Неисправности и ремонт шасси



ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ШАССИ.

1. Вибрация передней опоры на взлете, посадке –ослабление затяжки гаек, люфты в замке выпущенного положения.

2. Стук передней опоры при пробеге –утечка азота, утечка АМГ-10.

3. Непостановка опоры на замок убранного положения –обледенение замка, неполное разжатие амортстоек.

3. Усадка амортстоек не соответствует ТУ –мало давление азота, утечка АМГ-10 через уплотнения, велико давление азота.

4. Неисправность тормозов –износ дисков, мало давление в тормозной системе, воздушные пробки в системе, отказ автоматического торможения.

Любая неисправность может привести к непредсказуемым последствиям, предпосылкам к ЛП. Например из-за недостатков в Т.О.:

1. В следствии неправильной зарядке амортизатора в нем может оказаться избыточное давление газа, или избыточное количество жидкости. То и другое недопустимо амортизатор будет жестким, увеличивается нагрузка на элементы самолета.

2. Следует проверит давление в шинах. Увеличение давления приводит к износу шины, увеличиваются нагрузки.

3. Частые взлеты и посадки вызывают перегрев тормозов что вызывает коробление, трещины дисков и колодок. Для охлаждения надо обдувать сжатым воздухом.

4. Отсутствие смазки шарнирных соединений опор, замерзание воды и грязи на них приводит к заклиниванию опор и вынужденной посадке.

Для предотвращения происшествий необходим постоянный контроль и Т.О. Так ежедневно при перед летном осмотре убедится в: отсутствии посторонних предметов гондолах шасси, правильной зарядке, исправности шин и амортизаторов, отсутствие течи жидкости из гидравлических цилиндров, амортизаторов, наличие смазки, отсутствие грязи, льда в шарнирных соединениях, замках, отсутствие начальных разрушений элементов шасси, механических повреждений, плотное прилегание створок, исправность сигнализации положения шасси.

САМОКОЛЕБАНИЯ ПЕРЕДНЕЙ СТОЙКИ

ШАССИ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМИ.

Наряду с существующими преимуществами, шасси с передним колесом имеет и недостатки. Их мы отмечали ранее. Среди них возможны появления самовозбуждающихся колебаний свободно ориентирующего переднего колеса. Колебания возникают при некоторых критических скоростях движения самолета по земле и представляют собой незатухающие гармонические колебания.

Условия возникновения «шимми». Эти колебания могут быть вызваны колесом передней опоры при определенной скорости движения самолета по аэродрому. Их возникновение связано с боковыми нагрузками на переднее колесо в результате, например наезд на неровность, посадки со сносом и др. поддерживаются колебания энергией движения самолета по земле.

Если самолет движется с небольшой скоростью, то случайный разворот колеса приводит к развороту самолета в этом же направлении.

При большой скорости движения и резкому повороту переднего колеса самолет не последует в направлении повернутого колеса а будет двигаться по инерции в прежнем направлении. При этом на колесе появляются боковая сила F, она вызывает деформацию шины и изгиб стойки.

У деформированной шины площадь касания о землю и точка приложения реакции земли R смещены от оси на некоторое расстояние «а», это вызывает дополнительный изгибающий момент ∆МИЗГ= Rа.

Возвращение колеса к исходному положению происходит под действием силы упругости стойки. Колесо при этом разворачивается в другую сторону, и шина также деформируется в другую сторону. Картина повторяется , с отклонением стойки в другую сторону.

Рис. 7.13. Схема колебаний шимми

С ростом скорости движения самолета, дополнительно МИЗГ действующий на стойку, увеличивается, и при некоторой скорости амплитуда колебаний начинает расти что может привести к срезу шины, поломке опоры, возникают самовозбуждающиеся колебания.

Скорость движения самолета, при которой возникают самовозбуждающиеся колебания, называется критической скоростью «шимми».

Критическая скорость «шимми» уменьшается при:

1. Увеличении нагрузку на опору,

2. Уменьшении жесткости шины,

3. Наличие люфтов в шарнирах опоры,

4. Нарушении балансировки колеса,

5. Разнице давлений в шинах спаренных колес передней опоры,

6. На сухой бетонный ВВП колебания могут возникнуть на меньшей скорости, чем на мокрой скользкой полосе.

7. Критическая скорость «шимми» может быть определена для передней опоры по формуле: VКРИТ= м/с, с –коэффициент, характеризует жесткость шины на кручение, t=tдейств./tном. относительный вынос, У –массовый момент инерции частей ПОШ относительно оси вращения. Т.О. видно что: с увеличением С, увеличивается t что приводит к увеличению VКРИТ, уменьшение У приводит к увеличению VКРИТ, t≥ 0.5 не будет шимми.

