Система планово предупредительного ремонта что это

Система планово предупредительного ремонта что это

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ РЕМОНТАХ ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МИНИСТЕРСТВА ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ СССР

Издание второе, переработанное и дополненное

Министр цветной металлургии СССР П.Ф.Ломако 6 октября 1981 г.

Изложены основные сведения о системе планово-предупредительных ремонтов; требования, предъявляемые к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования; нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости технических осмотров и ремонтов.

Второе издание (1-е изд. — 1975) Положения о планово-предупредительных ремонтах технологического оборудования предприятий цветной металлургии СССР разработано институтом Кавказгипроцветмет при участии ЦНОТцветмета, Института титана, ВАМИ, Гиредмета, а также СКБ ГОМ.

Положение предназначено для инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией, ремонтом технологического оборудования, планированием ремонтных работ и проектированием ремонтных служб предприятий.

Выпущено по заказу Министерства цветной металлургии СССР

Второе издание Положения о планово-предупредительных ремонтах технологического оборудования предприятий Министерства цветной металлургии СССР подготовлено на основе обобщения предложений и замечаний предприятий и организаций отрасли, рекомендаций Управления главного механика Министерства цветной металлургии СССР по совершенствованию существующей системы планово-предупредительных ремонтов, обобщения документальных данных о фактической периодичности, продолжительности и трудоемкости технических осмотров и ремонтов технологического оборудования.

Положение содержит сведения о системе планово-предупредительного ремонта и его организации на предприятиях Министерства цветной металлургии, а также требования, предъявляемые к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту оборудования.

В приложениях к Положению приведены нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости выполнения технических осмотров, текущих и капитальных ремонтов, предназначенные для планирования осмотров и ремонтов оборудования.

Положение разработано институтом Кавказгипроцветмет при участии Центра по научной организации труда и управления производством в цветной металлургии (ЦНОТцветмет), Всесоюзного научно-исследовательского института алюминиевой, магниевой и электродной промышленности (ВАМИ), Иркутского филиала ВАМИ, Государственного ордена Октябрьской Революции научно-исследовательского и проектного института редкометаллической промышленности (Гиредмет), Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института титана (Институт титана), Специального конструкторского бюро горно-обогатительного оборудования (СКБ ГОМ), КазЦНОТцветмета и представителей 48 ведущих предприятий и ремонтных трестов отрасли.

В разработке Положения и ремонтных нормативов приняли участие: В.Н.Бутенко, А.Н.Лукушина, Л.Л.Пекшина, В.И.Постолит (КГЦМ); А.А.Татарников, Н.М.Борисова (ЦНОТцветмет); С.А.Егоров, Н.Ф.Данилов (ВАМИ); К.П.Гришин, В.А.Буткина (Гиредмет); Ф.Е.Лукьяненко (Институт титана); Б.Б.Каган (СКБ ГОМ).

Консультацию и редактирование Положения и ремонтных нормативов провели: Ф.П.Ельцев, В.П.Саушкин, Е.Н.Симакова.

Все замечания и пожелания по второму изданию Положения для учета их в последующих изданиях следует направлять в институт Кавказгипроцветмет (362040, г.Орджоникидзе, проспект Мира, 1).

1. Общая часть

1.1. С вводом в действие настоящего Положения теряет силу утвержденное в 1973 г. Положение о планово-предупредительных ремонтах оборудования и транспортных средств на предприятиях цветной металлургии СССР (М., Недра, 1975).

1.2. Положение о планово-предупредительных ремонтах (ППР) содержит основные указания по обеспечению исправного состояния, работоспособности и эксплуатационной надежности технологического оборудования и является обязательным для всех предприятий и организаций Министерства цветной металлургии СССР.

1.3. Планово-предупредительный ремонт проводится для предотвращения прогрессирующего износа, поломок и преждевременного выхода из строя действующего оборудования для поддержания его в постоянной эксплуатационной готовности и обеспечения его эффективной и безопасной работы.

ППР состоит из циклически повторяющихся во времени профилактических работ по осмотру и ремонту оборудования.

1.4. Положение разработано с учетом проведения планово-предупредительных ремонтов индустриальными методами на базе централизации и специализации их выполнения.

1.5. В Положении (см. приложение 2) приведены нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонтов основного оборудования для открытых горных работ, подземных рудников, обогатительных фабрик, алюминиевых, глиноземных и криолитовых заводов, предприятий по производству свинца, цинка, олова, меди, никеля, кобальта, титана, магния, редких металлов и полупроводниковых материалов, ртути, сурьмы, заводов по обработке, вторичной переработке цветных металлов, предприятий по производству твердых сплавов и тугоплавких металлов, электродных заводов, цехов по производству серной кислоты, медного купороса, суперфосфата, а также оборудования общего назначения.

