Ремонт и монтаж горного электрооборудования



Электрооборудование для открытых горных работ

Увеличение объемов добычи руд черных и цветных металлов, угля, строительных материалов и других видов минерального сырья с применением новой геотехники большой единичной мощности, а также постоянное усложнение и ухудшение горно-технических и горно-геологических условий разработки месторождений полезных ископаемых с ростом глубины карьеров требуют создания и внедрения нового электрооборудования и электросетевых устройств с улучшенными техническими и энергетическими характеристиками.

Особенностью электроснабжения открытых горных работ является рассредоточение электроустановок по всей территории и глубине карьеров.

Для распределения электроэнергии по уступам карьеров и подключения карьерных электроустановок к карьерным электрораспределительным сетям наиболее рациональными и эффективными являются схемы электроснабжения с использованием карьерных передвижных распределительных пунктов (КРП) и специальных распредустройств (КРУ), называемых приключательными пунктами (ПП) с вакуумными коммутационными аппаратами с различной компоновкой встраиваемого электрооборудования.

Энергоэффективность применения передвижных КРП обусловлена возможностью быстро перемещать КРП с одного уступа на другой и, следовательно, повысить мобильность и маневренность системы электроснабжения, сократить протяженность внутрикарьерных линий электропередачи напряжением 6 кВ. Применение КРП напряжением 6-10 кВ сокращает также объем строительных и монтажных работ и сроки их сооружения.

В 1999 г. на предприятии «Электроаппаратстрой» разработан, освоен в производстве и прошел промышленные испытания в условиях Восточной Сибири КРП типа БКРУ-6(10)УХЛ1 в мобильном контейнерном исполнении с элементами транспортирования, внешнего освещения и теплоизоляции. Блочные комплектные распределительные устройства типа БКРУ-6(10)УХЛ1 предназначены для работы в сетях трехфазного переменного тока напряжением 6 и 10 кВ., частоты 50 и 60 Гц для систем с изолированной нейтралью, на общепромышленных подстанциях, роторных комплексах, нефтебуровых установках, а также для управления электроприводами ленточных карьерных конвейеров и насосных станций. КРП типа БКРУ выгодно отличаются от ранее применявшихся и имеет следующие технические характеристики:

  • номинальное напряжение, 6 кВ;
  • номинальный ток главных цепей, 630 А;
  • номинальный ток отключения выключателя, 10 кА;
  • ток термической стойкости 3 сек., 10 кА;
  • ток электродинамической стойкости главных цепей, 25 кА;
  • вид изоляции воздушная;
  • выключатель вакуумный.

Питание КРП предусмотрено как одностороннее, так и двухстороннее.

КРП с односторонним питанием имеет одну ячейку ввода, одну ячейку трансформатора собственных нужд, одну ячейку трансформатора напряжения и не более шести ячеек отходящих линий.

КРП с двухсторонним питанием состоит из двух ячеек ввода, из двух ячеек трансформатора собственных нужд, из двух ячеек трансформатора напряжения, из одной ячейки секционирования и не более одиннадцати ячеек отходящих линий.

По результатам промышленной эксплуатации установлено, что применение схемы внутреннего электроснабжения карьеров с использованием КРП с вакуумными выключателями обеспечивает снижение продолжительности отказов системы электроснабжения горного участка в 4 раза, что, в свою очередь, снижает простои экскаваторов и буровых станков в 8 раз. Применение в схемах электроснабжения карьеров КРП с вакуумными выключателями снижает затраты на техническое обслуживание и ремонт одной ячейки в 12 раз, затраты на устранение отказов — в 4 раза, затраты, связанные с вынужденными простоями — в 7 раз. В целом суммарные эксплуатационные затраты на обслуживание одной ячейки КРП снижаются в 7,5 раз.

БКРУ по воздействию климатических факторов внешней среды предназначены для эксплуатации в районах с умеренным и холодным климатом, при этом для умеренного климата температура окружающей среды должна быть не выше 40 градусов (при эффективной температуре не выше 45 градусов) и не ниже минус 40 градусов, высота над уровнем моря не более 1000 м, относительная влажность окружающего воздуха не более 98% при плюс 25 градусах, без конденсации влаги на встроенных в БКРУ элементах. Для холодного климата температура окружающей среды должна быть не выше 40 градусов (при эффективной температуре не выше 45 градусов) и не ниже минус 60 градусов, высота над уровнем моря не более 1000 м, относительная влажность окружающего воздуха не более 98% при температуре 25 градусов, без конденсации влаги на встроенных в БКРУ элементах.

Окружающая среда эксплуатации БКРУ невзрывоопасная. Допустимое содержание коррозионно-активных агентов:

  • сернистого газа — от 20 до 110 мг/м сут.;
  • хлоридов менее 0,3 мг/м сут., а также допускается запыленность окружающего воздуха до 10 мг/м.

По воздействию механических факторов внешней среды БКРУ, предназначенные для работы на экскаваторах и нефтебуровых установках, обеспечивают нормальную работу в следующих условиях:

  • вибрационные нагрузки с максимальным ускорением до 0,5g в диапазоне частот от 1 до 35 Гц;
  • одиночные удары с ускорением до 3g длительностью 2-20 мс;
  • крен и дифферент до 15 градусов.

БКРУ, предназначенные для работы в стационарных условиях, в части воздействия механических факторов выдерживают нагрузки, имеющие место при транспортировании.

