Ремонт токарно винторезного станка 16в20



Шпиндель токарного станка
ремонт шпинделя токарного станка

16К20 Фотография токарно-винторезного станка

В данной статье приводится технология ремонта шпинделя токарно-винторезного станка 16К20.

Шпиндель — деталь дорогая и трудная в изготовлении, поэтому менять его следует только в исключительных случаях, особенно у крупных станков. У шпинделей чаще изнашиваются шейки, концевые отверстия, места под шарико- и роликоподшипники, резьба и шпоночные пазы.

Шейки шпинделя. Износ шеек во многом зависит от их качества. Если шейки сырые, то износ может быть очень значительным и возможны большие задиры по окружности. Если конструкция шпинделя позволяет, шейку нужно проточить, прошлифовать и отполировать пастой ГОИ или жимками с мелким наждачным полотном, обильно смачивая при этом шейки маслом. Если нет шлифовальных станков, то шейки следует чисто обработать широким пружинящим резцом на токарном станке, снимая очень тонкую стружку, а потом отполировать до зеркального блеска.

Если уменьшить диаметр шейки нельзя, можно проточить ее и надеть на нее с горячей посадкой втулку из соответствующей стали. Если же это невозможно, то шпиндель нужно заменить новым.

При закаленных или азотированных шейках глубоких задиров не бывает. Обычно бывают риски и равномерный или неравномерный износ. В этих случаях шейки нужно шлифовать и полировать до зеркального блеска, но перед полированием необходимо проверить, не снят ли твердый слой весь или частями. Проверку можно произвести пробой мелким напильником. Если шейка мягкая, ее следует нахромировать тонким слоем (до 0,01—0,03 мм хрома). Если сталь шпинделя поддается закалке, шейки можно закалить токами высокой частоты. При невозможности повысить твердость шеек, вопрос о замене шпинделя нужно решать в зависимости от условий работы станка.

Конус шпинделя для центра или инструмента из-за небрежности рабочих часто забивается и теряет свою правильную форму. Происходит это также и от провертывания хвостовика инструмента или оправки. Проверить правильность конуса можно по калибру. Для этого нужно конус предварительно зачистить от забоин и прошлифовать наждачным полотном, а затем хорошо протереть, нанести на калибр вдоль образующих конуса три-четыре линии мелом, вставить калибр в конус шпинделя и осторожно несколько раз повернуть его. По тому, как будут стираться меловые черты на калибре, можно судить о правильности формы конуса шпинделя.

Если конус требуется прошлифовать, то лучше всего это делать на самом станке переносным шлифовальным приспособлением или в крайнем случае шабером вручную по калибру. Если же потребуется расточка конуса, то лучше растачивать под переходную втулку, у которой внутренний конус сделать стандартным, чтобы он годился для нормальных центров и оправок.

Шпиндель токарного станка 16К20. Ремонт шпинделя токарного станка

Шпиндель — одна из ответственных деталей станка, от точности и жесткости которого зависит качество выполняемых на станке операций. Отклонения от формы и размеров поверхностей шпинделя допускаются в очень узком диапазоне, поэтому к ремонту шпинделей предъявляются повышенные требования. Определена специфика ремонта концов шпинделей, которые имеют коническое отверстие и резьбу, посадочную шейку или конус для базирования технологической оснастки. Если во время ремонта изменить размеры поверхностей конца шпинделя, то нужно будет менять или переделывать прилагаемую к станку технологическую оснастку. Поэтому при ремонте стремятся восстановить его в начальных размерах, особенно это касается поверхностей концов шпинделя.

Выбор способа восстановления основных поверхностей шпинделя производят в зависимости от величины их износа.

При износе поверхностей шпинделя до 0,05 мм на сторону вначале выполняют предварительное шлифование для восстановления геометрической формы поверхностей и хромирование, после чего окончательно шлифуют, снимая слой до 0,03 мм на сторону.

Поверхности шпинделей, имеющие износ более 0,05 мм на сторону, подвергают наращиванию металлом одним из известных способов, затем — механической обработке.

Коническое отверстие на конце шпинделя при восстановлении обычно шлифуют, затем торец шпинделя подрезают по конусному калибру. Торец фланца шпинделя также подрезают после восстановления шлифованием конусной посадочной шейки на конце шпинделя.

Резьбы у шпинделей при ремонте обычно прорезают до полного профиля, а нестандартные гайки к ним изготовляют заново.

При восстановлении шпинделей нужно выбирать такие способы ремонта, которые параллельно с восстановлением начальных размеров обеспечивали бы повышение износостойкости поверхностей.

Ремонтный чертеж шпинделя токарного станка показан на рис. 27. В табл. 14 приведен технологический маршрут ремонта шпинделя.

Шпиндель токарно-винторезного станка. Ремонтный чертеж

Ремонтный чертеж шпинделя токарно-винторезного станка

Технологический маршрут ремонта шпинделя

При проверке шпинделя (рис. 27) установлено, что:

  • биение поверхности 2 — [Ø50k6] 1 составляет 0,04 мм
  • биение поверхности 6 — [Ø70k6] — 0,06 мм
  • биение буртика поверхности 6 — 0,06 мм
  • износ поверхности 1 — [М48]х1,5 составляет 0,4 мм на сторону
  • износ поверхности 2 — Ø49,96 мм [Ø50k6]
  • износ поверхности 3 — Ø59,95 мм [Ø60k6]
  • износ поверхности 4 — [М64]х6 — резьба замята по 0,3 мм на сторону
  • износ поверхности 5 — Ø74,97 мм [Ø75k6]
  • износ поверхности 6 — Ø69,87 мм [Ø70k6]
  • износ поверхности 7 — [М68]х2 —резьба замята по 0,35 мм на сторону
  • износ поверхности 8 — надиры и забоины до 0,8 мм
  • износ поверхности 10 — 6,07 мм [6j86]
  • износ поверхности 11 — 6,07 мм [6j86]