1.6. В Положении не приведены нормативы ремонтов металлорежущего, кузнечно-прессового, литейного, дорожно-строительного, геологоразведочного, электротехнического и энергетического, подъемно-транспортного оборудования общепромышленного назначения, а также оборудования промышленности строительных материалов, автомобильного и железнодорожного транспорта. При планировании и проведении ремонтов перечисленного оборудования следует руководствоваться Единой системой планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования машиностроительных предприятий (М., Машиностроение, 1967), Положением о планово-предупредительном ремонте оборудования предприятий промышленности строительных материалов (М., Стройиздат, 1968), Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (М., Транспорт, 1977), Положением о планово-предупредительном ремонте и рациональной эксплуатации электрооборудования на предприятиях цветной металлургии (М., Центроэнергоцветмет, 1972), Системой планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики (М., Энергия, 1978), Положением о планово-предупредительном ремонте оборудования, применяемого на геологоразведочных работах (М, 1978), Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин (М., Стройиздат, 1978) и другими действующими положениями и системами ППР.

Для оборудования цехов по производству серной кислоты и суперфосфата, не приведенного в приложении П2.17 и П2.19, рекомендуется руководствоваться Системой технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий химической промышленности (М., 1976).

При планировании и проведении ремонтов импортного оборудования следует руководствоваться рекомендациями фирм-изготовителей.

2. Сущность и содержание системы планово-предупредительного ремонта

2.1. Под системой ППР понимается совокупность организационных и технических мероприятий по эксплуатации, обслуживанию и ремонту оборудования, направленных на предупреждение преждевременного износа деталей, узлов и механизмов и на повышение надежности оборудования.

2.2. Сущность системы ППР заключается в том, что после наработки оборудованием определенного количества часов производятся технические осмотры и различные виды плановых ремонтов этого оборудования, чередование и периодичность которых определяются назначением, конструктивными особенностями и условиями его эксплуатации.

2.3. Основным методом системы ППР является метод периодического ремонта, при котором очередные плановые ремонты оборудования выполняются в заранее установленные сроки после наработки им определенного количества часов, причем содержание каждого ремонта уточняется в процессе проведения технического осмотра оборудования в зависимости от состояния отдельных его деталей и узлов. Ремонт электрооборудования осуществляется в те же сроки, что и ремонт технологического оборудования.

Для оборудования, определяющего производственную мощность цеха (предприятия) и работающего без резерва, должен применяться такой метод ремонта, при котором в установленный срок в обязательном порядке выполняется весь объем каждого из очередных видов ремонта.

2.4. Основным содержанием системы ППР являются:

обязательное выполнение правил технической эксплуатации оборудования и норм его технического обслуживания;

своевременное и качественное проведение плановых ремонтов оборудования.

3. Основные понятия и термины в системе ППР

3.1. В системе ППР по вопросам эксплуатации оборудования, планирования и проведения ремонтных работ, учета и отчетности приняты как установленные ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения, так и нестандартизированные следующие понятия и термины (табл.1). Принятый в ГОСТ 18322-78 термин "изделие" в табл.1 заменен на термин "оборудование".

Орудия производства, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещаются материалы или заготовки, средства воздействия на них и при необходимости — источники энергии

Совокупность ряда машин, механизмов, устройств и сооружений, связанных единым технологическим процессом и предназначенных для совместной эффективной работы

Комплекс механизмов, предназначенных для выполнения полезной работы, связанной с процессом производства или транспортирования, либо преобразования энергии

Система кинематически взаимосвязанных узлов и деталей, предназначенная для совершения определенных целесообразных движений

Разъемное или неразъемное соединение нескольких деталей, представляющее собой сборочную единицу, входящую в машину

Элемент машины, представляющий собой одно целое, который не может без разрушения быть разобран на более простые составляющие звенья

Совокупность всех фаз использования оборудования по назначению и всех видов его обслуживания

Свойство оборудования выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения, транспортирования

Состояние оборудования, при котором оно способно выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией

Продолжительность или объем работы оборудования

Состояние оборудования, при котором оно соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией

Состояние оборудования, при котором оно не соответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической документацией

Результат изнашивания машины, оцениваемый непосредственно по изменению размеров или по косвенным признакам

Изнашивание (в машинах)

Процесс постепенного изменения размеров детали машины по ее поверхности, происходящий при трении

Износостойкость (в машинах)

Способность материала (либо детали машины, либо сочетания сопряженных материалов или деталей машин) оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях службы или испытания

Способность материала сопротивляться разрушению и образованию остаточных деформаций от действия напряжений

Календарная продолжительность эксплуатации оборудования

Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности оборудования и восстановлению ресурсов оборудования или его составных частей

Комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности оборудования при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании

Наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработка оборудования, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической документации все установленные виды ремонта

Структура ремонтного цикла

Перечень и последовательность повторяющихся плановых технических осмотров и ремонтов оборудования, выполняемых на протяжении ремонтного цикла

Время между двумя последовательно проведенными ремонтами

Без учета продолжительности ремонта

Периодичность технического обслуживания (ремонта)

Интервал времени или наработки между данным видом технического обслуживания (ремонта) и последующим таким же видом или другим большей сложности

Продолжительность технического обслуживания (ремонта)

Календарное время проведения одного технического обслуживания (ремонта) данного вида

Для металлургических печей не включается время, необходимое для предварительного их охлаждения и последующие сушку и разогрев

Трудоемкость технического обслуживания (ремонта)

Трудозатраты на проведение одного технического обслуживания (ремонта) данного вида

Ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации

Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей

Читайте также:  Ремонт микроволновки самсунг g2739nr своими руками

Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые

Приведение машин или технологических установок в соответствие с современными требованиями путем относительно незначительных изменений конструкции материала или метода обработки

Составная часть оборудования, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности оборудования

Специальная обработка деталей и узлов оборудования для предотвращения коррозии во время хранения, транспортирования или длительной временной остановки

4. Эксплуатация и техническое обслуживание оборудования

4.1. Эффективное использование оборудования возможно лишь при рациональной его эксплуатации и бережном отношении к нему со стороны обслуживающего персонала. В соответствии с действующими Правилами технической эксплуатации основного технологического оборудования различных подотраслей Министерства цветной металлургии СССР к работе по обслуживанию и ремонту оборудования допускаются лица, признанные медицинской комиссией годными для выполнения работы по профессиям и усвоившие: правила технической эксплуатации (ПТЭ); инструкции по профессии; правила и инструкции по технике безопасности, охране труда и производственной санитарии; должностные инструкции.

4.2. Эксплуатационный персонал должен знать: устройство обслуживаемого оборудования; назначение контрольно-измерительных приборов; технологический режим работы; правила безопасной эксплуатации оборудования; действия эксплуатационного персонала при авариях на оборудовании и несчастных случаях; порядок приема и сдачи смены.

Знание ПТЭ эксплуатационным и ремонтным персоналом проверяется специальной экзаменационной комиссией в сроки, установленные ПТЭ. Лицам, успешно сдавшим экзамены, должно быть выдано удостоверение на право работы по данной профессии.

Контроль за выполнением ПТЭ возлагается на инженерно-технический персонал, в обязанности которого входят обслуживание и ремонт оборудования.

4.3. Техническое обслуживание оборудования представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение преждевременного износа машин и агрегатов путем точного выполнения правил технической эксплуатации, а также своевременного устранения мелких неисправностей.

4.4. Техническое обслуживание включает:

ежесменное техническое обслуживание;

ежесуточную проверку правильной эксплуатации и технического состояния оборудования;

периодические технические осмотры (ТО), выполняемые после наработки оборудованием определенного количества часов.

4.5. Ежесменное техническое обслуживание является основным профилактическим мероприятием, направленным на увеличение межремонтных периодов. Для своевременного и качественного обслуживания оборудования администрация предприятия обязана:

закрепить все оборудование за эксплуатационным персоналом, назначив приказом по предприятию лиц из числа инженерно-технических работников, ответственных за технически исправное состояние, безопасную и правильную эксплуатацию оборудования;

Источник



Планово-предупредительный ремонт (ППР)

Сущность системы ППР состоит в том, что после отработки оборудованием определенного времени производятся профилактические осмотры и различные виды плановых ремонтов, периодичность и продолжительность которых зависят от конструктивных и ремонтных особенностей оборудования и условий его эксплуатации.

Система ППР предусматривает также комплекс профилактических мероприятий по содержанию и уходу за оборудованием.

Она исключает возможность работы оборудования в условиях прогрессирующего износа, предусматривает предварительное изготовление деталей и узлов, планирование ремонтных работ и потребности в трудовых и материальных ресурсах.

Положения о планово-предупредительных ремонтах разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами и являются обязательными для выполнения предприятиями отрасли.

Основное содержание ППР – внутрисменное обслуживание (уход и надзор) и проведение профилактических осмотров оборудования, которое обычно возлагается на дежурный и эксплуатационный персонал, а также выполнение плановых ремонтов оборудования.

Системой ППР предусматриваются также плановые профилактические осмотры оборудования инженерно-техническим персоналом предприятия, которые производятся по утвержденному графику.

Грузоподъемные машины, кроме обычных профилактических осмотров, подлежат также техническому освидетельствованию, проводимому лицом по надзору за этими машинами.

Системой ППР предусматриваются ремонты оборудования 2 х видов: текущие и капитальные.

Текущий ремонт оборудования включает выполнение работ по частичной замене быстроизнашивающихся деталей или узлов, выверке отдельных узлов, очистке, промывке и ревизии механизмов, смене масла в емкостях (картерных) систем смазки, проверке креплении и замене вышедших из строя крепежных деталей.

При капитальном ремонте, как правило, выполняется полная разборка, очистка и промывка ремонтируемого оборудования, ремонт или замена базовых деталей (например, станин); полная замена всех изношенных узлов и деталей; сборка, выверка и регулировка оборудования.

При капитальном ремонте устраняются все дефекты оборудования, выявленные как в процессе эксплуатации, так и при проведении ремонта.

Периодичность остановок оборудования на текущие и капитальные ремонты определяется сроком службы изнашиваемых узлов и деталей, а продолжительность остановок – временем, необходимым для выполнения наиболее трудоемкой работы.

Для выполнения планово-предупредительных ремонтов оборудования составляются графики.

Каждое предприятие обязано составлять по установленной форме годовой и месячный графики ППР.

Система ППР предполагает безаварийную модель эксплуатации и ремонта оборудования, однако в результате изношенности оборудования или аварий проводятся и внеплановые ремонты.

