Ремонт и обслуживание птв

Эксплуатация пожарно-технического вооружения и оборудования

Под эксплуатацией ПТВ понимается его использование для выполнения оперативных задач, техническое обслуживание, испытание, учет и хранение.

Ответственность за эксплуатацию, сохранность, своевременное и качественное техническое обслуживание (далее – ТО) ПТВ, оборудования и снаряжения, ведение документации возлагается на руководителя пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее — подразделение ФПС) и должностное лицо, на которое приказом руководителя возложено данное направление.

Руководители подразделений ФПС обязаны обеспечить проведение ТО и испытания ПТВ, согласно паспортам на изделие и ГОСТам.

В дни проведения ТО пожарных автомобилей, ответственность за техническое обслуживание ПТВ возлагается на командира отделения в случае отсутствия на начальника караула (начальника смены).

Исправность ПТВ проверяется во время приема-сдачи дежурства личным составом заступающего караула, а так же при проведении ТО пожарной автотехники, испытаниях и периодических освидетельствованиях, установленных паспортами на изделие, ГОСТами.

Исправность средств спасания с высот проверяется внешним осмотром командиром отделения (в случае его отсутствия — помощником начальника караула или лицом, исполняющим его обязанности) при приеме дежурства.

При выходе из строя или получения повреждений ПТВ, аварийно-спасательного оборудования, пожарных рукавов, иных технических средств, делается отметка в книге службы.

Наименование ПТВ, в том числе пожарных рукавов, аварийно- спасательного оборудования, технических средств, средств связи Адрес, место применения Характер повреждения

Получение ПТВ подразделениями ФПС со складов, или его передача из одного подразделения в другое, должны осуществляться только при наличии технической документации на каждый вид ПТВ (технические паспорта, формуляры и т.д.). В технической документации обязательно должна быть печать завода изготовителя.

Для обеспечения проведения испытаний ПТВ в пожарно-спасательных подразделениях ГПС оборудуются стенды и приспособления для проведения испытаний.

Обслуживание ПТВ производиться во время определенное распорядком дня в соответствии с утвержденным графиком.

Требования к помещениям, порядку хранения ПТВ

Хранение ПТВ осуществляется в отдельных помещениях с учётом требований пожарной безопасности, производственной санитарии, требований ПУЭ которые оборудуются рабочим местом для обслуживания ПТВ с необходимым инструментом.

Доступ в помещение для хранения ПТВ должен быть ограничен, двери закрываться на замок. Один экземпляр ключей хранится у материально-ответственного лица или лица его замещающего, второй экземпляр на ПСЧ.

Помещение для хранения ПТВ оборудуется стеллажами или шкафами, обеспечивающими раздельное хранение ПТВ (годное к эксплуатации, требующее проведения ТО, требующее списания и т.п.). Хранение ПТВ допускается только в чистом виде. ПТВ размещается раздельно, по типам, с нанесением на стеллажах маркировки конкретного вооружения.

В подразделениях ФПС допускается хранение только ниже перечисленного ПТВ:

Источник



Техническое обслуживание пожарных автомобилей: виды, сроки, периодичность

Техническое обслуживание пожарных автомобилей: виды, сроки, периодичность

Для обеспечения исправного функционирования и 100% готовности противопожарной техники к срочному выезду, техническим регламентом предусмотрено периодическое обслуживание. Оно призвано увеличить промежуток между ремонтами, заранее обнаружить возможные поломки, снизить негативное воздействие на природу и снизить потребление горючего. В России существует специальный закон: Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей», который устанавливает правила и требования к тех.обслуживанию пожарной техники.

Даже при постоянном техническом обслуживании, невозможно гарантировать отсутствие необходимости в ремонте. Поломки могут возникать непредвиденно, например, при тушении пожара, выполнении спасательных действий, езде по пересечённой местности, ДТП и тому подобном. Какое бывает ТО и ремонт, сроки их проведения и многое другое, мы опишем в данном материале.

Виды технического обслуживания пожарных автомобилей

Какой именно вид используется, напрямую зависит от того, используется ли техника ежедневно, либо находится на временном хранении в специальном помещении. В каждом случае выполняется целый комплекс работ.

Для пожарных автомобилей, использующихся ежедневно:

ЕТО – ежедневное техническое обслуживание.

Непосредственно при пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.

ТО-1, ТО-2 – комплексный осмотр, проверка и устранение имеющихся неисправностей. Включает в себя несколько видов работ по обслуживанию, выполняющихся по определённому графику.