1 В квадратных скобках указаны номинальные размеры шпинделя (до износа)

Для выполнения ремонта шпинделя необходимо иметь следующее оборудование:

  • токарно-винторезный станок
  • вертикально-фрезерный станок
  • круглошлифовальный станок
  • отремонтированный станок с установленным на нем шпинделем
  • верстак со слесарными тисками
  • гальваническая ванна

Шпиндель токарного станка. Технологический маршрут ремонта 1

Шпиндель токарно-винторезного станка. Технологический маршрут ремонта

Технологический маршрут 1 ремонта шпинделя токарного станка

Шпиндель токарного станка. Технологический маршрут ремонта 2

Шпиндель токарно-винторезного станка. Технологический маршрут ремонта

Технологический маршрут 2 ремонта шпинделя токарного станка

Шпиндель токарного станка. Технологический маршрут ремонта 3

Шпиндель токарно-винторезного станка. Технологический маршрут ремонта

Технологический маршрут 3 ремонта шпинделя токарного станка

Технологическая оснастка для ремонта шпинделя:

  • четырехкулачковый патрон 7103—0049 (ГОСТ 3890—72)
  • поводковый патрон 7108—0055 (ГОСТ 2572—72)
  • люнет неподвижный
  • станочные винтовые самоцентрирующие рычажные тиски 7200—0154 (МН 5790—65)
  • внутришлифовальное приспособление, оправка для установки шпинделя
  • проходной отогнутый резец 2102—0055—Т15К6—IV (МН 575—64)
  • расточный резец 2140—0010—Т15К6—1
  • резьбовой резец δ = 60° 2131—0506—Т15К6
  • центра (ГОСТ 13214—67)
  • гаечный двусторонний ключ (ГОСТ 2839—62)
  • медные подкладки, хомутик (ГОСТ 2578—74)
  • фреза концевая 2220—0007—Р18 (ГОСТ 17025—71)
  • шлифовальный круг ПП400х40х127-Э5-К ГОСТ 2424—75
  • пробка шпоночная 6,5js6 MH2978—61
  • штангенциркуль ШЦ-II (ГОСТ 166—73)
  • микрометр рычажный МР 50—75 (ГОСТ 4381—68)
  • индикатор ГОСТ 9695—75
  • конусный калибр Морзе 5

Чертеж шпинделя токарно-винторезного станка 16К20

16К20 Станок токарно-винторезный. чертеж шпинделя

Чертеж шпинделя токарно-винторезного станка 16К20

Общий вид токарно-винторезного станка 16К20

16К20 Станок токарно-винторезный. Общий вид

Фото токарно-винторезного станка 16К20

Расположение органов управления токарно-винторезным станком 16К20

16К20 Расположение органов управления токарно-винторезным станком

Расположение органов управления токарно-винторезным станком 16К20

Схема кинематическая токарно-винторезного станка 16К20

Схема кинематическая токарно-винторезного станка 16К20, 16К20М, 16К20Г, 16К20Ф1

Кинематическая схема токарно-винторезного станка 16К20

Кинематическая схема приведена для понимания связей и взаимодействия основных элементов станка. На выносках проставлены числа зубьев (г) шестерен (звездочкой обозначено число заходов червяка).

Цифрой I обозначен суппорт с механическим перемещением резцовых салазок

Шпиндельная бабка токарно-винторезного станка 16К20

16К20 Станок токарно-винторезный. Чертеж шпиндельной бабки

Шпиндельная бабка токарно-винторезного станка 16К20

Конструкция шпиндельной (передней) бабки с коробкой скоростей токарно-винторезного станка 16К20

Все валы коробки скоростей и шпиндель вращаются на опорах качения, которые смазываются как разбрызгиванием (коробка залита маслом), так и принудительно, с помощью насоса. Движение подачи от шпинделя передается валу трензеля и далее — на механизм подач.

Числа оборотов шпинделя в минуту — прямое вращение (22 шт): 12,5-16-20-25-31,5-40-50-63-80-100-125-160-200-250-315-400-500-630-800-1000-1250-1600.

Числа оборотов шпинделя в минуту — обратное вращение (11 шт): 19-30-48-75-120-190-300-476-753-1200-1900.

Регулировка шпиндельной бабки станка 16К20

Шпиндельная бабка жестко сбазирована на станине при сборке станка. В случае необходимости регулировки шпиндельной бабки в горизонтальной плоскости необходимо снять облицовку коробки подач, ослабить винты, крепящие переднюю бабку, и специальным регулировочным винтом отрегулировать положение оси шпинделя по пробным проточкам до необходимой точности.

При ослаблении крепления шкива 74 на конусной части вала 69 нужно подтянуть винт 70 (рис. 14).

При снижении крутящего момента нужно в первую очередь проверить натяжение ременной передачи главного привода (см. п. 13.6). Если натяжение ремней достаточное, следует отрегулировать фрикционную муфту главного привода, расположенную в шпиндельной бабке. Для этого надо открыть крышку 99 (рис. 15) шпиндельной бабки и снять маслораспределительный лоток 162 рис. 16).

Поворотом гайки 62 (рис. 14) по часовой стрелке при утопленной (нажатой) защелке 80 можно подтянуть муфту прямого вращения шпинделя, поворотом гайки 59 против часовой стрелки — муфту обратного вращения. Для облегчения регулирования муфты прямого вращения шпинделя рукоятку 8 (рис. 9) нужно повернуть влево, для облегчения регулирования муфты обратного вращения шпинделя — вправо.