КРП типа БКРУ-6(10)УХЛ1 изготавливаются в контейнерах-блоках, которые по заказу изготавливаются с теплоизоляцией. Внутри контейнера предусмотрен отсек для установки силового трансформатора для собственных нужд мощностью до 63 кВА.

Для подключения карьерных электроприемников к карьерным электрораспределительным сетям (КРС) применяются приключательные пункты (ПП) типа ЯКНО-6(10)У1В. На большинстве горных предприятий применяются ПП устаревшей конструкции и с масляными выключателями, которые имеют низкую эксплуатационную надежность, не обеспечивают надлежащую безопасность при обслуживании и эксплуатации.

Основными недостатками масляных выключателей являются:

  • значительные электрокоррозийные разрушения контактов под действием больших токов в масляной среде;
  • окисление и загрязнение масла;
  • взрывоопасность и пожароопасность масла;
  • неодновременность замыкания контактов и т.д.

Использование масла в качестве дугогасящей и изолирующей среды отрицательно сказывается на надежность выключателей и безопасность их обслуживания.

Перечисленные недостатки масляных выключателей носят принципиальный характер и позволяют характеризовать масляный выключатель как ненадежный элемент приключательного пункта и требующий больших эксплуатационных затрат на поддержание его работоспособности. Эксплуатационные характеристики ПП значительно могут быть улучшены путем замены в них масляных выключателей вакуумными.

Вакуумные выключатели обладают следующими достоинствами:

  • быстрое восстановление электрической прочности;
  • погашение дуги при первом переходе тока через нуль;
  • не требуется уход за контактами;
  • нетоксичность; взрыво и пожаробезопасность;
  • широкий диапазон температуры окружающей среды от +50°С до -50°С;
  • большой срок службы без ревизии и ремонтов;
  • высокая надежность;
  • низкие эксплуатационные затраты.

Существенные недостатки имеются также в конструкции самих ПП, а также в схемных решениях. Существующие конструкции ПП не отвечают современным требованиям условий эксплуатации. Оболочки ПП не обеспечивают надежной защиты встроенной в них аппаратуры от воздействия окружающей среды, вследствие чего около 25% отказов ПП происходит по причине перекрытия загрязненных изоляционных конструкций. Существующие ПП имеют недостаточную жесткость и механическую прочность, что приводит к их частым поломкам.

Конструкторские, компоновочные и схемные решения приключательных пунктов требуют повышенной степени защищенности их от ошибочных или неквалифицированных действий обслуживающего персонала.

Источником оперативного напряжения для схем управления и освещения в этих ПП служат трансформаторы напряжения НАМИ (ЗНОЛ), НОЛ-11 или же однофазный силовой трансформатор ОМП-10.

Существующие схемы главных соединений практически всех типов приключательных пунктов обеспечивают возможность включения освещения и проведения работ по присоединению высоковольтного кабеля к выводным контактам силового выключателя и работ по обслуживанию оборудования в отсеке выключателя только при включении вводного разъединителя и отключении его заземляющих ножей, т.е. при наличии высокого напряжения на трансформаторе напряжения, на верхних контактах силового выключателя и на других аппаратах и токоведущих частях приключательного пункта, расположенных до силового выключателя.

Включение разъединителя и подача напряжения на трансформатор напряжения при открытой задней двери невозможно из-за наличия механической блокировки между силовым выключателем и разъединителем не допускающей включение разъединителя при открытой двери отсека силового выключателя и при отключенных заземляющих ножах разъединителя.

Следовательно, при существующих схемах главных соединений приключательных пунктов типа ЯКНО появляется возможность сознательного нарушения обслуживающим персоналом требований безопасности заключающегося в том, что обслуживающий персонал при производстве работ в отсеке силового выключателя, вынужден выводить из работы блокировку двери отсека силового выключателя, открывать дверь, включить разъединитель для подачи напряжения на трансформатор напряжения и тем самым обеспечить наличие оперативного напряжения и внутреннего освещения приключательного пункта.

При этом обслуживающий персонал вынужден работать при наличии высокого напряжения внутри корпуса ПП, и, что самое опасное, при наличии высокого напряжения на верхних контактах силового выключателя, расположенных в непосредственной близости от места подключения отходящего кабеля. Малейшая неосторожность при проведении работ в отсеке силового выключателя может привести к поражению обслуживающего персонала электротоком.

Во избежание этого при разработке новых конструкторских и схемных решений приключательных пунктов была предусмотрена установка трансформатора напряжения до высоковольтного разъединителя на вводе в шкаф ПП, что исключила возможность нарушения требований безопасности при обслуживании ПП.

Но при появлении замыкания высоковольтной обмотки на «землю» в одном из трансформаторов напряжения срабатывают защиты от замыканий на «землю» во всех присоединенных к линии приключательных пунктах, т.к. трансформатор подключен непосредственно к линии без разъединителя. Для обнаружения поврежденного трансформатора напряжения приходится снимать напряжение со всей питающей линии, отсоединять трансформатор в одном из при-ключательных пунктов, испытывать его изоляцию и устанавливать его на место, если он исправен.

Такую операцию необходимо проводить поочередно в каждом приключательном пункте до тех пор, пока не будет обнаружен поврежденный трансформатор напряжения.

Это связано с большими потерями из-за простоя технологических электропотребителей, присоединенных к линии приключательными пунктами. Поэтому трансформаторы напряжения, чаще всего повсеместно, заранее выводятся из работы.