СО – сезонное, при смене времени года.

Для пожарных автомобилей на хранении проводится 1 раз в определённый период:

На всю используемую пожарную технику МЧС РФ разрабатывает нормативный документ, в котором присутствуют инструкции, сроки, условия, меры безопасности и другие аспекты.

Ежедневное

Его производят непосредственно в части, в момент сдачи смены другому подразделению. Принимают участие водитель транспортного средства и личный состав. Задача – проверить готовность пожарного автомобиля выехать на место происшествия и произвести тушение, спасательные работы. Тут производится контроль над:

исправностью основных агрегатов;

функционированием ПТВ и АСО;

уровнем горючего, охладителя и ГСМ.

Ответственность за обнаружение и исправление всех неисправностей лежит на сдающем смену расчёте. Принимающий водитель обязан также проверить все элементы и внести необходимые отметки в эксплуатационную карту ПА. Причём имеются ограничения на работу ДВС в момент проведения проверки:

ПА общего применения, двигатель с карбюратором – 3 мин.;

ПА целевого применения, дизельные, снабжённые многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;

специальные ПА – 7 мин.;

АЛ и АЦПК – 10 мин.

В настоящее время в специализированных документах прописаны следующие виды проверок при ежедневном техническом обслуживании:

Наружный осмотр, проверка комплектации пожарного оборудования.

Состояние дверей, салона, кузова, стекол, зеркал, оперения, знаков, рамы, рессор, колёс.

Наличие пломб на спидометре, счётчике моточасов насоса.

Надёжность крепления элементов резервуара и кузова.

Отсутствие протечек в резервуарах и трубах.

Функционирование запирающих механизмов на трубах, насосах, пенообразователях.

Отсутствие остатков воды, растворов и посторонних вещей в насосе.

Степень натяжения ремней привода.

В зимний период – чехол-утеплитель.

Отсутствие протечек ГСМ.

Показатель масла во всех элементах двигателя.

Уровень жидкостей – вода: низкозамерзающая, тормозная, в гидроусилителе, сцеплении, горючее.

Функционирование сцепления и степень хода педали.

Работа двигателя при холостом ходе и в движении, функционирование датчиков приборной панели в кабине и насосном отделе, при его наличии.

Гидроусилитель руля, рулевые тяги, ограничители поворота.

Наличие свободного хода руля.

Осветительные приборы, звуковой сигнал, «дворники», обогрев, вентиляция.

Коробка переключения передач.

Переключение мостов, при их наличии.

Коробка отбора мощности дополнительной трансмиссии.

Работа моторно-трансмиссионной установки в насосном отделении.

Масло в пожарном насосе, включая ванну и бачок, смазка в пресс-маслёнке.

Соединение насоса и рамы.

Запуск мотора из насосного отделения.

КИП насосного отделения.

Масляный фильтр после отключения мотора.

Читайте также:  Ремонт телефона новая эра

Световая индикация открытия дверей и кузовных отделов.

Пожарное вооружение – исправность, укладка, крепление.

Мойка кабины, кузова, фар, сигнальных ламп, знаков.

Заправка и доведение смазочных материалов до необходимого уровня.

Если при проведении работ обнаруживаются какие-либо неисправности, которые могут быть устранены на месте, то ремонт возлагается на водительский состав обеих смен. В противном случае ПА отправляется на ремонт.

Все проверки необходимо указывать в Журнале учёта. Помимо отметок – исправен и неисправен, должны присутствовать числовые показатели:

масло в двигателе, холостой ход;

масло в двигателе, средние обороты;

напряжение, запуск мотора;

напряжение, рабочий режим;

давление пневматической системы, отключение аккумулятора;

давление пневматической системы, номинал;

давление в тормозах, нажатая педаль;

выход штоков тормозных камер;

свободный ход педали тормоза;

дистанция от пола до педали тормоза в момент нажатия.

свободный ход педали сцепления;

полный ход педали сцепления;

прогиб ремня привода;

разряжение в насосной полости, максимум;

разряжение в насосной полости, через 2,5 минуты работы.

Чтобы определить данные показатели применяются КИП, линейка, штангенциркуль, угломер, секундомер.

Каждые 10 дней при проведении ЕТО ПА также производится контроль:

давление в колёсах;

уровень затяжения колёсных гаек.