Обычно достаточно повернуть гайки 59 и 62 на 1/16 оборота, т. е. на один зубец. По окончании регулирования нужно убедиться в том, что защелка 80 надежно вошла в пазы гаек 59 и 62.

При повороте гаек более чем на 1/16 оборота нужно обязательно проверить, не превышает ли крутящий момент на шпинделе допустимый по табл. 1 (см. раздел 12).

Если при максимальном числе оборотов шпинделя без изделия и патрона время его торможения превышает 1,5 с, то нужно при помощи гаек 145 подтянуть ленту тормоза.

ВНИМАНИЕ! Шпиндельные подшипники отрегулированы на заводе и не требуют дополнительного регулирования.

В случае крайней необходимости потребитель может силами высококвалифицированных специалистов прибегнуть к регулированию шпиндельных опор.

Однако перед этим необходимо проверить жесткость шпиндельного узла. Для этого на станине под фланцем шпинделя устанавливается домкрат с проверенным в лаборатории динамометром и через прокладку, предохраняющую шпиндель от повреждений, к его фланцу прилагается усилие, направленное вертикально снизу вверх. Смещение шпинделя контролируется аттестованным индикатором с ценой деления не более 0,001 мм, устанавливаемым на шпиндельной бабке и касающимся своим измерительным наконечником верхней части фланца шпинделя. Отклонение шпинделя на 0,001 мм должно происходить при приложенном усилии не менее 45—50 кгс.

Читайте также:  Ремонт радио телефон москва

Примечание. Станки комплектуются передними шпиндельными подшипниками № 3182120 класса 4, ГОСТ 7634—56 и задними № 46216Л класса 5, ГОСТ 831—62 (см. рис. 14) или передними подшипниками № 697920Л класса 2 и задними № 17716Л класса 2 по ТУСТ 5434 (см. рис. 17). Шпиндельные подшипники заказом не регламентируются.

В настоящее время станок комплектуется передними шпиндельными подшипниками № 3182120, ГОСТ 7634—75, и задними № 46216, ГОСТ 831—75.

  • снять крышку 99 (рис. 15) и маслораспределительный лоток-162 (рис. 16);
  • установить рукоятки 8 и 16 (рис. 9) в нейтральное положение;
  • отвернуть гайки фрикциона: гайку 62 против часовой стрелки, гайку 59 по часовой стрелке;
  • винт блокировки защитного ограждения патрона вывести из зацепления с деталью 6 путем ослабления контргайки и отворачивания винта;
  • установить рейку 9 и сектор 10 относительно друг друга по нулевым отметкам, нанесенным на них;
  • установить муфту 4 симметрично относительно коромысла 5;
  • проверить ход муфты при правом и левом включениях рукоятки 8 (величина перемещения муфты 4 должна быть в обе стороны не менее 16 мм);
  • при включенном левом и правом положениях рукоятки 8 завернуть гайки 59 и 62 до полного сцепления дисков правого и левого фрикционов;
  • при включенном правом положении фрикциона закрыть кожух патрона и вращением винта блокировки опустить блокировочный штырь до соприкосновения с валом-рейкой 9;
  • поставить маслораспределительный лоток и закрыть крышку 99.

В случае, когда фрикционная муфта работает не полностью замкнутой, необходимо произвести регулировку цепи ее управления в следующем порядке (регулировку производить только при отключенном электропитании станка):

Источник

16К20 Токарный станок

Наша компания может осуществить ремонт токарно-винторезного станка 16К20 любой сложности — от малого до капитального. Большой опыт работы, грамотные специалисты и огромная ремонтная база позволяет нам выполнять ремонтные работы любой сложности и практически с нуля восстановить станок 16К20 к полностью работоспособному состоянию!

ремонт токарно винторезного станка 16к20

Типовые ремонтные работы, выполняемые при плановых ремонтах 16К20

За период межремонтного цикла необходимо проводить осмотры станка. Регламентом предусмотрены следующий порядок обслуживания агрегата:

Сроки проведения ремонтов указаны в рекомендуемом графике плановых ремонтных работ:

график обслуживания и ремонта станка 16к20

Максимальная эффективность использования станка достигается только при рациональном чередовании осмотров и плановых ремонтов, выполняемых с учетом конкретных для условий эксплуатации, индивидуальных для каждого случая.

Категории ремонтосложности станка:

механическая часть — 12;
электрическая часть — 8,5.

Технический осмотр станка:

  • Наружный осмотр без разборки станка как полностью, так и по узлам в частности для выявления дефектов.
  • Проверка прочности и плотности неподвижных жестких соединений. При этом осматривается основание с фундаментом; станина с основанием; шпиндельная бабка; коробки подач со станиной; каретки с фартуком; шкивов с валами и т. п.).
  • Открывание крышек узлов для осмотра и проверка состояния механизмов.
  • Выборка люфта в винтовой паре привода поперечных салазок.
  • Проверка правильности переключения скоростей шпинделя и подач.
  • Регулировка фрикционной муфты главного привода и ленточного тормоза шпинделя.
  • Проверка состояния, очистка и мелкий ремонт ограждающих кожухов, щитков и т. п.
  • Проверка состояния и мелкий ремонт системы смазки.
  • Выявление изношенных деталей, требующих восстановления либо замены при ближайшем плановом ремонте.

Осмотр перед капитальным ремонтом:

Работы, выполняемые при осмотрах перед другими видами ремонтов и, кроме того, выявление де талей, требующих восстановления или замены, эскизирование или заказ чертежей изношенных деталей из узлов, подвергающихся разборке.

При проведении осмотра выполняются те из перечисленных работ, необходимость в которых обусловлена состоянием станка.