Отсюда следует, что единственной мерой безопасной эксплуатации приключательных пунктов ЯКНО может быть подведение к ним линии низкого напряжения от постороннего источника питания, обеспечивающего освещение внутри шкафа и вокруг него независимо от положения вводного разъединителя в приключательных пунктах, особенно, при проведении работ по присоединению отходящего от ПП кабеля при наличии напряжения на вводе.

Читайте также:  Изготовление и ремонт стендов

В специфических условиях карьеров подвод линии низкого напряжения к ЯКНО является сложной задачей и практически не применяется.

С учетом этого в настоящее время предприятие «Электроаппаратстрой» разработало и освоило в производстве новый тип одиночного высоковольтного приключательного пункта типа ЯКНО-(6)10У1В-9.

Упомянутый приключательный пункт комплектуется только вакуумными выключателями с электромагнитным приводом типа: ВВ/ТЕL-10-20/1000У2, ВВТЭ-10-20/630У2, ВБЭМ-10-20/1000УХЛ2, ВБСК-10-12,5/639УХЛ2 .

Приключательный пункт типа ЯКНО-(6)10У1В-9 — это традиционная и привычная для горных предприятий конструкция шкафа двухстороннего обслуживания с воздушным или кабельным вводом и кабельным выводом, со стационарной установкой высоковольтного электрооборудования (без выкатных элементов, плохо работающих в передвижных электроустановках).

Приключательный пункт может поставляться предприятиям как с салазками, так и без них.

Отличительной особенностью конструкции этого приклю-чательного пункта является более совершенная схема главных соединений, которой предусмотрено наличие, кроме трансформатора напряжения НАМИ (ЗНОЛП), дополнительного трансформатора собственных нужд (ТСН) мощностью от 0,8 до 3,75 кВА, установленного в обособленном отсеке корпуса и подсоединенного к вводу через отдельный разъединитель.

Такое конструктивное и схемное решение исключает все упомянутые выше конструкторские, компоновочные и схемные недостатки всех существующих в настоящее время одиночных приключательных пунктов и обеспечивает надежность, экономичность и безопасность энергообеспечения технологических электропотребителей карьеров.

Кроме того, наличие дополнительного трансформатора собственных нужд решает вопрос автоматического обогрева шкафа при низких температурах.

Конструктивно и схемой главных соединений на выводах силового выключателя предусмотрена установка нелинейных ограничителей перенапряжений типа ОПН-КР/ТЕL, защищающих кабель и присоединяемое к ним оборудование от коммутационных перенапряжений. Рисунок 1.

Предусмотрена по требованию заказчика установка высоковольтного приборного кабельного разъема РВШ-6(10)УХЛ1 на отходящей кабельной линии, что исключает необходимость доступа в высоковольтный отсек для отключения и присоединения отходящего кабеля.

Конструкция воздушного ввода питающей линии в корпус ПП выполнена в виде съемного короба из листового металла, на котором установлены проходные изоляторы и кронштейн с линейными разрядниками РВО (ОПН), входящими в комплект поставки приключательного пункта.

Это конструктивное решение исключает необходимость установки проходных изоляторов на крыше ПП и установки сетчатого ограждения.

Недостатком сетчатого ограждения высоковольтного ввода является то, что сетка снижает скорость движения воздушного потока внутри ограждения и, как следствие, установленные на крыше ПП проходные изоляторы и шины к ним покрыты слоем снега, намного превышающим среднее значение толщины снежного покрова.

По требованию заказчиков защита вводной линии выполняется ограничителями грозовых перенапряжений ОПН-КС/ТЕL-6(10)УХЛ1, устанавливаемыми внутри шкафа на вводных контактах вводного разъединителя или на вводном коробе.

В верхней части приключательного пункта с фасадной стороны установлена сигнальная лампа с желтым светофильтром, сигнализирующая об аварийном отключении силового выключателя защитой от замыкания на «землю» и видимая на большом расстоянии от него.

Для увеличения жесткости конструкции ячеек, толщина материала корпуса увеличена до 3 мм, применена сварка в среде углекислого газа, конструкция сетчатых ограждений отсеков вводных высоковольтных разъединителей выполнена в виде несъемных сетчатых дверей.

На ряду с новой разработкой предприятием выпускается девять типоисполнений ЯКНО-6(10)У1В, позволяющие реализовать различные типы подключений питающей линии и электропотребителей.

Выпускаемые предприятием «Электроаппаратстрой» КРП типа БКРУ и ПП типа ЯКНО имеют сертификат соответствия Госстандарта России и разрешение на применение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № РРС 00-23858

Продолжаются работы по дальнейшему совершенствованию БКРУ и приключательных пунктов типа ЯКНО на основе внедрения модулей микропроцессоров, модуля управления и модуля бесперебойного питания, направленные на повышение электробезопасности обслуживающего персонала, снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание и сокращение потерь от вынужденных простоев технологического оборудования карьеров из-за перерывов энергообеспечения.

С. Н. БАШМАКОВ,
директор ЗАО ПКО «Электроаппаратстрой».

Источник

Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий — Планово-предупредительные ремонты электрооборудования

Кроме систематических осмотров электрооборудования в каждой отрасли горной промышленности существует система планово- предупредительных ремонтов (ППР). Объемы, периодичность и необходимость проведения ППР регламентируются отраслевыми методиками, в соответствия с которыми на каждом предприятия разрабатываются и должны неукоснительно выполняться графики проведения ППР.