Техническое обслуживание на пожаре и АСР

В этом случае обеспечивается 100% функционирование ПА во время тушения пожара и при аварийно-спасательных работах. Перечень необходимых проверок для ПА общего применения:

безопасное удаление от пожара;

отсутствие перегибов рукавов и всасывающих сопел;

смазка уплотняющих элементов насоса каждые 60 минут;

отсутствие протечек – в двигателе, насосе, КПП, КОМ;

нагрев охлаждающей жидкости;

давление масла в моторе;

очистка пенообразователя и каналов от остатков ВМП;

заполнение резервуара воды после завершения тушения;

откачка воды из насоса и системы подачи;

ход – сцепление, КПП, мосты, руль, тормоза.

В случае выявления дефектов, не требующих остановку подачи воды и ВМП, их устраняет водитель. В более сложных ситуациях – в пожарной части. Непосредственно во время тушения возгорания, старший расчёта и водитель, обязаны выполнять следующее:

Грамотная прокладка рукавов – отсутствие изгибов, недопущение попадания в химические вещества, защита от наезда транспорта, утепление и отогрев в зимний период.

Всасывающая сетка или гидроэлеватор – отсутствие засоров и ила.

Гидрант – плотное соединение сальников.

Рукавные задержки – отсутствие острых элементов и конструкций, способных нанести вред петлям.

Трёхколенная лестница – полная фиксация ступеней колен.

Спасательная верёвка – отсутствие веществ, способных причинить вред.

Первое техническое обслуживание

Комплекс мероприятий, проводимых с целью снижения скорости изнашивания основных элементов, посредством обнаружения неисправностей и последующего выполнения определённых видов работ. ТО-1 производится:

основные ПА – 1 500 км пробега или ежемесячно;

специальные ПА – 1 000 км пробега или ежемесячно.

Учитывается общий пробег – сумма показателя спидометра и приведённого пробега. Приведённый – функционирование двигателя для работы специальных устройств, 60 минут работы – это 50 км пробега. Общий план ТО-1 на год создаётся техслужбой ТПО.

ТО-1 производится в пожарной части, на отдельном посту технического обслуживания. Участие в нём принимает личный состав и водитель транспортного средства. Срок, установленный на весь комплекс, составляет не более 2 суток. В комплекс проверок включаются ЕТО и следующие пункты:

Крепление каждого специального оборудования на автомобиле.

Исправность механизмов и величина зазоров между регулируемыми деталями.

Функционирование осветительных приборов и сигналов.

Работа насоса и всех коммуникаций.

При проведении ТО-1 возможно выполнение текущего ремонта – сварочные работы, замена дисков сцепления и так далее. Каждому из участников обслуживания отводятся определённые участки для проверки:

Старший водитель – подготовка места проведения, оборудования и материалов, контроль проведения, техника безопасности. Осмотр кабины и кузова, а также отсеков на отсутствие неисправностей и деформаций. После завершения работ выполняет проверку функционирования основных агрегатов и приборов, ходовые качества ПА, работу насоса и пенообразователя.

Водитель 1 смены – проверка двигателя, электроники, охлаждения и смазка необходимых деталей. Сливает отстой из бака для горючего и фильтров очистки, удаляет остатки электролита и загрязнения с аккумулятора.

Водитель 2 смены – исправность сцепления, элементов управления и ходовой части. Самостоятельно регулирует тормозную систему, удаляет конденсат из тормозной пневматики, очищает фильтр тормозного усилителя.

Водитель 3 смены – насосный агрегат. Снятие, полная разборка, удаление загрязнений, смазка элементов, сборка и установка на исходное место.

Водитель 4 смены – ходовая часть, элементы крепления кузова и оперения. При необходимости осуществляет покраску небольших участков, очищает протектор шин, прочищает КПП и мосты.

Личный состав – пожарно-техническое вооружение, связь и освещение.

Каждый участник ТО-1 оставляет свою подпись в журнале проверок и впоследствии несёт за них ответственность.

Второе техническое обслуживание

Аналогично ТО-1 необходимо для контроля над техническим состоянием и для выявления неисправностей основных элементов. Все работы направлены на раннее обнаружение и предупреждение крупных поломок, исправное функционирование агрегатов, экономии ТЭР, уменьшения негативного влияния на природу. Периодичность ТО-2:

основные ПА – 7 000 км пробега или ежегодно;

специальные ПА – 5 000 км пробега или ежегодно.