Малый ремонт токарного станка 16К20

При малом ремонте этого токарно-винторезного станка выполняются только те из указанных ниже работ, которые вызваны состоянием ремонтируемого станка. Исключение составляют три последних пунктах — этим работы должны выполняться во всех случаях.

Проводимые работы:

    1. Частичная разборка шпиндельной бабки, коробки подач, фартука, а также других наиболее загрязненных узлов. Открывание крышек и снятие кожухов для внутреннего осмотра и промывки остальных узлов.
    2. Зачистка посадочных поверхностей под приспособления на шпинделе и пиноли задней бабки без их демонтажа.
    3. Проверка зазоров между валами и втулками, замена изношенных втулок, регулирование подшипников качения (кроме шпиндельных), замена изношенных.
    4. Регулирование фрикционной муфты главного привода, добавление дисков, регулирование ленточного тормоза шпинделя.
    5. Зачистка заусенцев на шлицах и зубьях шестерен .
    6. Замена или восстановление изношенных крепежных и регулировочных деталей резцедержателей.
    7. Пришабривание или зачистка регулировочных клиньев, прижимных планок и т. п.
    8. Зачистка ходового винта, ходового вала, винтов привода поперечных и резцовых салазок суппорта.
    9. Зачистка и промывка посадочных поверхностей резцовой головки.
    10. Проверка работы и регулирование рычагов и рукояток органов управления, блокирующих, фиксирующих, предохранительных механизмов и ограничителей.
    11. Замена изношенных сухарей, штифтов, пружин и других деталей указанных механизмов.
    12. Замена изношенных деталей, которые предположительно не выдержат эксплуатации до очередного планового ремонта.
    13. Зачистка забоин, заусенцев, задиров и царапин на трущихся поверхностях направляющих станины, каретки, салазках суппорта и задней бабки.
    14. Ремонт ограждающих кожухов, щитков, экранов и т. п.
    15. Ремонт и промывка системы смазки и ликвидация утечек.
    16. Регулирование плавности перемещения каретки, салазок суппорта; подтягивание клиньев прижимных планок.
    17. Проверка состояния и зачистка зубчатых муфт.
    18. Проверка и ремонт систем пневмооборудования и охлаждения; ликвидации утечек.
    19. Выявление деталей, требующих замены или восстановления при ближайшем плановом ремонте.
    20. Проверка точности установки станка и выборочно других точностных параметров.
    21. Испытание станка на холостом ходу на всех скоростях и подачах, проверка на шум, нагрев и по обрабатываемой детали на точность и чистоту обработки.

    Средний ремонт токарного станка 16к20

    Проводимые работы:

    1. Проверка на точность перед разборкой.
    2. Измерение износа трущихся поверхностей перед ремонтом базовых деталей.
    3. Частичная разборка станка.
    4. Промывка, протирка деталей разобранных узлов, промывка, очистка от грязи не разобранных узлов.
    5. Контроль жесткости шпиндельного узла.
    6. Замена или восстановление изношенных втулок и подшипников качения.
    7. Замена или добавление фрикционных дисков и замена ленты тормоза шпинделя.
    8. Замена изношенных зубчатых колес и муфт.
    9. Восстановление или замена изношенных винтовых пар привода салазок суппорта и пиноли задней бабки.
    10. Замена изношенных крепежных деталей.
    11. Замена или восстановление и пригонка регулировочных клиньев и прижимных планок.
    12. Восстановление точности ходового винта путем прорезки.
    13. Проверка и зачистка неизношенных деталей, оставляемых в механизмах станка.
    14. Ремонт насоса подачи охлаждающей жидкости и арматуры.
    15. При износе шарнирного механизма светильника НКС 01 х 100/ПОО-03 основание отвернуть, повернуть против часовой стрелки на 90° и снова закрепить.
    16. Ремонт насоса системы смазки, аппаратуры и арматуры; ремонт или замена маслоуказателей, прокладок, пробок и других элементов системы смазки.
    17. Исправление шлифованием или шабрением нуждающихся в ремонте направляющих поверхностей, если их износ превышает допустимый.
    18. Ремонт или замена протекторов на каретке, салазках суппорта, задней бабке.
    19. Ремонт или замена ограждающих щитков, кожухов, экранов и т. п.
    20. Сборка отремонтированных узлов, проверка правильности взаимодействия узлов и всех механизмов станка.
    21. Окрашивание наружных нерабочих поверхностей с подшпаклевкой.
    22. Обкатка станка на холостом ходу на всех скоростях и подачах.
    23. Проверка на шум и нагрев.
    24. Проверка станка на соответствие нормам точности.

    Капитальный ремонт токарного станка 16К20

    Проводимые работы:

    1. Проверка станка на точность перед разборкой.
    2. Измерение износа трущихся поверхностей перед ремонтом базовых деталей.
    3. Полная разборка станка и всех его узлов.
    4. Промывка, протирка всех деталей.
    5. Осмотр всех деталей.
    6. Уточнение предварительно составленной ранее при осмотрах и ремонтах ведомости дефектных деталей, требующих восстановления или замены.
    7. Восстановление или замена изношенных деталей.
    8. Ремонт системы охлаждения.
    9. Смена насоса системы смазки и ее ремонт.
    10. Шлифование или шабрение направляющих поверхностей станины, каретки, салазок суппорта, задней бабки.
    11. Замена протекторов на каретке, салазках суппорта, задней бабке.
    12. Сборка всех узлов станка, проверка правильности взаимодействия узлов и механизмов.
    13. Шпаклевка и окраска всех необработанных поверхностей в соответствии с требованиями по отделке нового оборудования.
    14. Обкатка станка на холостом ходу на всех скоростях и подачах.
    15. Проверка на шум и нагрев.
    16. Проверка состояния фундамента, исправление его и установка станка.