ГОСТ 2.602—68 устанавливает два вида ремонтов: текущий и капитальный, проведение которых зависит от особенностей, степени повреждения и износа отдельных деталей и составных частей электрооборудования, а также трудоемкости их восстановления.
Как правило, текущий ремонт производится на местах установки электрооборудования. В объем ремонта входит весь перечень работ, предусмотренных систематическими осмотрами, и мелкие ремонтные операции; которые могут быть выполнены в течение ремонтно-подготовительной смены. Если на рабочем месте устранить неисправности нельзя, то электрооборудование или его отдельные составные части доставляют для ремонта в механические мастерские предприятия.
При текущем ремонте электродвигателей производят проверку обмоток статора и ротора, состояние вала и подшипников, вентилятора, контактной системы коробки вводов, а при необходимости пропитку обмоток и просушку. Обмотку статора, имеющую сопротивление изоляции ниже допустимых величин или пропитанную повторно лаками, подвергают сушке методом внешнего нагрева или методом т. к; з.
Первый метод применим для сушки всех электродвигателей и заключается в том, что двигатель помещают в специальную сушильную камеру или металлический ящик, обитый — асбестом, в котором предусмотрена вентиляция. Для нагрева применяют воздуходувки, лампы накаливания, нагревательные сопротивления и батареи парового отопления. Максимальные значения температуры в сушилке зависят от конструкции двигателя и класса изоляции обмотки. Например, для двигателей серии ЭДКОФ с отсыревшей изоляцией во время сушки наивысшая температура обмотки не должна превышать 170° С. Если обмотку этих двигателей пропитывают кремнийорганическими лаками, то статор необходимо сушить 1—2 ч при температуре 120° С, а затем 5—7 ч при температуре 200° С. При покрытий лобовых частей кремнийоргаиической эмалью производят сушку в течение 1 ч на воздухе, а затем 7—9 ч в сушилке при температуре 180° С.
Сушка может производиться также постоянным и переменным трехфазным или однофазным током.
При сушке трехфазным током электродвигатель находится в режиме к. з. (с заторможенным ротором), корпус его должен быть надежно заземлен. К обмотке статора подводится пониженное напряжение (ОД—0,15 номинального). При этом ток в обмотке статора должен составлять 0,6—0,8 номинальной величины. Во время сушки наивысшая температура обмотки для комбайновых электродвигателей ЗДК04Р и ЭДК05Р не должна превышать 170° С.
При сушке двигателей т. к. з. подводимые напряжения надо регулировать так, чтобы температура обмотки возрастала не более чем на 5° С в минуту.

Сушка считается законченной, если сопротивление изоляции в горячем состоянии достигает определенных значений (для двигателей ЭДКО и ЭДКОФ 2—2,5МОм, для ВАО—1,5 МОм) и не будет значительно меняться в течение 1—3 ч последующей сушки.
При текущем ремонте пускозащитной аппаратуры разбирают аппараты и выполняют весь объем работ, предусмотренных при ежесуточном осмотре и ежемесячной ревизии. Кроме того, проверяют срабатывание контакторов, соответствие уставок защиты действительному току срабатывания, замеряют сопротивление изоляции. В случае копоти, загрязнения или подгорания силовых контактов производят их зачистку (медных — личным напильником; из материала марки СОК — ветошью, слегка смоченной в бензине). Все изношенные детали заменяют аналогичными заводского изготовления.
После ремонта аппараты собирают, регулируют и производят опробование всех элементов силовой цепи, цепей управления, защиты, сигнализации; проверяют безотказность работы блокирующих устройств.
Ремонт электрооборудования, связанный с восстановлением и изготовлением деталей и сборочных единиц, неисправность которых может повлечь за собой нарушение взрывозащиты, а также ремонт, который запрещается производить эксплуатационному персоналу, должен выполняться на социализированных ремонтных предприятиях, зарегистрированных в местных органах Госгортехнадзора.
Ремонт электрооборудования во взрывонепроницаемой оболочке должен содержать следующие основные, операции: прием и проверку комплектности всех составных частей и деталей электрооборудования; разборку и промывку; дефектацию составных частей и деталей для выявления объема ремонтных работ; восстановление или изготовление новых деталей; гидравлические испытания изготовленных или отремонтированных деталей взрывонепроницаемой оболочки и другие испытания, если они предусмотрены ремонтной документацией; проверку в процессе ремонта и сборки всех параметров, обеспечивающих взрывозащиту; сборку; электрические испытания; окраску электрооборудования; оформление необходимой документации и составление акта о соответствии отремонтированного электрооборудования ремонтной документации; выдачу отремонтированного электрооборудования с актом технической готовности представителю заказчика.
Ремонтная документация рудничного электрооборудования разрабатывается в соответствии с чертежами заводов-изготовителей; она должна удовлетворять требованиям ПИВРЭ и быть согласованной с МакНИИ или ВостНИИ.
Прием электрооборудования в ремонт производится на основании заказа, в котором отмечены паспортные данные и вид ремонта. Прием в ремонт производится по результатам наружного осмотра.
Сборку после ремонта производят с помощью специальных приспособлений, чтобы не допустить повреждений взрывозащитных поверхностей и не нарушить взрывобезопасность оборудования. При сборке все взрывозащитные, посадочные и присоединительные поверхности покрывают смазкой и на всех деталях и сборочных единицах взрывонепроницаемой оболочки ставят личное клеймо контролера ОТК, удостоверяющее их качество.
Независимо от цвета окраски отремонтированного электрооборудования знаки взрывозащиты, предупредительные надписи и знаки заземления должны быть окрашены эмалью красного цвета.
Крепежные детали оболочки должны иметь противокоррозионные гальванические покрытия.
Рядом со старой табличкой завода-изготовителя укрепляют новую с указанием наименования или товарного знака ремонтного предприятия, ремонтного номера или номера заказа, даты выпуска из ремонта (месяц, год). Таблички следует устанавливать без нарушения взрывонепроницаемости оболочки, например креплением на кожухах, лапах и т. п.