ТО-2 может проводиться в Пожарно-Техническом Центре (ПТЦ) или на посту ТО в пожарной части. Включает в себя полный комплект ТО-1, и также более углублённое тестирование агрегатов и систем:

Источник

Эксплуатация пожарно-технического вооружения и оборудования

Настоящие «Методические рекомендации по эксплуатации, испытанию и хранению пожарно-технического вооружения и оборудования в подразделениях Государственной противопожарной службы в Республике Карелия» (далее – Рекомендации) определяют организацию и порядок эксплуатации пожарно-технического вооружения и оборудования (далее – ПТВ) включая правила испытания, хранения, технического обслуживания и списания ПТВ в подразделениях Государственной противопожарной службы в Республике Карелия.

Общие положения

ПТВ предназначено для поиска, спасения, эвакуации людей, тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ (далее – АСР) и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС). ПТВ должно обеспечивать безопасную работу личного состава подразделений пожарной охраны, сохранять жизнь и здоровье спасаемых, отвечать требованиям правил охраны труда.

ПТВ по назначению подразделяется на следующие группы:

1. вооружение и оборудование для тушения пожаров;

2. оборудование для проведения спасательных работ на высотах;

3. осветительное оборудование;

4. ручной механизированный аварийно-спасательный инструмент;

5. ручной немеханизированный аварийно-спасательный инструмент;

6. средства индивидуальной защиты;

7. пожарный инструмент и инвентарь.

Читайте также:  Инструмент для ремонта кпп камаз

Эксплуатация пожарно-технического вооружения и оборудования

Под эксплуатацией ПТВ понимается его использование для выполнения оперативных задач, техническое обслуживание, испытание, учет и хранение.

Ответственность за эксплуатацию, сохранность, техническое обслуживание (далее – ТО) ПТВ, ведение документации возлагается на руководителя подразделения и должностное лицо, на которое возложено данное направление.

В дни проведения ТО пожарных автомобилей ответственность за техническое обслуживание ПТВ возглавляется на командира отделения или лицо, исполняющее его обязанности.

Исправность ПТВ проверяется во время приема-сдачи дежурства личным составом заступающего караула, а так же при проведении ТО пожарной автотехники, испытаниях и периодических освидетельствованиях, установленных инструкциями разработчиков (заводов-изготовителей).

Исправность средств спасания с высот проверяется внешним осмотром командиром отделения при приеме дежурства. Выдвижные лестницы – путем выдвижения, лестница-палка – путем раскладывания.

Контроль за организацией работы с ПТВ возлагается на начальника (руководителя) подразделения.

Получение ПТВ подразделениями со складов, или его передача из одного подразделения в другое, должны осуществляться только при наличии технической документации на каждый вид ПТВ (технические паспорта, формуляры и т.д.). В технической документации обязательно должна быть печать завода изготовителя, а при передаче ПТВ из одного подразделения в другое — дополнительно заверяются печатью и подписью руководителя подразделения итоговые сведения о работе и техническом обслуживании.

На каждую единицу оборудования для проведения спасательных работ на высотах (спасательные веревки, канатно-спусковые и прыжковые спасательные устройства, спасательные рукава, ручные пожарные лестницы) ведется техническая документация по форме, определенной заводом-изготовителем.

На весь ручной механизированный аварийно-спасательный инструмент заводится и ведется документация согласно технической документации завода-изготовителя.

Для обеспечения проведения испытаний ПТВ в подразделениях ГПС оборудуются стенды и приспособления для проведения испытаний.

Источник

Техническое обслуживание и испытание ПТВ

Перед использованием на соревнованиях предоставляются акты.

1 раз в 6 месяцев

Перчатки диэлектричес кие

Ножницы для резки проводов

Пояса пожарные, пожарные поясные карабины

Перед заступлением на боевое дежурство Внешним осмотром.

Пояс пожарный снимается с боевого расчёта, если:

-повреждение поясной ленты (надрыв, порез);

-неисправность (поломка, погнутость) пряжки и шпилек пряжки;

-нарушение целостности заклёпок и отсутствия на них шайб;

-порыв заклёпками или блочками материала поясной ленты;

-отсутствие хомута для закладывания конца пояса;

-наличие трещин и вмятин на поверхности блочков или отсутствия хотя бы одного из них;

-наличие разрывов кожаной облицовки пояса.

Карабин снимается с боевого расчёта, если:

-имеется его деформация (затвор не открывается/не закрывается);

-пружина не обеспечивает закрытие замка карабина, а также имеются выступы и шероховатости (неровности) в замке затвора и в месте шарнирного крепления затвора.

Примечание:

Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр.

Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются не пригодными к использованию.

Отбраковка ковриков резиновых диэлектрических при внешнем осмотре не реже 1 раза в год.

