждевременный физический и моральный износ оборудования, допускается проведение капитального ремонта лифта по его фактическому состоянию.

В этом случае состав работ по капитальному ремонту (замене) оборудования определяется специалистами инженерного центра и специализированной по лифтам организации.

Сроки выполнения работ согласовываются с организацией — владельцем лифта.

3.7.1. Модернизация, как правило, проводится на лифтах, отработавших срок службы. В соответствии с ГОСТ 22011-95 назначенный срок службы лифта составляет 25 лет.

3.7.2. Объем работ, выполняемых при модернизации лифта, определяется в соответствии с РД-10-104-95 "Временное положение о порядке и условии проведения модернизации лифтов", утвержденным Госгортехнадзором России 29 ноября 1995 г.

3.7.3. С целью улучшения эксплуатационных и эстетических показателей лифта по заявке организации — владельца модернизация может быть проведена до истечения срока службы лифта.

В этом случае объем и сроки выполнения работ по модернизации лифта должны быть согласованы с организацией — владельцем лифта в зависимости от его фактического состояния.

3.7.4. Обследование лифта, вышедшего из строя вследствие пожара, вандальных действий или иных форс-мажорных обстоятельств, с целью определения возможности его ремонта, модернизации или замены осуществляется комиссией, образуемой в этих случаях организацией — владельцем лифта.

3.8. Аварийно-техническое обслуживание

Аварийно-техническое обслуживание — проведение работ по освобождению пассажиров из остановившихся лифтов и пуск остановившихся лифтов в работу, в том числе в выходные и праздничные дни.

Работы по аварийно-техническому обслуживанию выполняются в течение согласованного с организацией — владельцем лифта интервалом времени, при этом время освобождения пассажира не должно превышать 30 минут.

4. Техническое освидетельствование

4.1. Оценка содержания лифта в технически исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу, производится при техническом освидетельствовании лифта в соответствии с требованиями ПУБЭЛ.

4.2. Проведение периодического технического освидетельствования лифта осуществляется предприятиями и организациями, имеющими лицензию органов Госгортехнадзора России на право проведения таких работ.

4.3. Периодическое техническое освидетельствование лифта проводится после выполнения ежегодного текущего ремонта.

4.4. При проведении периодического технического освидетельствования специалистами инженерного центра на лифтах, обслуживаемых специализированными предприятиями, присутствие ответственных лиц за эксплуатацию и организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту не обязательно.

5. Диагностическое обследование лифтов,

отработавших нормативный срок службы

5.1. Диагностическое обследование лифтов, отработавших нормативный срок службы, производится с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации.

5.2. Обследование технического состояния лифтов, отработавших срок службы, осуществляют организации, имеющие на этот вид деятельности лицензию органов Госгортехнадзора России.

5.3. Руководящим документом при выполнении этих работ является РД-10-72-94 "Лифты пассажирские, больничные и грузовые. Методические указания по обследованию лифтов, отработавших нормативный срок службы", утвержденный Госгортехнадзором России 22 июля 1994 года.

5.4. Специалисты, на которых возлагается проведение диагностического обследования, выдают рекомендации экспертной комиссии инженерного центра по замене, модернизации лифта или ремонту (замене) оборудования и отдельных узлов в зависимости от их фактического состояния.

5.5. Экспертная комиссия инженерного центра с участием представителей организации владельца лифта и специализированной по лифтам организации определяет срок дальнейшей эксплуатации лифта (при условии выполнения рекомендаций в установленные экспертным заключением сроки).

5.6. При выполнении рекомендаций по замене лифта или его модернизации по РД-10-104-95 (с диагностикой металлоконструкций) срок службы лифта может быть продлен до 25 лет.

При выполнении рекомендаций по ремонту (замене) оборудования и отдельных узлов срок службы лифта определяется в зависимости от срока службы замененных узлов, установленного эксплуатационной и ремонтной документацией завода — изготовителя. При этом срок службы лифта может устанавливаться равным периодичности плановых капитальных ремонтов.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Текущий ремонт лифта — ремонт с целью восстановления его исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей.

Техническое обслуживание лифта — комплекс работ по поддержанию исправности, работоспособности и заданных параметров лифта.

Капитальный ремонт лифта — ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Значение близкого к полному ресурсу устанавливается в нормативно-технической документации.

Специализированное предприятие по техническому обслуживанию, ремонту лифтов — специализированная по лифтам организация, имеющая в своем составе структурные подразделения по разработке необходимой технической документации, подготовке кадров, контролю качества работ по технике безопасности, аварийную службу, а также квалифицированный персонал и соответствующую материально-техническую базу.

В перечень видов деятельности специализированной по лифтам организации входит комплекс работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов, выполняемых на основании соответствующих лицензий органов Госгортехнадзора России.

Инженерный центр по лифтам — экспертная организация, имеющая соответствующие лицензии органов Госгортехнадзора России, в перечень видов деятельности которой входит техническое освидетельствование, диагностирование, экспертное обследование, неразрушающие методы контроля металлоконструкций и другие виды деятельности по лифтам (кроме технического обслуживания и ремонта), имеющая соответствующие лицензии органов Госгортехнадзора России.

Эксплуатация лифта — стадия жизненного цикла лифта, на который реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.

Эксплуатация лифта включает в себя использование по назначению, хранение в период эксплуатации, обслуживание и ремонт.

Модернизация лифта — это обновление, усовершенствование узлов и деталей, обеспечивающее их новый качественный технический уровень (при сохранении основных параметров: грузоподъемности, скорости и кинематической схемы) и восстанавливающее полный или частичный срок службы лифта.

Источник