Источник

Ремонт и монтаж горного электрооборудования

21.01.10 (130401.01) Ремонтник горного оборудования

Содержание профессии

Ремонтник горного оборудования – это одна из престижных рабочих профессий на шахтах, рудниках и других производствах по добыче и переработке полезных ископаемых. Выполняет ремонтные, монтажно-демонтажные, наладочные и другие виды слесарных работ, производимых в подземных условиях и на поверхности горных предприятий.

Читайте также:  Ремонт компрессоров кондиционера шоссе революции

Ремонтник горного оборудования должен знать: основы горного дела, электротехники, автоматики и телемеханики, слесарное и электромонтажное дело, производство электрогазосварочных работ. Устройство, назначение, принципы действия горных машин, аппаратуры, контрольно-измерительных приборов. Причины и признаки неисправностей оборудования, способы ремонта и устранения неполадок. Основные требования безопасности в горнодобывающей промышленности, особенно при работе в подземных условиях. Наименование и расположение горных выработок и правила передвижения по ним.

Описание деятельности

Деятельность ремонтника горного оборудования представляет собой работу с применением знаний основ горного дела, электротехники, автоматики и телемеханики, слесарного и электромонтажного дела, производства электрогазосварочных работ, принципа действий горных машин, причин неисправностей оборудования и способов устранения неполадок, а также требований безопасности в горнодобывающей промышленности при работе в подземных условиях.

Характеристика сотрудника

Ремонтник горного оборудования должен обладать физической выносливостью, так как его работа происходит на шахтах или рудниках, также он должен быть наделён ответственностью и дисциплинированностью.

В т.ч. данная профессия предъявляет повышенные требования к орно-двигательному аппарату, слуху и зрению. Должно быть хорошо развито внимание, память, настойчивость, терпение, эмоциональная устойчивость, пространственное воображение, аккуратность.

Трудовые обязанности

Ремонтник горного оборудования выполняет демонтаж и монтаж, наладку, техническое обслуживание электрической и механической части горных машин, аппаратуры, оборудования воздушных линий передач, который применяются в шахтах, рудниках, угольных разрезах, обогатительных фабриках.

Медицинские ограничения

Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек и мочевыводящих путей, опорно-двигательного аппарата (затрудняющими передвижение), нервной системы, зрения и слуха.

Сроки и формы обучения:

по очной (дневной) форме обучения:

  • на базе основного общего образования (9 кл.) – 2 года 5 месяцев.

После окончания обучения присваиваются квалификации: электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудовании, слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования.

Область профессиональной деятельности выпускников: монтаж, демонтаж, ремонт, наладка и техническое обслуживание электрической и механической части горных машин, аппаратуры, оборудования воздушных линий электропередач, применяемых в шахтах, рудниках, карьерах, угольных разрезах, на обогатительных фабриках.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • контрольно-измерительные приборы;
  • заземляющие контуры;
  • аккумуляторные батареи;
  • гибкие кабели;
  • такелажные и стропальные работы;
  • линии электропередач;
  • горные машины;
  • электрические машины, аппараты и приборы;
  • технические требования.

Обучающийся по профессии Ремонтник горного оборудования готовится к следующим видам деятельности:

  1. Монтаж, демонтаж, ремонт, опробование и техническое обслуживание механической части машин, узлов и механизмов, распределительных устройств.
  2. Техническое обслуживание, ремонт и монтаж электрической части машин, узлов и механизмов, средств сигнализации и освещения, распределительных, абонентских кабельных и телефонных сетей, оборудования высоковольтных подстанций.

Выпускник, освоивший эту профессию, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
  3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
  5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
  7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В нашем техникуме вы овладеете профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Монтаж, демонтаж, ремонт, опробование и техническое обслуживание механической части машин, узлов и механизмов, распределительных устройств.

  1. Выполнение монтажа и демонтажа машин, узлов и механизмов, распределительных устройств.
  2. Ремонт и опробование машин, узлов и механизмов, распределительных устройств.
  3. Техническое обслуживание механической части машин, узлов и механизмов, распределительных устройств.
  4. Проведение электрогазосварочных работ при ремонте и изготовлении ограждений, кожухов.

Техническое обслуживание, ремонт и монтаж электрической части машин, узлов и механизмов, средств сигнализации и освещения, распределительных, абонентских кабельных и телефонных сетей, оборудования высоковольтных подстанций.

Источник

Ремонт и эксплуатация горной техники

Горнодобывающая отрасль является базовой для всей экономики России. Во многом её развитие зависит от состояния горнопроходческой техники. Проходческие комбайны сегодня эффективно используют не только в угольной промышленности, но и при строительстве метрополитенов, железнодорожных, гидротехнических и коллекторных комплексов. Попробуем проанализировать техническое состояние горной техники, рассказать, какие узлы и элементы подвержены износу, а также как осуществляется текущий и капитальный ремонт проходческих комбайнов.