Источник

Система планово-предупредительного ремонта (ППР)

Система ППР — это комплекс планируемых организационно-технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования. Мероприятия носят предупредительный характер, т.е. после отработки каждой единицей оборудования определенного количества времени производятся профилактические осмотры и плановые ремонты его: малые, средние, капитальные.

Чередование и периодичность ремонтов определяется назначением оборудования, его конструктивными и ремонтными особенностями и условиями эксплуатации.

ППР оборудования предусматривает выполнение следующих работ:

— периодические плановые ремонты:

Межремонтное обслуживание — это повседневный уход и надзор за оборудованием, проведение регулировок и ремонтных работ в период его эксплуатации без нарушения процесса производства. Оно выполняется во время перерывов в работе оборудования (в нерабочие смены, на стыке смен и т.д.) дежурным персоналом ремонтной службы цеха.

Периодические осмотры — осмотры, промывки, испытания на точность и прочие профилактические операции, проводимые по плану через определенное количество отработанных оборудованием часов.

Периодические плановые ремонты

Малый ремонт — детальный осмотр, смена и замена износившихся частей, выявление деталей, требующих замены при ближайшем плановом ремонте (среднем, капитальном) и составление дефектной ведомости для него (ремонта), проверка на точность, испытание.

Средний ремонт — детальный осмотр, разборка отдельных узлов, смена износившихся деталей, проверка на точность перед разборкой и после ремонта.

Капитальный ремонт — полная разборка оборудования и узлов, детальный осмотр, промывка, протирка, замена и восстановление деталей, проверка на технологическую точность обработки, восстановление мощности, производительности по стандартам и ТУ.

ППР осуществляется по плану-графику, разработанному на основе нормативов ППР:

— продолжительности ремонтного цикла;

— продолжительности межремонтных и межосмотровых циклов;

— категорий ремонтной сложности (КРС);

— трудоемкости и материалоемкости ремонтных работ.

Ремонтный цикл — это период работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или период работы между двумя капитальными ремонтами.

Структура ремонтного цикла — это порядок чередования ремонтов и осмотров, зависящих от типа оборудования, степени его загрузки, возраста, конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Например, для агрегатных финишных станков структура ремонтного цикла имеет следующий вид

где К — это капитальный ремонт (или ввод оборудования в эксплуатацию);

С — средний ремонт;

М — малый ремонт;

1, 2, 3, . 6 — порядковый номер ремонта в цикле.

Продолжительность ремонтного цикла — промежуток времени между двумя капитальными ремонтами.

Категория ремонтной сложности (КРС) присваивается каждой единице оборудования. В качестве ремонтной единицы принята 1/11 трудоемкости капитального ремонта токарно-винторезного станка 16К20, относящегося к одиннадцатой группе сложности.

Для единицы ремонтной сложности рассчитаны нормативы в часах для ремонтов по видам работ:

— прочие (окрасочные, сварочные и др.).

Категория ремонтной сложности для механической и электрической частей оборудования рассчитываются отдельно.

Категория ремонтной сложности универсального оборудования определяется по справочнику ППР.

КРС специального технологического оборудования (a р.c) определяется трудоемкостью ремонтных работ:

где tiслес — норма времени выполнения каждой слесарной операции, в нормо-часах;

tр.е.слес — норма времени на одну ремонтную единицу капитального ремонта оборудования, в нормо-часах;

m — типовой перечень слесарных работ (с указанием процентов замены изношенных важнейших деталей), выполняемых при проведении капитального ремонта.

Для большинства оборудования в машиностроении и приборостроении норма времени на одну ремонтную единицу равна:

Источник

График ППР: настоящее и будущее. Часть 2

В настоящей второй части статьи я укрупненно остановлюсь на некоторых практических шагах по «реанимации» графика ППР, не углубляясь в большое количество нюансов и особенностей, имеющих место в условиях конкретных предприятий.

Автор: Мухамедзянов Марат Хайдарович, директор ООО «ЦИТ «Проекты и Решения» (г. Казань)

Из авиационной поэмы советского периода:

«… Подналадились полеты – поломались самолеты.

Починили их с трудом – замело аэродром.

Укатали – нет бензина, есть бензин – компрессор встал.

Починили – нет резины на колеса. Вот скандал!»

В первой части статьи я описал сложившуюся на сегодняшний день практику формирования графика ППР (планово-предупредительных ремонтов) на производственных предприятиях. С одной стороны, график ППР был и остается одним из основных документов для подразделений предприятий, занимающихся ремонтом и обслуживанием оборудования. С другой стороны, на многих предприятиях формирование этого документа превратилось скорее в формальную процедуру. В результате сегодня сложилась ситуация, когда график ППР живет жизнью, отдельной от реальных задач управления техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР) оборудования. Хочется подчеркнуть, что дело не столько и не только в одном, пусть даже и важном, документе: проблема шире и серьезнее. В настоящей второй части статьи я укрупненно остановлюсь на некоторых практических шагах по «реанимации» графика ППР, не углубляясь в большое количество нюансов и особенностей, имеющих место в условиях конкретных предприятий.