    Источник

    Подробный обзор токарно-винторезного станка по металлу 16К20: устройство, фото, описание

    Устройство фартука токарно-винторезного универсального станка

    Фартук токарно-винторезного станка жестко крепится к переднему торцу каретки суппорта.

    Фартук преобразует вращательное движение ходового винта или ходового валика в поступательное перемещение суппорта (подачу) вдоль направляющих станины. Движение от ходового валика используется также для механического перемещения поперечных салазок.

    Технические характеристики, фотографии и чертежи приведены на странице Токарно-винторезный станок 1К62.

    Ходовой винт используется при нарезании резьбы. Вращательное движение ходового винта преобразовывается в поступательное движение суппорта (движение подачи) с помощью разъемной маточной гайки. Скорость вращения ходового винта, следовательно, скорость подачи, регулируется коробкой подач токарного станка.

    Ходовой валик используется при выполнении всех остальных токарных работ. Вращательное движение ходового валика преобразовывается в поступательное движение суппорта (движение подачи) с помощью червяка на скользящей шпонке, зубчатой рейки закрепленной на станине и сцепленного с рейкой зубчатого колеса. Это колесо может получать вращение либо механически — от ходового вала, либо вручную от вращения рукоятки (маховичка).

    Механизмы в фартуке могут преобразовывать вращательное движение ходового валика в поступательное движение (механическую подачу) поперечных салазок суппорта.

    Для ускоренного движения суппорта используется отдельный электродвигатель, который вращает ходовой валик с повышенной скоростью.

    Смазку всех приводных частей, подшипниковые опоры и направляющие суппорта и каретки обеспечивает плунжерный насос. Он смонтирован и нижней крышке фартука и приводится в действие от вала червячной шестерни.

    Смазка ходового винта производится при помощи ручной масленки при включенной маточной гайке.

    Окраска станка и консервация

    Капитальный ремонт станка 16К20 (1К62, 1В62Г, 1Д625, 16В20) подразумевает поэлементную покраску в процессе проведения работ. Пверхности, отвечающие за внешний вид станка, тщательно очищаются, шпаклюются, грунтуются и красятся специальной, устойчивой к агрессивным средам, краской. После завершения испытаний на точность производится финишная ревизия внешнего вида станка. В случае необходимости элементы локально подкрашиваются. По окончанию приёмки, в случае необходимости длительного сохранения внешнего вида станка во время транспортировки или хранения в неотапливаемых помещениях, на подверженные коррозии открытые элементы станка наносится консервационная смазка.

    Схема кинематическая токарно-винторезного станка

    Фартук имеет блокирующее устройство, препятствующее одновременному включению продольной и поперечной подач суппорта, а также предохранительную кулачковую муфту, которая срабатывает под действием усилий, возникающих при перегрузке фартука.

    Для нарезания резьбы следует рукояткой 24 включить маточную гайку и вывести из зацепления реечную шестерню путем вытягивания на себя кнопки 6.

    Стоимость

    Цена за капитальный ремонт станка 16К20 (1К62, 1В62Г, 1Д625, 16В20) может варьироваться от его текущего состояния. Как правило, за капитальным ремонтом обращаются, когда станок имеет значительный износ, потерял точность и имеет ряд проблем с электрооборудованием. Поэтому базовая цена капитального ремонта станка 16К20 рассчитана, исходя из необходимости именно капитального ремонта станка. Стоимость может как уменьшатся, если требования к ремонту сокращены, либо увеличится, если станок требует дополнительных затрат. При повышенных требованиях в качеству и внешнему виду станка после капитального ремонта могут быть установлены новые внешние элемены (патрон, резцедержатели, ручки, штурвалы, таблички, приборы, лампа, кожухи). В этом случае станок будет максимально приближём к новому не только технически, но и внешне.

    Описание режимов работы фартука станка

    Схема фартука токарно-винторезного станка

    Рис 9. Схема фартука токарно-винторезного станка

    Продольная подача каретки суппорта

    Продольная подача суппорта станка при выполнении всех токарных работ, кроме нарезания резьбы резцом, осуществляется при помощи закрепленной на станине зубчатой рейки 14 и катящегося по ней зубчатого колеса 17. Это колесо может получать вращение либо механически — от ходового вала 1, либо вручную от вращения рукоятки. Механическая продольная подача осуществляется следующим образом. В длинную шпоночную канавку 2 ходового вала 1 входит шпонка сидящего на нем червяка 9. Вращаясь, червяк приводит в движение червячное колесо 8. Для включения механической продольной подачи нужно рукояткой 11 соединить (с помощью муфты) червячное колесо с колесом 10. Последнее сообщит вращение колесу 15, а вместе с ним будет вращаться сидящее на том же валике реечное колесо 17. Это колесо катится по неподвижной рейке 14, приводя в движение фартук и каретку суппорта вдоль станины.

    Ручная продольная подача производится рукояткой 13 через колеса 12, 15, 17 и рейку 14.

    Поперечная подача салазок суппорта

    Для осуществления механической поперечной подачи рядом с червяком 9 на ходовом валу сидит коническое зубчатое колесо 7, шпонка которого также скользит в длинной шпоночной канавке 2 ходового вала 1. Вращаясь вместе с валом, колесо 7 приводит во вращение другое коническое колесо 4 и цилиндрические колеса 5, 3, 6 и 21. Посредством кнопки 18 можно колесо 21 сцепить с колесом 19. Вместе с колесом 19 приходит во вращение винт 20, осуществляя поперечную подачу резца. Для выключения поперечной подачи колесо 21 выводят из зацепления с колесом 19, пользуясь той же кнопкой 18.