комбайн

Чёрное золото

Проходческий комбайн выполняет практически полный спектр работ, связанных с разрушительными, строительными и иными действиями в такой среде, как горная порода. А основными из них являются дробление или разрушение породы и её дальнейшая погрузка и транспортирование до места назначения.
Несмотря на применение горной техники в разных сферах, основным её потребителем является угольная отрасль. Ежегодно на угольных шахтах страны проводят около 6 000 километров подготовительных выработок, сооружают около 30 километров вертикальных и капитальных горизонтальных горных выработок. Эти работы главным образом выполняют проходческие комбайны.
В парке добывающей техники угольной отрасли России насчитывается до 400 единиц проходческих комбайнов, из них около 250 находятся в Кузбассе. Основную массу составляют комбайны типа ГПСК, изготовленные Копейским машиностроительным заводом.
В настоящий момент правительство реализует «Энергетическую стратегию России на период до 2020 года». В документе прописаны планы увеличить добычу угля до 410–450 млн тонн и рост его доли в производстве электроэнергии с 34 до 44%.
Выполнение этой стратегической задачи напрямую зависит от состояния горнопроходческой техники. Его анализ демонстрирует снижение технического уровня парка машин. Износ горнопроходческих комплексов является настораживающим фактором.

Анатомия поломок

Важнейшим показателем, характеризующим эффективность работы проходческих комбайнов, является надёжность работы узлов. Это напрямую влияет на себестоимость проходки и на производительность комбайна, поскольку для замены элемента конструкции приходится останавливать комбайн.
Работа горного комбайна возможна только при тщательном и систематическом уходе, своевременном проведении профилактических осмотров и ремонтов. Несвоевременное обнаружение и устранение неполадок может стать причиной аварий. Залогом нормальной работы горнопроходческой техники является хорошее знание устройства и принципа действия сборочных единиц комбайна, элементов электрооборудования и гидросистемы, а также правильная организация планово-предупредительных осмотров и ремонтов.
Событие, заключающееся в нарушении работоспособности машины, называется отказом. К типовым относятся отказы, характерные для данного типа машин и наиболее часто повторяющиеся. Перечень типовых отказов приводится в технической документации на машину.
Отказы классифицируют на конструктивные, технологические и эксплуатационные.
Конструктивные отказы связаны с несовершенством конструкции машины и вызваны ошибками при выборе величины и характера нагрузок, неправильным выбором материалов, погрешностями расчётов.
Технологические отказы возникают вследствие нарушения или несовершенства технологии изготовления или ремонта машин.
Эксплуатационные отказы появляются в результате нарушения правил и условий эксплуатации.
Специалисты среди основных причин повреждения сборочных единиц и деталей отмечают:
• несвоевременную замену изношенного режущего инструмента;
• превышение номинальной загрузки электродвигателей при работе комбайна;
• несвоевременный контроль за уровнем масла в редукторах и маслобаках системы принудительной смазки и гидросистемы;
• заправку редукторов и гидросистемы маслом, не соответствующим требованиям карты смазки;
• некачественную регулировку соосности муфт приводных валов, осевой игры конических подшипников и зацепления конических передач;
• cлабое натяжение гусеничных цепей;
• ухудшение изоляционных качеств проводов и обмоток вследствие отсыревания и загрязнения;
• ослабление и нарушение соединений в силовых цепях и цепях управления;
• неудовлетворительное состояние контактных поверхностей электроаппаратуры управления;
• повреждение подвижных трубопроводов гидросистемы при взаимных перемещениях сборочных единиц комбайна;
• настройку предохранительных клапанов на повышенное давление;
• вращение валов гидронасосов в противоположном направлении;
• повышенный нагрев вследствие работы с перегрузкой;
• несвоевременность или отсутствие планово-предупредительных осмотров, технических обслуживаний и ремонтов комбайна.

Изнашивание деталей в узлах и агрегатах проходческого комбайна — это сложный процесс, который связан не только с разрушением поверхностных слоёв контактирующих деталей, но и с разрушающими процессами механического и физико-химического характера. При этом продукты разрушения попадают в смазывающую жидкость и изменяют её свойства и состав.
Скорость изнашивания деталей также зависит от конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов. Замедление процесса износа деталей машин может быть достигнуто следующими методами: соответствующим подбором материалов; использованием деталей, изготовленных ковкой и штамповкой; правильным выбором способов механической и термической обработки; соблюдением режимов смазки; защитой сопряжений от вредного влияния внешней среды (пыли, влаги).
В горных машинах чаще всего проявляется совместное действие различных видов износа с последующим разрушением.
Для определения величины износа наиболее распространённым является замер геометрических размеров рабочих поверхностей детали с использованием мерительного инструмента.
Для измерения зазоров в сопряжениях горных машин могут быть использованы щупы, свинцовые пластины, мягкая проволока, индикаторы. Так, величину износа зубчатого зацепления определяют по толщине свинцовой пластины, прокатанной через зацепление. В подвижных соединениях нормальные зазоры находятся в пределах от 0,01 до 0,5 мм.

Списать или ремонтировать?