Отсутствие системной работы с накоплением, обработкой и анализом данных о состоянии оборудования до сих пор остается одним из главных недостатков в управлении ТОиР. Даже на такой простой вопрос «сколько единиц оборудования находится в обслуживании», иногда не сразу можно получить ответ! В таких случаях мне всегда вспоминается известное высказывание Питера Друкера: «Нельзя управлять тем, что не можешь измерить».

Читайте также:  Ремонт ноутбуков бекетова нижний новгород

Рассмотрим три шага, выполнив которые, предприятие сможет получить новое качество графика ППР и, одновременно начать решение других, связанных с этими шагами, задач например таких, как внедрение методологии TPM (Total Productive Maintenance — Всеобщее Производительное Обслуживание ) — одного из инструментов бережливого производства.

Шаг 1. Непростая, но вполне решаемая задача – сбор данных о наработке и простое оборудования. Многие, с кем мне приходилось говорить на эту тему, не до конца понимают ее важности. На первый взгляд, это и понятно: какую пользу эта информация может принести здесь и сейчас? Отвечу: никакой, если вы начали делать сбор данных сегодня. Никакой мгновенной пользы ни сегодня, ни завтра вы не получите. Более того, вы зря потратите силы. Но только потому, что вы уже опоздали! В лучшем случае — на 1 год, а в худшем на 5,7,10… лет в зависимости от того, сколько проработало ваше оборудование. Почему знание наработки и простоев так важны?

Собирая данные о простоях и наработке оборудования, мы получаем информацию о фактическом времени работы оборудования и, таким образом, получаем возможность не назначить, а рассчитать дату наступления очередного ремонта или технического обслуживания. Обратите внимание: эта дата устанавливается не декларативно, с привязкой к календарю, а рассчитывается исходя из данных наработки оборудования и даты последнего ремонта/ТО. В таком случае, период между ближайшими регламентными ремонтами (последним и ближайшим предстоящим) будет меняться в зависимости от фактической наработки оборудования, т.е. график ППР становится «гибким». Это позволит техническому персоналу гораздо точнее придерживаться рекомендации производителя оборудования (выполнять ППР через интервалы времени исходя из фактической наработки). Кроме того это при расчетном варианте формирования графика ППР мы избавляемся от главного недостатка «календарного» подхода — «перепробегов» или «недопробегов» оборудования (об этом читайте 1 часть статьи). Как показывает практика, сбор и анализ данных о наработке и простоях, с их последующим учетом для планирования, позволит сократить затраты на 10-15% от общего объема затрат на ППР.

Второй важный момент связан с тем, что накопленные данные о наработке оборудования позволят техническому персоналу провести анализ и выявить связь между наработкой конкретной единицей оборудования и дефектами, возникающим в результате износа. Выявление такой связи на основании текущей наработки дает возможность прогнозировать технические мероприятия, необходимые для заблаговременного устранения указанного дефекта и вносить необходимые изменения в график ППР каждой конкретной единицы оборудования. Полноценно такое планирование можно будет реализовать после выполнения 2-го шага – ведения статистики дефектов.

Шаг 2. Выше я уже упомянул о статистике, связанной с наработкой и простоями. Особое внимание необходимо уделять простоям, связанным с аварийной остановкой оборудования. Данные об инцидентах, связанных с аварийными остановками – ценная техническая информация. Ее ценность увеличится на порядок, если она будет дополнена подробным описанием дефектов, вызвавших аварийную остановку оборудования, и описанием причин дефектов. Такая же работа по регистрации и анализу дефектов относится и ко всем случаям неисправной работы оборудования. В чем ценность указанной выше информации и как регистрация заявок может повлиять на график ППР?

Сложившаяся практика управления ТОиР на предприятиях основана на 2-х устоявшихся практиках. Первая — технические параметры оборудования длительное время не изменяются, вторая — две одинаковые единицы оборудования должны обслуживаться одинаково. Из первой практики вытекает следствие: специалисты на протяжении практически всего жизненного цикла конкретной единицы оборудования никак не корректируют ее межремонтный период. На второй практике базируется следующий подход: перечень операций в составе регламентных мероприятий (ТО, ТР,…) на протяжении длительного периода не меняется, оставаясь для однотипных единиц одним и тем же из года в год.

На деле мы знаем, что на протяжении жизненного цикла каждая конкретная единица оборудования «накапливает» свою историю «болезней», которую типовые нормативы не учитывают. Собрать, проанализировать и учесть особенности каждой единицы оборудования поможет информация о статистике дефектов. На основе этой информации типовые ППР корректируются для каждой единицы, пополняясь теми операциями, которые направлены на профилактику уникальных «болячек», а в ряде случаях, наоборот, избавляясь от избыточных операций. Чем больше срок эксплуатации, тем больше вероятность «индивидуальных поправок». Возможно, анализ накопленной информации подскажет, что типовой межремонтный период для одной единицы оборудования необходимо будет уменьшить, а для аналогичной другой единицы – увеличить.

Другой пример использования статистики дефектов связан с анализом количества остановок и запуска оборудования в журнале простоев и наработки. Для определенной части оборудования запуск или остановка могут играть значимую роль. Дело в том, что если роторное оборудование во время запуска или остановки проходит резонансные частоты, то в эти моменты времени оно испытывает повышенную нагрузку и вибрацию. Выявление зависимости между количеством таких «переходов» и возникающими по их причине дефектами может быть полезной информацией, которую необходимо учитывать при планировании ремонтных работ.