    Ручная поперечная подача производится рукояткой 16.

    Нарезание резьбы на токарно-винторезном станке

    Устройство маточной гайки токарно-винторезного станка

    Рис. 10. Устройство разъемной гайки (маточной гайки) токарно-винторезного станка

    Для продольного перемещения суппорта при нарезании резьбы пользуются ходовым винтом 22, с которым связана разъемная гайка (маточная гайка) 23, установленная в фартуке.

    Устройство разъемной гайки показано на рис. 10. При нарезании резьбы обе половины гайки 23 сближают при помощи рукоятки 25; сближаясь, они захватывают нарезку винта 22, при вращении которого фартук, а вместе с ним и суппорт с резцом получают продольное перемещение. Для сдвигания и раздвигания половин разъемной гайки на валике рукоятки 25 закреплен диск 24 с двумя спиральными прорезями 26, в которые входят пальцы 27 нижней и верхней половины гайки 23. При повороте диска 24 прорези заставляют пальцы, а следовательно, и половины гайки сближаться или раздвигаться.

    Ремонт задней и передней бабки

    Ремонт задней бабки станка 16К20 начинают с выравнивания поверхностей корпуса задней бабки, которые сопрягаются с направляющими плиты. При этом используют методы шлифовки и шабрения.

    На следующем этапе производится ремонт отверстия корпуса задней бабки под пиноль путём расточки на расточном станке и запрессовывания втулки. Отверстия во втулке растачиваются на расточном станке или на ремонтируемом станке с использованием борштанги.

    Что касается коробки передач (передней бабки) и коробки подач, то они имеют достаточно сложные кинематические схемы. Именно поэтому процесс разборки требует от мастера знания конструктивных особенностей станка, последовательности демонтажа деталей и узлов, мест расположения стопорных колец, шпонок и других фиксирующих элементов.

    Специалисты ООО «ИМПУЛЬС» проведут предварительную бесплатную диагностику вашего оборудования, заявку на которую можно оформить прямо на сайте компании. Мы располагаем всеми необходимыми ресурсами для выполнения качественного ремонта станков и другого промышленного оборудования любой сложности.

    Конструкция фартука токарно-винторезного станка

    Включение подачи по ходовому винту осуществляется замыканием маточной гайки (фиг. I, 15). Она состоит из двух полугаек 1 и 2, которые могут перемещаться по направляющим, выполненным в фартуке. С помощью рукоятки 4 на лицевой стороне фартука полугайки можно сближать, замыкая их на ходовом винте, или освобождать его; перемещение их осуществляется диском 5 с фасонными пазами, в которые входят штифты 3, запрессованные в полугайки.

    Движение от ходового валика передается через скользящую по нему вместе с фартуком шестерню z = 27 (см. фиг. 1, 6) на червячную передачу фартука. С вала червячного колеса вращение передается в зависимости от того, какая из зубчатых муфт М6, М7, М8 или М9 включена — либо на реечную шестерню г = 10 — для получения продольной подачи, либо на шестерню г = 20, сидящую на подающем винте XXI поперечных салазок, — для получения механической поперечной подачи. Включение всех этих муфт на станке мод. 1К62 производится одной рукояткой (фиг. I, 16), причем направление включения совпадает с направлением подачи резца. Продольное перемещение суппорта вручную производится, при помощи маховичка на валу XXII, когда рукоятка включения механической подачи установлена в среднее положение. В фартуке имеется устройство, исключающее включение подачи одновременно по ходовому винту и ходовому валику (блокировка), так как такое включение привело бы к поломке.

    Фартук токарно-винторезного станка

    Фартук токарно-винторезного станка

    Для предохранения цепи подач от перегрузок, а также для работы по упорам (см. стр. 46), на оси червяка установлена предохранительная зубчатая муфта Мп (см. фиг. 1,6), пружина которой отрегулирована на передачу определенного крутящего момента. Если момент превысит допустимый, муфта начнет прощелкивать.

    Сокращение времени на выполнение вспомогательных движений является важным резервом повышения производительности станков; поэтому у большинства современных станков предусмотрены механизмы, обеспечивающие быстрые («ускоренные») холостые перемещения инструмента. В станке 1К62 для этой цели на правом торце станины установлен отдельный электродвигатель (фиг. I, 17) мощностью 1 кВт, соединенный клиноременной передачей с ходовым валиком. Односторонняя муфта обгона Мо в коробке подач позволяет сообщать вращение ходовому валику как от коробки подач, так и от вспомогательного двигателя.

    Обгонная муфта (фиг. I, 18) имеет наружное кольцо 2, фасонный диск 1, ролики 3 и пружины 4, поджимающие ролики. Такая муфта может передавать крутящий момент при заклинивании роликов только в одном направлении.

    В коробке подач станка наружное кольцо обгонной муфты Жестко связано с блоком шестерен z — 56 (см. фиг. 1,6), а внутренний диск — с ходовым валиком XVI. Когда вспомогательный электродвигатель не включен, сообщается движение ходовому валику от коробки подач; когда этот двигатель включен, диск муфты вращается в том же направлении, что и наружное кольцо, но с большей скоростью, и это приводит к пробуксовке обгонной муфты. После остановки двигателя цепь рабочих подач автоматически восстанавливается. Двигатель быстрых перемещений включается кнопкой К (см. фиг. I, 16) на рукоятке включения автоматических подач. Механизм быстрых перемещений обеспечивает скорость продольного перемещения суппорта 3,4 м/мин и поперечного 1,7 м/мин. В тяжелых токарно-винторезных станках, имеющих несколько суппортов, быстрые продольные и поперечные перемещения осуществляются от отдельных электродвигателей, установленных на каждом суппорте.