Горные машины имеют высокую стоимость и значительные сроки службы, поэтому их списание не всегда целесообразно после отработки срока, установленного нормативной документацией. В этом случае необходим анализ, который позволяет установить, что эффективнее: ремонт или списание машины.
Детали горных машин в зависимости от выполняемых функций разделяют на основные, базовые и вспомогательные.
Основные детали предназначены для передачи мощности или служат опорами нагруженных деталей. Срок их службы обусловлен как изменением размеров и состоянием рабочих поверхностей вследствие износа, так и возникновением и развитием явлений усталостного характера.
Базовые детали служат для обеспечения точного взаимного расположения основных деталей. Срок их службы обычно определяется сроком службы машины.
Детали, относящиеся к вспомогательным, характеризуются большим разнообразием. Они обеспечивают управление машиной, безопасность её обслуживания и способствуют нормальным условиям работы основных деталей.
В качестве критерия физической долговечности для горных машин может служить срок службы основных базовых или корпусных деталей. Долговечность машин зависит от прочности и износостойкости деталей, качества материала и технологии изготовления, соблюдения правил технической эксплуатации.
Показателями ремонтопригодности техники является вероятность восстановления в заданные бюджеты и сроки. Повышение экономической долговечности машин может быть достигнуто за счёт уменьшения эксплуатационных расходов и улучшения качества ремонта.

Читайте также:  Ремонт блока парктроника бмв е60

Безопасность превыше всего

При эксплуатации горнопроходческой техники запрещается изменять конструкцию узлов комбайна, его электрическую и гидравлическую схемы без согласования с заводом-изготовителем. Запрещается применять в гидросистеме смеси масел или масло, бывшее в употреблении. Нельзя работать при недостаточном уровне масла в гидробаке. Недопустимо работать с поломанными или оторванными резцедержателями коронки, с изношенными или поломанными резцами.
К монтажу и эксплуатации комбайна допускаются лица, имеющие удостоверения на право проведения монтажных и наладочных работ. При выполнении операций крепления и затяжки выработки, а также при техобслуживании и ремонте комбайна необходимо заблокировать механическими защелками кнопки «Стоп» с обеих сторон комбайна и повесить на них таблички «Не включать! Работают люди».
Перед обслуживанием, ремонтом или заменой рукавов, гидрозамков и гидроцилиндров исполнительного органа, питателя, гидроопор последние необходимо опустить на почву или надёжно зафиксировать на прочных и устойчивых опорах.
После ремонтных работ, связанных с заменой гидроцилиндров, необходимо произвести несколько полных ходов штока при минимальном давлении с целью удаления воздуха. Штоки должны двигаться плавно.
Работы по обслуживанию электрооборудования должны производиться, как правило, не менее, чем двумя лицами по письменному наряду.

Методы ремонта

Метод ремонта горных машин и электрооборудования определяется количеством однотипного оборудования. Если на горном предприятии имеется хотя бы несколько однотипных машин, то целесообразно применять агрегатно-узловой метод ремонта.
Его суть заключается в замене изношенных взаимозаменяемых агрегатов и узлов на заранее отремонтированные из оборотного фонда, что сокращает продолжительность простоя оборудования в ремонте до минимума по времени.
Если на предприятии эксплуатируются или проектируются к эксплуатации единичные экземпляры горных машин большой единичной мощности, то для ремонта их применяют индивидуальный метод. Также он актуален при отсутствии или недостаточном количестве подменного фонда деталей и сборочных единиц. В процессе такого ремонта снятые детали с машины восстанавливают и вновь устанавливают на эту же машину. Такая организация ремонтных работ отличается большой продолжительностью, обусловленной длительностью ремонта с выполнением разборочно-сборочных, моечных и слесарных операций, а также операций по изготовлению и восстановлению изношенных деталей.
При выполнении ремонта крупного оборудования работы выполняют на специализированных стендах (как стационарных, так и передвижных). Крупное оборудование также ремонтируют в полевых условиях непосредственно на месте его работы. При капитальном ремонте оборудование разбирают частично на сборочные единицы и агрегаты, которые при необходимости транспортируют на ремонтное предприятие. После ремонта их возвращают на площадку, где ведут общую сборку оборудования.

Текущий и капитальный

Техническое обслуживание горных машин и оборудования представляет собой комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
Текущий ремонт проводят в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения исправного или работоспособного состояния горной машины и оборудования. Текущий ремонт предусматривает частичную разборку, устранение неисправностей, а также замену и восстановление отдельных деталей, сборочных единиц, агрегатов (кроме базовых), обеспечивающих нормальную работу оборудования до очередного планового ремонта.
Текущие ремонты выполняются силами ремонтных бригад цеховых подразделений предприятия с участием эксплуатационного персонала, а в случае производства крупных текущих ремонтов (по графикам, утверждаемым администрацией предприятия) также с привлечением подрядных специализированных организаций.
Капитальный ремонт проводят для восстановления неисправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой любых его частей, включая базовые. Выполняют капитальный ремонт в соответствии с техническими условиями и рабочей документацией завода-изготовителя.
При капитальном ремонте должны быть восстановлены первоначальные характеристики оборудования: производительность, мощность и др. Капитальные ремонты могут проводиться непрерывно в полном объеме или частями — рассредоточено в течение ремонтного цикла.
Одновременно с капитальным ремонтом при необходимости осуществляется модернизация оборудования. Это изменение и усовершенствование конструкций (по чертежам завода-изготовителя), направленные на повышение производительности, износостойкости и надёжности, а также на улучшение условий его обслуживания, ремонта и других эксплуатационных качеств.
Наладка и ревизия сложного или уникального оборудования выполняется по специальным инструкциям заводов-изготовителей или организаций, разработавших это оборудование, с привлечением в необходимых случаях специализированных наладочных организаций.
В качестве примера можно привести деятельность ОАО «Копейский машиностроительный завод». Это предприятие осуществляет весь цикл технического сервиса выпускаемой продукции. Полный капитальный ремонт горного оборудования проводится на производственных мощностях завода. Особенность проведения капитального ремонта техники на заводе состоит в возможности её модификации с учётом внесённых конструктивных изменений, в том числе перевод комбайнов 1ГПКС и КП21 с ручного на дистанционное управление.