Шаг 3. Этот шаг связан с дополнением уже описанных выше шагов практикой активного использования диагностики. Слово «дополнение» отнюдь не означает, что диагностике отводится некая вспомогательная роль. В данном случае подчеркивается, что диагностика в перспективе должна стать составной частью в общей системе ТОиР. Выделим некоторые из задач, которые необходимо решить для достижения этой цели.

Для начала остановимся на распространенной ошибке при использовании диагностики. Эта ошибка происходит от недооценки и недопонимания возможностей и роли диагностики в общей системе управления ТОиР. На предприятиях, где имеются некоторые средства диагностики (тепловизоры, виброметры т.д.), они используются, как правило, для того, чтобы оценить не находится ли оборудование в момент измерения в предаварийном состоянии. При таком «ситуационном» подходе мы занимаемся «угадыванием»: если момент измерения совпал с моментом наступления аварийной ситуации – хорошо, а если нет? Такое видение роли диагностики отчасти объясняет причину слабого ее применения в практике технических служб отечественных предприятий.

Что же следует делать предпринять? Собирать, обрабатывать и анализировать данные! Первое, что мы должны сделать после измерения и экспресс-оценки полученных данных – это сравнить текущие значения со всеми предыдущими, т.е. построить тренд их изменения. Такой анализ поможет нам определить динамику их изменения: в худшую сторону или без изменений. В дальнейшем по результатам проведенного анализа, мы можем принять необходимые решения.

Предположим, что анализ текущих и предыдущих данных показывает нам, что значения контролируемых параметров (вибрации, давления и т.д.) ухудшаются, т.е. в диагностируемом узле имеет место развитие дефекта. Тогда следующим нашим действием будет оценка скорости развития дефекта и расчет прогноза вероятной даты, когда контролируемые параметры достигнут критических значений, которые могут привести к аварийной остановке оборудования. Далее необходимо провести сравнение прогнозной даты с датой ближайшей регламентной работы, включенной в график ППР. При этом возможно наступление нескольких случаев: прогнозная дата достаточно близка к дате регламентной работе, или прогнозная дата наступает заметно раньше, или заметно позже ближайшей регламентной работы. В каждом из указанных случаев мы вносим свои изменения в график ППР, тем самым дополняя его актуальным содержанием. Более подробное описание технологии корректировки графика ППР опустим, поскольку это тема достойна отдельного освещения.

Все описанные три шага являются необходимыми для решения важной задачи – сбор, обработка и анализ данных об оборудовании. Эти действия необходимы для системного инженерного подхода к планированию обслуживания и ремонта оборудования, и от их выполнения будет зависеть, вернет ли график ППР прежнее значение и вес, но уже в новых условиях.

И в заключение, приведу отрывок из записок военного писателя и журналиста Петра Алабина о Крымской войне:«. Готовы ли мы к войне? По совести говоря: нет, далеко не готовы! Во-первых, мы дурно вооружены. Наша пехота снабжена гладкоствольными ружьями, винты которых большею частию нарочно расшатаны для лучшей отбивки темпов. а внутренность стволов попорчена. чисткой; от этого наши ружья к цельной стрельбе совершенно непригодны».

Источник

Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов

1.1. Настоящее Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов разработано в целях создания единой концепции обслуживания лифтов в России.

1.2. При разработке настоящего Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, в дальнейшем именуемое Положением, учтены замечания и предложения заводов — изготовителей лифтов, специализированных организаций по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту лифтов, органов Госгортехнадзора России, инженерных центров и других заинтересованных организаций.

В Положении учтены требования Европейского стандарта EN-81 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов" и рекомендации Европейской лифтовой ассоциации (ЕЕА) "Лифты. Безопасность для пользователей", а также "Рекомендации по техническому обслуживанию лифтов и эскалаторов".

1.3. Настоящее Положение разработано с целью повышения уровня и качества проведения работ по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и диагностирования лифтов.

2. Общие требования

2.1. Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов определяет основные требования по организации и проведению работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов с целью обеспечения их исправности и работоспособности при использовании лифта по назначению.

2.2. Настоящее Положение распространяется на лифты, находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, установленные в жилых зданиях, а также в зданиях и сооружениях социально-культурного, коммунально-бытового и лечебного назначения.

2.3. Организация — владелец лифта должна обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания.