Пожарная и аварийно-спасательная техника

Пожарные автомобили(ПА): Оперативные транспортные средства на базе автомобильных шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым при пожарно-спасательных работах.

ПА в зависимости от величины допустимой полной массы делятся на 3 класса:

легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);

средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);

тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

ПА в зависимости от проходимости делятся на 3 категории:

категория 1 — неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);

категория 2 — полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);

категория 3 — вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

ПА в зависимости от направления оперативной деятельности делятся на 2 группы:

Основные

Специальные

Основные пожарные автомобили(ОПА): Пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

Специальные пожарные автомобили(СПА): Пожарные автомобили, предназначенные для выполнения специальных работ при пожаре.

Основные пожарные автомобили общего применения:Пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах.

Основные пожарные автомобили целевого применения:Пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.

АЦ 3,2-40/4 КАМАЗ (43253) модель 001-МС

Основной ПА общего применения

Предназначен для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

Технические характеристики

АНР 40/800 КАМАЗ (43253)

Основной ПА общего применения

Предназначен для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

Источник

Виды ТО пожарных автомобилей

Пожарные автомобили, как и любые автомобили, проходят перед сдачей в эксплуатацию ряд обязательных процедур. Здесь постановка на учет, обкатка с последующим техническим обслуживанием и ремонтами. Но обслуживание машин этого типа немного отличается, потому что они относятся к категории «спецтехники». Итак, рассмотрим в статье виды ТО пожарных автомобилей, планирование этих мероприятий и порядок проведения.

Содержание

Эксплуатация пожарных машин

Организация эксплуатации – это перечень процессов, которые производятся с автомобилем. Здесь четкая последовательность проводимых действий:

  • после регистрации автомобиля в автоинспекции его ставят на боевое дежурство;
  • внутри гаража машину ставят на свой учет;
  • здесь же все время контролируют, какие работы автомобиль проводит;
  • техническое обслуживание;
  • ремонт;
  • перевод техника на зимнее или летнее обслуживание;
  • диагностика технического состояния.

Техническое обслуживание

К техническому обслуживанию пожарных автомобилей отношение серьезное. Потому что от ТО зависит эффективная работа техники. Но, как и любое оборудование, со временем детали, узлы и агрегаты изнашиваются. Этот процесс закономерный и естественный. Износ деталей приводит к снижению качественного состояния самой машины. А значит, велика вероятность, что в самый неподходящий момент она выйдет из строя. Это скажется на боевом состоянии пожарной части.

Есть пять эксплуатационно-технических показателя, которые определяют техническое состояние оборудования. Это:

  • долговечная эксплуатация;
  • надежность техники;
  • скорость перемещения должна быть максимальной;
  • максимальная должна быть и производительность или мощность;
  • экономическая сторона дела не должна быть забыта.
Читайте также:  Планово предупредительный ремонт насоса

Понятно, что со временем эти характеристики снижаются. Но чтобы увеличить их действие во времени, нужно периодически проводить обслуживание, и при необходимости, выявляя недостатки или поломки, проводить ремонт. Поэтому для пожарных автомобилей производители устанавливают периодичность.

Что должно обеспечивать ТО:

  • постоянную готовность выполнять боевую задачу;
  • в течение установленного производителем срока обеспечивать надежную службу;
  • передвигаться с высокой степенью безопасности;
  • находить и устранять причины, которые могут создать условия возникновения отказов в работе;
  • не превышать установленный паспортом расход горючего, а также других расходных материалов;
  • уменьшить негативное воздействие самого пожарного автомобиля на природу.

ТО – это в первую очередь мойка автомобиля, смазка вращающихся и перемещающихся деталей, подтяжка крепежей, диагностика. Во вторую очередь – это заправка топливом и огнетушащим веществом, регулировка деталей и узлов согласно стандартам, ремонтные работы. Эти три операции проводятся только после того, как будет выполнена диагностика. И если она подтверждает, что эти процедуры необходимы.

Техническое обслуживание является системой планово-предупредительной. То есть беспричинно вскрыть автомобиль и начать проведение ТО, никто не позволит. Поэтому на каждый год составляется план проведения этого мероприятия. И его строго по времени придерживаются.

Суть ППС заключается в следующем:

  • проводить испытания и обслуживание через установленный производителем пробег, или через определенное время эксплуатации;
  • есть два вида (соответственно и периодичность) ТО пожарных автомобилей: ТО-1 и ТО-2, при производстве которых применяется перечень собственных работ;
  • оба вида ТО проводят в разных подразделениях.