    Фото фартука токарно-винторезного станка

    Фартук токарно-винторезного станка

    Фартук токарно-винторезного станка

    Инструкция по первому запуску и эксплуатации

    Перед первым запуском, нужно проверить внешние параметры надежности, устойчивость установки агрегата. Закончив осмотр, стоит выключить питание для каждого электродвигателя и используя вводный автоматический выключатель F1 в цеховую сеть.

    Все блокировочные устройства должны соответствовать данным, указанным в инструкции:

    1. Главный привод вращается против часовой стрелки в сторону вала.
    2. Электронасос вращается согласно указанной схеме на корпусе.
    3. Гидроэлектростанция вращается в сторону вентилятора, по часовой стрелке.
    4. Электродвигатель быстрого перемещения вращается по часовой стрелке.

    Проверьте срабатывание магнитного пускателя и реле. После проверки правильности работы каждого электроаппарата, присоедините прежде выключенные провода. После полной проверки электродвигателя, можно приступать к работе.

    Источник

    Ремонт токарного станка 16К20

    Токарно-винторезный станок 16К20 и его аналоги — один из самых распространенных видов металлорежущего оборудования на постсоветском пространстве. Он начал выпускаться почти пятьдесят лет назад (в 1971 году) и до сих пор применяется на разных производствах: от небольших мастерских до крупных промышленных предприятий. 16К20 имеет множество модификаций и аналогов, которые выпускаются не только в бывших союзных республиках, но и на нескольких станкостроительных заводах Китая и Болгарии.

    Ремонт токарного станка 16К20

    Ремонт этих токарных станков хорошо освоен на многих предприятиях, поскольку за многие годы компоновка и состав механизмов у 16К20 практически не изменились. Также остались неизменными порядок и состав ремонтных работ, хотя сейчас это оборудование ремонтируют не только традиционными методами, но и с применением современных технологий и материалов.

    Возможные неисправности

    При длительной эксплуатации токарного оборудования детали его механизмов теряют свои первоначальные качества, что приводит к изменению их формы, увеличению зазоров в местах сопряжений и ухудшению состояния поверхностей трения. Одна из главных причин возникновения таких неисправностей — это износ поверхностей трения отдельных деталей, который происходит в результате:

    • воздействия силы трения;
    • пластической деформации (смятия металла);
    • усталости поверхностного слоя;
    • химической коррозии.

    Возможные неисправности основных элементов токарного станка:

    1. Корпусные детали. Трещины, сколы, износы отверстий, повреждение резьб, отклонение от прямолинейности плоскостей.
    2. Валы. Износ шеек, шпоночных пазов, центровых отверстий.
    3. Фланцы. Трещины и сколы в крепежных отверстиях. Износ поверхностей сопряжения.
    4. Шестерни и валы-шестерни. Износ зуба и радиальное биение зубчатого венца.
    5. Шпиндель. Износ шеек, переднего внутреннего конуса и шлицевого соединения.
    6. Ходовой винт. Износ резьбы и шеек.
    7. Валик ходовой. Износ шпоночного паза и шеек.

    Устройство станка 16К20

    Устройство станка 16К20

    На основании осмотра и контрольных замеров этих компонентов 16К20 определяется необходимость ремонта и проводится подготовка к ремонтно-восстановительным работам. Осмотр станка на предмет ремонта начинается со шкива, который на токарном станке 16К20 передает движение от главного двигателя к шпинделю. Перечень основных проблем, возникающих вследствие нарушений правил эксплуатации оборудования, приводится в разделе 16 «Руководства по эксплуатации. Здесь же указаны возможные причины и методы их устранения.

    Виды ремонта

    Ремонтные работы выполняются с целью поддержание эксплуатационных характеристик токарного оборудования и бывают двух видов: плановые и неплановые. Первые выполняются только на основании графиков планово-предупредительных ремонтов. Для 16К25 предусматривается четыре вида работ, включающие осмотр и три вида ремонтов:

    • малый;
    • средний;
    • капитальный.

    Согласно п. 17.2 «Руководства по эксплуатации» токарного станка 16К20, его межремонтный период (время работы до первого капремонта) при условии соблюдения эксплуатационных требований производителя составляет 10 лет при двухсменной работе. За этот период должно быть выполнено шесть плановых осмотров 16К20, четыре малых ремонта, один средний (в середине периода) и один капитальный (в конце периода).

    Потребность в неплановых ремонтных работах обычно возникает при внезапном снижение допустимых параметров оборудования или выходе его строя. Такое обычно происходит при несоблюдении паспортных требований производителя по эксплуатации и обслуживанию токарного оборудования. На производственных предприятиях все виды работ проводят по графикам ППР квалифицированным персоналом специализированных ремонтных подразделений. На малых предприятиях ремонт токарного станка выполняют своими руками по мере возникновения проблем с его точностью и работоспособностью.

    Малый ремонт

    Этот вид ремонтных работ выполняется как по утвержденной номенклатуре, так и по результатам наблюдений за токарным оборудованием во время ежесменного и периодического технического обслуживания. Его цель — обеспечить работу токарного оборудования до следующего планового ремонта.

    Согласно п. 17.3.3 «Руководства по эксплуатации» токарного станка 16К20 при малом ремонте обязательными для выполнения являются следующие виды работ:

    • выявление неисправностей для устранения при последующих плановых ремонтных работах;
    • замеры геометрии оборудования на паспортную точность;
    • испытания на холостом ходу;
    • испытания на шумность и температурные режимы;
    • проверка точности и чистоты обработки.

    Малый ремонт

    Выполнение остальных работы из приведенного в Руководстве перечня выполняют только при необходимости в зависимости от состояния оборудования. По результатам малого ремонта составляется ведомость состояния деталей механизмов для включения в состав следующих по графику ППР работ.