Отечественное или импортное?

Предприятий, выпускающих горное оборудование в России и способных составить конкуренцию зарубежным машиностроителям не так много. Это такие известные производители как Юргинский машиностроительный завод, «Анжеромаш» и Копейский машиностроительный завод.
Если смотреть на ситуацию шире, то для отрасли вопрос состоит не только в том, как и где чинить технику, а касается, главным образом, модернизации производства отечественных проходческих комбайнов. Специалисты отмечают, что импортных комбайны дороги в обслуживании и зачастую не окупаются при эксплуатации. При этом темпы работы импортных комплексов ненамного превышают темпы проходки российскими комбайнами, стоимость которых значительно ниже стоимости комбайнов зарубежных.
Многие эксперты выступают за восстановление системы организации научных и конструкторских работ по созданию современной проходческой техники. На практике это означает применение высокоэффективных материалов и технологий, использование последних достижений в области гидроструйных технологий, вибрационной техники и физических процессов. В перспективе это не только повысит коэффициент надёжности конструкции, но и сможет увеличить темпы прохода в несколько раз.

Источник

Монтаж горных машин и оборудования учебное пособие

Допущено Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области горного дела в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности «Горные машины и оборудование» направления подготовки дипломированных специалистов «Технологические машины и оборудование»

Н.Г. Кю, доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института горного дела СО РАН;

Т.Т. Ереско, доктор технических наук, профессор Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнёва.

Г47 Гилёв А.В. Монтаж горных машин и оборудования: учеб. пособие / А.В. Гилёв, В.Т. Чесноков, А.О. Шигин, – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 229 с.

Рассмотрены теоретические и практические основы сборки узлов и монтажа горных машин и оборудования. Даны сведения об устройстве и оборудовании монтажной площадки, показано размещение на ней деталей, узлов и механизмов экскаваторов-мехлопат, экскаваторов-драглайнов, роторной и отвальной техники, драг и конвейерных линий, приведены укрупненные сетевые графики их монтажа и состав работ. Представлены сведения об устройстве и расчете основных параметров фундаментов, показаны особенности установки на них машин и оборудования. В практической части даны сведения о сборке зубчатых передач и подшипниковых узлов, балансировке вращающихся изделий, а также о такелажных работах и правилах безопасности при их выполнении. Предназначено для студентов специальности по направлению 130400 «Горное дело» (профиль подготовки 130400.65 «Горные машины и оборудование») и бакалавров по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование» (профиль подготовки 151000.62.06 «Металлургические машины и оборудование»), а также для горных инженеров, занимающихся эксплуатацией горной техники.

ISBN 978–5–7638–2213–7 © Сибирский федеральный университет, 2012

Введение

Увеличение добычи полезных ископаемых обеспечивается за счет эффективной эксплуатации и увеличения производственных мощностей действующих шахт и карьеров, а также строительства новых горных предприятий в районах, где находятся большие запасы полезных ископаемых.

В настоящие время на горно-металлургических предприятиях используют различные виды горного, транспортного, металлургического и обогатительного оборудования отечественного и зарубежного производства. Наряду с оборудованием малой мощности на горных предприятиях применяют оборудование большой мощности и сверхмощное.

Количественный рост парка оборудования сопровождается качественным его изменением – увеличением мощности, грузоподъемности транспортных средств, созданием более безопасного, надежного и ремонтопригодного оборудования, обладающего удобством в управлении и комфортностью.

Одним из важных этапов технической эксплуатации горной техники является ее монтаж, который в стоимостном выражении может составлять до 50 % от стоимости оборудования, а по времени может происходить от нескольких недель до нескольких лет.

Монтаж горных машин и оборудования усложняется тем, что этот вид техники является в основном крупногабаритным и металлоемким. Это обстоятельство создает значительные проблемы при поставке машин, их транспортировке, монтаже и испытаниях.

Большое значение имеет монтаж машин и оборудование на фундаменты. С одной стороны, фундаменты должны быть прочными, надежными и удовлетворять требованиям нормативно-технической документации, предусмотренной при устройстве этих фундаментов. С другой стороны, они должны защищать устанавливаемые на них машины и оборудование от воздействия внешних факторов, таких как вибрация, сдвиг, деформация и т.д.

Одним из важных этапов монтажа является сборка машин и оборудования, в процессе которой осуществляются операции горизонтирования, соосности, центровки, а также пуско-наладочные работы.

Технологический процесс монтажа требует современного подъемно-транспортного оборудования большой грузоподъемности, скоростных методов сборки узлов и машин, существенных материальных и людских ресурсов, высокой квалификации работающего в этой сфере персонала и строгого соблюдения правил техники безопасности при выполнении стропальных, такелажных и монтажных работ.

Учебное пособие предназначено для подготовки специалистов по направлениям 130400 «Горное дело» и 150000 «Технологические машины и оборудование».

Источник