2.4. Организации — владельцы лифтов и специализированные по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и диагностированию лифтов предприятия (далее — специализированные по лифтам организации) и инженерные центры по лифтам (далее — инженерные центры) в своей работе должны руководствоваться:

• инструкциями по эксплуатации заводов — изготовителей лифтов;

Читайте также:  Основы ремонта ru кирпичные печки

• ГОСТ 22011-95 "Лифты пассажирские, больничные и грузовые. Технические условия";

• ГОСТ 22845-85 "Лифты электрические пассажирские и грузовые. Правила организации, производства и приемки монтажных работ";

• "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов" (ПУБЭЛ);

• руководящими документами (РД) Госгортехнадзора России;

• строительными нормами и правилами (СНиП);

• "Правилами устройства электроустановок" (ПУЭ);

• "Правилами эксплуатации электроустановок потребителей" и "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" (ПЭЭП и ПТБ при ЭЭП);

• правилами и инструкциями по охране труда для рабочих и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт лифтов;

• должностными и производственными инструкциями для руководителей и обслуживающего персонала;

• действующими нормативно-техническими документами по вопросам эксплуатации и ремонта лифтов;

2.5. Для технического обслуживания и ремонта лифтов, установленных в жилом фонде, организации — владельцы лифтов привлекают специализированные по лифтам организации, а при их отсутствии организации — владельцы лифтов осуществляют эксплуатацию и ремонт лифтов в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных Госгортехнадзором России 11 февраля 1992 г.

При этом в договоре должны быть определены обязанности и права сторон с учетом обеспечения содержания лифтов в исправном состоянии и их безопасной эксплуатации.

2.6. Определения основных терминов, примененных в тексте настоящего Положения, приведены в Приложении 1.

3. Организация системы

планово-предупредительных ремонтов лифтов

3.1. Система планово — предупредительных ремонтов включает в себя:

• систему технического обслуживания, состоящую из:

• систему восстановления ресурса лифтов, состоящую из:

· капитального ремонта (замены);

3.2. Система планово-предупредительного ремонта предусматривает планирование, подготовку и реализацию осмотров, текущего и капитального ремонтов и модернизацию лифтов с заданной последовательностью и периодичностью.

3.3. Периодичность и состав работ при техническом обслуживании и ремонте лифтов определяют специализированные по лифтам организации, имеющие лицензии Госгортехнадзора России на соответствующие этапы деятельности и разработку эксплуатационной документации по ГОСТ 2.601-95 с учетом выполнения технических требований, установленных эксплуатационной документацией заводов — изготовителей и настоящего Положения.

При техническом обслуживании и ремонте лифтов, осуществляемых организациями — владельцами лифтов, периодичность и состав работ определяются требованиями ПУБЭЛ и эксплуатационной документацией заводов — изготовителей.

3.4. Периодические осмотры

Осмотры диспетчеризированных лифтов, оборудованных автоматическим контролем за состоянием электрических контактов безопасности дверей шахты и кабины, проводимые электромехаником, разрешается выполнять ежемесячно и совмещать их с ежемесячным текущим ремонтом (техническим обслуживанием).

Осмотры лифтов, не оборудованных устройствами автоматического контроля, выполняются в соответствии с требованиями ПУБЭЛ.

3.5. Текущий ремонт

Текущий ремонт (техническое обслуживание) обеспечивает восстановление работоспособности лифта и поддержание его эксплуатационных показателей.

Текущие ремонты (техническое обслуживание) могут подразделяться на ежемесячные, квартальные, полугодовые и ежегодные.

3.6. Капитальный ремонт

Капитальный ремонт обеспечивает восстановление исправности, полного или близкого к полному ресурса лифта.

3.6.1. Продолжительность циклов между плановыми капитальными ремонтами устанавливается как средневзвешенная (по годам выпуска лифтов, находящихся в эксплуатации) величина, которая приведена в таблице 1.

Периодичность капитального ремонта для лифтов, находящихся в эксплуатации

Пассажирские для производственных зданий

Грузовые и грузовые малые

Примечание. При разработке и освоении новых моделей лифтов (в т.ч. зарубежного производства) периодичность проведения капитальных ремонтов определяется эксплуатационной документацией заводов — изготовителей.

3.6.2. При плановых капитальных ремонтах работы производятся с заменой и регулировкой узлов и деталей, выработавших свой ресурс или близких к его выработке. При этом дополнительно выполняются работы, входящие в состав текущего ремонта и пуско-наладочные работы.

3.6.3. С целью сокращения сроков простоя лифтов в капитальном ремонте и учитывая, что большое количество составных частей и деталей, входящих в комплект лифтового оборудования, имеет ресурс до очередного капитального ремонта ниже регламентированного для лифта в целом, а долговечность их работы зависит от интенсивности и условий эксплуатации лифта, требований безопасности, качества заводского изготовления, капитальный ремонт этих составных частей и деталей должен производиться вне зависимости от ремонтного цикла по мере необходимости.

В этом случае в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте составных частей и оборудования (работы капитального характера), входит замена одного или нескольких нижеперечисленных узлов:

• электродвигателя главного привода;

• редуктора лебедки или червячной пары редуктора;

• электрощита (панели) управления лифтом;

• створок дверей шахты и кабины;

• пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины;

При этом работа по замене вышеуказанных узлов не входит в состав технического обслуживания лифта.

3.6.4. Для лифтов, имеющих преждевременный физический и моральный износ оборудования, допускается проведение капитального ремонта лифта по его фактическому состоянию.

В этом случае состав работ по капитальному ремонту (замене) оборудования определяется специалистами инженерного центра и специализированной по лифтам организации.

Сроки выполнения работ согласовываются с организацией — владельцем лифта.

3.7.1. Модернизация, как правило, проводится на лифтах, отработавших срок службы. В соответствии с ГОСТ 22011-95 назначенный срок службы лифта составляет 25 лет.