    Средний ремонт

    В состав этого вида ремонтных мероприятий входят работы по списку рекомендаций малого ремонта, а также неполная разборка токарного 16К20, при которой выполняется восстановление работоспособности основных механизмов и агрегатов. Такой ремонт для токарно-винторезного станка 16К20 выполняют по перечню, который приводится в п. 17.3.4 «Руководства по эксплуатации».

    При среднем ремонте обязательно проверяется точность до и после разборки токарного оборудования, проводится контроль жесткости шпинделя, а также делаются замеры износа поверхностей трения до и после их восстановления. Средний ремонт токарного станка выполняют в середине межремонтного периода. Его цель — восстановление ресурса токарного оборудования до такого уровня, чтобы станок смог проработать до капитального ремонта.

    Капитальный ремонт

    Согласно п. 17.3.2. «Руководства по эксплуатации» капитальный ремонт токарного станка 16К20 предваряется осмотром состояния станочного оборудования. Во время осмотра проверяют данные осмотров при предшествующих ремонтных работах, определяют перечни деталей на восстановления и замену, а также производят изготовление рабочих чертежей для заказа заменяемых деталей.

    Капитальный ремонт станка 16К20

    Капитальный ремонт станка 16К20

    При капремонте перед полной разборкой выполнятся проверка точности 16К20 и степень изношенности поверхностей трения.

    После полного демонтажа всех механизмов, выполняется очистка каждой деталей, после чего производится их осмотр и сверка с дефектной ведомостью. Капремонт предусматривает восстановление всех паспортных характеристик 16К20. Поэтому токарные станки после качественного капитального ремонта имеют такие же параметры, как и новое токарное оборудование, а их межремонтный период также составляет десять лет.

    Скачать паспорт (инструкцию по эксплуатации) токарного станка 16К20

    Ремонт основных узлов

    Станина

    Станина 16К20 — это литая конструкция с ребрами жесткости, на которой монтируются все остальные оборудование токарного станка. На верхней части станины расположены четыре продольные направляющие токарного станка: две плоские и две призматические. От состояния их поверхностей зависит точность позиционирования задней бабки и каретки суппорта, а также соосность передней и задней бабок. Состав и порядок выполнения работ регламентируется разделом 6.1 технического руководства «Ремонт токарно-винторезного станка 16К20».

    Существует четыре способа механообработки, с помощью которых выполняют ремонт направляющих токарного станка:

    • ручная шабровка;
    • шлифовка с применением переносного шлифовального оборудования;
    • шлифовка на плоскошлифовальном оборудовании;
    • строгание на продольно-строгальном станке;

    В общем случае, если износ составляет менее 15 мкм на 1000 мм, геометрию поверхности восстанавливают методом ручной шабровки. Если больше — с применением станочного оборудования или методом напыления.

    Шабровка выполняется ручным слесарным инструментом, поэтому ее трудоемкость в несколько раз выше, чем при механизированной обработке.

    Кроме того, этим способом можно обрабатывать только незакаленные поверхности. Шабрить станину токарного станка можно без демонтажа станины, поэтому наряду с ручной шлифовкой — это самый распространенный метод восстановления поверхностей направляющих.

    Шлифовка направляющих с применением переносного шлифовального оборудования, устанавливаемого на станине, применяется в двух случаях: при невозможности доставки станины в ремонтный цех и в случае, если длина станины больше длины стола шлифовального оборудования. Самый эффективный способ восстановления направляющих станины — это обработка на шлифовальных и продольно-строгальных станках в ремонтных цехах или на специализированных предприятиях. Он обеспечивает самую высокую точность и гарантирует качество.

    Станина для станка 16К20

    Станина для станка 16К20

    Восстановление глубоких повреждений станины токарного станка производится путем напыления латуни или цинка, а также заливкой баббитом. После заполнения металлом вмятин и выбоин поверхность направляющей обрабатывают шлифовкой или шабровкой.

    Каретка

    В соответствии с разделом 6.2 Технического руководства ремонт каретки суппорта токарно-винторезного станка 16К20 включает две технологические операции:

    • восстановление нижних направляющих, сопряженных с направляющими станины;
    • восстановление поперечных направляющих, примыкающих к направляющим нижней части суппорта.

    Перед началом работ каретку устанавливают на выставленную станину вместе с рейкой и коробкой подач. После этого на каретку монтируют прижимные планки, фартук, ходовой винт и ходовой вал, выставляют ее на точность, делают замеры и проверяют зацепление шестерни фартука с рейкой.

    Каретка для станка 16К20

    Каретка для станка 16К20

    По результатам контрольных замеров определяют степень износа поверхностей направляющих и обрабатывают их ручным и механическими способами до достижения нормативных прямолинейности, плоскостности и параллельности. На финальной стадии точность прилегания к станине токарного станка обеспечивается обработкой шабером и шлифовальными устройствами.

    Задняя бабка

    Согласно разделу 6.7 Руководства в номенклатуру работ по ремонту задней бабки токарного станка 16К20 входят технологические операции, по восстановлению параметров следующих компонентов:

    • поверхности корпуса, сопряженные с поверхностями плиты;
    • поверхности плиты, примыкающие к корпусу и станине;
    • отверстие под пиноль.

    При восстановлении плоских поверхностей применяют шабровку и шлифовку, а при обработке пиноли — расточку.

    Задняя бабка

    Шлифовку плоских поверхностей направляющих выполняют на продольно-шлифовальном станке. Призматические поверхности доводятся до нормативного качества шабровкой. Расточка отверстия под пиноль производится двумя способами: на самом станке с помощью борштанги и с демонтажом на расточном станке.

    Источник