Итак, из выше сказанного можно сделать заключение, что техническое обслуживание проводится строго по графику, а ремонт по необходимости.

Как планируется техническое обслуживание

Виды технического обслуживание пожарных автомобилей – это два вида: ТО-1 и ТО-2. График, он же годовой план, для ТО-1 разрабатывает начальник технического отдела пожарной части. Этот документ согласовывается с отделом пожаротушения этой же части. План-график утверждается начальником гарнизона.

Важно! Составляя план-график ТО, начальник техотдела формирует равномерную периодичность вывода каждого пожарного автомобиля из боевого дежурства. При этом он учитывает ТО-2 и другие специфичные условия несения службы пожарной части.

Что касается ТО-2, то план-график его составления производит служба пожаротушения областного или регионального управления, которая все свои наметки согласовывает со службой вышестоящей организации, а также с отделом службы и подготовки. Утверждает этот документ начальник ОГПС или УГПС. То есть составляется он не в пожарной части. А вот выписку из него рассылают всем подразделениям за 15 дней до начала года, то есть 25-26 декабря.

Необходимо отметить, что в некоторых регионах оба вида ТО объединяются в один план-график.

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

Здесь необходимо учитывать, что на службе пожарных частей есть обычные автомобили и специальные. Так вот периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже 1 раза в месяц или при пробеге 1500 км. Для специальных 1 раз в месяц или при пробеге 1000 км.

Но как учесть пробег, ведь автомобиль работает и на пожаре, когда включается насос. Последний работает от двигателя. Поэтому общий пробег учитывает и время работы насоса. Отсюда формула расчета общего пробега:

So=Sпр + Sн, где Sпр – это пробег, измеряемый по спидометру, Sн – пробег, равный времени работы насоса, измеряемый в часах.

Порядок проведения первого ТО заключается в следующем:

  • пожарный автомобиль выводят из боевого дежурства максимум два дня;
  • проводят обслуживание на посту, к которому машина закреплена;
  • само техническое обслуживание производит экипаж в свободное и рабочее время, руководитель – старший водитель;
  • за основу ТО берется инструкция обслуживания пожарных машин.

Второе техническое обслуживание

Периодичность ТО-2 основных пожарных автомобилей – пробег 7000 км или один раз в год. Для специальных машин – 5000 км. Для этого автомобиль выводится с боевого дежурства на два или три дня. Проводят его водитель автомобиля и работники технической службы пожарной части.

Постановка пожарного автомобиля на второе техническое обслуживание производится в пожарно-техническом центре на посту (отдельном для каждой машины).

Сезонное обслуживание (СО)

Этот вид техобслуживания надо рассматривать, как одно из ТО. Чаще, как ТО-1. Поэтому во многих случаях СО подгоняют под график первого технического обслуживания. Сезонное ТО пожарного автомобиля проводится два раза в год (осенью и весной). Основная задача – подготовить оборудование к работе в жаркое или холодное время года. В северных регионах СО является самостоятельным видом технического обслуживания пожарных машин.

Ежедневное техническое обслуживание

Цель ЕТО – убедиться, что пожарная машина готова к боевым действиям. Это мероприятие производит водитель и члены экипажа, заступающие в караул. Руководит процессом командир отделения. Что делается во время ежедневного ТО:

  • заводится автомобиль с целью проверки корректной работы двигателя, насоса, прочих механизмов и агрегатов;
  • если появляется необходимость, производится заправка топливом, маслом, водой и огнетушащими материалами.

Техобслуживание на пожаре

К порядку проведения ТО на пожаре подходят с тех же позиций, которые озвучены в инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Его чаще всего проводит водитель, но иногда подключаются члены экипажа.

Суть проведения ТО этого типа состоит в том, что во время работы всех агрегатов и механизмов машины она подвергается большим нагрузкам. И цель водителя – отследить, чтобы какой-то из узлов не вышел из строя. Поэтому не существует нормативов, которые касаются времени проведения ТО этого типа. Но в сложной боевой обстановке это делать надо все равно, в независимости от того, что происходит на пожаре.

Главное в проведении ТО этого типа – отслеживать работу мотора автомобиля и насосного оборудования. Если одно из них выйдет из строя, то толку от машины не будет.

После окончания тушения пожара полости насоса необходимо промыть. Это касается и коммуникационных трубопроводов, если тушение огня производилось пеной. Обязательно цистерну заполняют водой. После чего автомобиль направляется в пожарную часть. По дороге проверяют работу тормозов, мотора и других вращающихся деталей.

Источник