3.7.2. Объем работ, выполняемых при модернизации лифта, определяется в соответствии с РД-10-104-95 "Временное положение о порядке и условии проведения модернизации лифтов", утвержденным Госгортехнадзором России 29 ноября 1995 г.

3.7.3. С целью улучшения эксплуатационных и эстетических показателей лифта по заявке организации — владельца модернизация может быть проведена до истечения срока службы лифта.

В этом случае объем и сроки выполнения работ по модернизации лифта должны быть согласованы с организацией — владельцем лифта в зависимости от его фактического состояния.

3.7.4. Обследование лифта, вышедшего из строя вследствие пожара, вандальных действий или иных форс-мажорных обстоятельств, с целью определения возможности его ремонта, модернизации или замены осуществляется комиссией, образуемой в этих случаях организацией — владельцем лифта.

3.8. Аварийно-техническое обслуживание

Аварийно-техническое обслуживание — проведение работ по освобождению пассажиров из остановившихся лифтов и пуск остановившихся лифтов в работу, в том числе в выходные и праздничные дни.

Работы по аварийно-техническому обслуживанию выполняются в течение согласованного с организацией — владельцем лифта интервалом времени, при этом время освобождения пассажира не должно превышать 30 минут.

4. Техническое освидетельствование

4.1. Оценка содержания лифта в технически исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу, производится при техническом освидетельствовании лифта в соответствии с требованиями ПУБЭЛ.

4.2. Проведение периодического технического освидетельствования лифта осуществляется предприятиями и организациями, имеющими лицензию органов Госгортехнадзора России на право проведения таких работ.

4.3. Периодическое техническое освидетельствование лифта проводится после выполнения ежегодного текущего ремонта.

4.4. При проведении периодического технического освидетельствования специалистами инженерного центра на лифтах, обслуживаемых специализированными предприятиями, присутствие ответственных лиц за эксплуатацию и организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту не обязательно.

5. Диагностическое обследование лифтов,

отработавших нормативный срок службы

5.1. Диагностическое обследование лифтов, отработавших нормативный срок службы, производится с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации.

5.2. Обследование технического состояния лифтов, отработавших срок службы, осуществляют организации, имеющие на этот вид деятельности лицензию органов Госгортехнадзора России.

5.3. Руководящим документом при выполнении этих работ является РД-10-72-94 "Лифты пассажирские, больничные и грузовые. Методические указания по обследованию лифтов, отработавших нормативный срок службы", утвержденный Госгортехнадзором России 22 июля 1994 года.

5.4. Специалисты, на которых возлагается проведение диагностического обследования, выдают рекомендации экспертной комиссии инженерного центра по замене, модернизации лифта или ремонту (замене) оборудования и отдельных узлов в зависимости от их фактического состояния.

5.5. Экспертная комиссия инженерного центра с участием представителей организации владельца лифта и специализированной по лифтам организации определяет срок дальнейшей эксплуатации лифта (при условии выполнения рекомендаций в установленные экспертным заключением сроки).

5.6. При выполнении рекомендаций по замене лифта или его модернизации по РД-10-104-95 (с диагностикой металлоконструкций) срок службы лифта может быть продлен до 25 лет.

При выполнении рекомендаций по ремонту (замене) оборудования и отдельных узлов срок службы лифта определяется в зависимости от срока службы замененных узлов, установленного эксплуатационной и ремонтной документацией завода — изготовителя. При этом срок службы лифта может устанавливаться равным периодичности плановых капитальных ремонтов.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Текущий ремонт лифта — ремонт с целью восстановления его исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей.

Техническое обслуживание лифта — комплекс работ по поддержанию исправности, работоспособности и заданных параметров лифта.

Капитальный ремонт лифта — ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Значение близкого к полному ресурсу устанавливается в нормативно-технической документации.

Специализированное предприятие по техническому обслуживанию, ремонту лифтов — специализированная по лифтам организация, имеющая в своем составе структурные подразделения по разработке необходимой технической документации, подготовке кадров, контролю качества работ по технике безопасности, аварийную службу, а также квалифицированный персонал и соответствующую материально-техническую базу.

В перечень видов деятельности специализированной по лифтам организации входит комплекс работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов, выполняемых на основании соответствующих лицензий органов Госгортехнадзора России.

Инженерный центр по лифтам — экспертная организация, имеющая соответствующие лицензии органов Госгортехнадзора России, в перечень видов деятельности которой входит техническое освидетельствование, диагностирование, экспертное обследование, неразрушающие методы контроля металлоконструкций и другие виды деятельности по лифтам (кроме технического обслуживания и ремонта), имеющая соответствующие лицензии органов Госгортехнадзора России.

Эксплуатация лифта — стадия жизненного цикла лифта, на который реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.

Эксплуатация лифта включает в себя использование по назначению, хранение в период эксплуатации, обслуживание и ремонт.

Модернизация лифта — это обновление, усовершенствование узлов и деталей, обеспечивающее их новый качественный технический уровень (при сохранении основных параметров: грузоподъемности, скорости и кинематической схемы) и восстанавливающее полный или частичный срок службы лифта.

Источник