Рис. 7.14. Демпфер колебаний шимми:

1,2 –цилиндр и шток амортстойки; 3 –рычаг;

4 –поршень демпфера; 5 –цилиндр демпфера; 6 –дроссель.

Средства увеличения критической скорости «шимми», устранения колебаний. К ним относятся:

1. Вынос колеса относительно оси стойки назад, при этом сила трения скольжения, появляющаяся при случайных разворотах колеса, создает стабилизирующий момент пропорциональный выносу. Но при большом выносе силы реакции земли создают на стойке большие МИЗГ, они ухудшают работу амортизатора, затрудняется уборка опоры.

2. Установка демпфера колебаний шимми, путем создания больших гидравлических сопротивлений при быстром развороте колеса. Разворот колеса передается на демпфер, перемещение поршня вызывает гидравлическое сопротивление жидкости, перетекающей из одной полосы демпфера в другую через калиброванное отверстие (дроссель).

Рис. 7.15. Траектория движения спаренных колес.

3. Установка спаренных колес создает сопротивление колебаниям шимми за счет сил трения, возникающих между колесами и поверхностью аэродрома. Во время колебаний радиусы кривизны колес различны R1, R2 следовательно поступающая скорость V2 д.б.>V1. Но т.к. колеса вращаются совместно, то их скорости одинаковы и колесо, идущее по траектории меньшей кривизны, вынуждено проскальзывать, а возникающие при проскальзывании силы трения создают момент, препятствующий колебаниям «шимми».

В процессе эксплуатации –контроль за давлением воздуха шинах, за состоянием качалок, шарнирных соединений, наличием люфтов в шарнирных опорах шасси.

РАЗДЕЛ №2

СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ Л.А.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

ТИПОВЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ШАССИ И ИХ УСТРАНЕНИЕ

Прияиной этого могут быть неисправёость сетевого адаптера 220/12 В или двухканального DC/DC-конвертера IC801 и его внешних элементов. Для уточнениж причины измеряют напряжение на соединителе JA201. Если оно равно нулю или значительно меньше 12 В, неисправен сетевой адаптер. Если напряжение в норме, измеряют напряжение 5 В на выходе конвертера — плюсовом выводе конденсатора С803. если оно равно нулю, проверяют обмотку 2–4 трансформатора Т801, сборку IC802 и следующие элементы: R803, R806-R808, С802, D802, С810, С811. Если эти эпементы исправны — заменяют микросхему IC801. По аналогичной схеме проверяют цепи формирования напряжения 3,3 В.

ТЕЛЕВИЗОР НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ, ИНДИКАТОР НА ПЕРЕДНЕЙ ПАНЕЛИ СВЕТИТСЯ

В этом спучае вначале проверяют работоспособность микроконтроллера IC1. На выв. 21 и 22 должны присутствовать импульсы опроса сенсорных кнопок, а ёа выв. 6, 7, 18 и 19 — выходные сигналы схемы. Если импульсы опроса отсутствуют, проверяют внешние элементы IC1: IC2 (заменой), IC3, Х1 и микроконтроллер. Если нет нет выходных импупьсов от сенсорной паёели, проверяют следующие элементы: Q701-Q709, Q720-Q728, IC701, IC702.

Если сенсорная панель и IC1 исправны, то после нажатия кнопки «Power» на выв. 31 IC1 должен появиться высокий уррвень напряжения. Ключи IC804 и IC805 допжны быть открыты (на выв. 2 и 4 — высокий уровень) и напряжения +12, +5 и +3,3 В поступаиь на узлы телевизора. Если этого нет, проверяюи транзисторные ключи Q3,Q801,IC804nlC805.

Читайте также:  Выдача с капитального ремонта

Источник

Неисправности автобуса и автобусного шасси

Заменить резиновый уплотнитель частично или полностью.
Заменить резиновый уплотнитель целиком.
Подтянуть крепежные соединения. Неисправные элементы соединений заменить.
Концы макротрещин засверлить. Крупные механические повреждения залить эпоксидной смолой со стеклотканью или устранить др. неогневыми методами

Повреждение лакокрасочных покрытий

Механические повреждения, коррозия металла и др.

Поврежденные места зачистить наждачной шкуркой до металла, обезжирить уайт-спиритом. Отгрунтовать и окрасить

Дверь не открывается (не закрывается)

Передавлен пневмошланг. Обрыв электропроводки

Утечка воздуха из-под штуцерных соединений

Нет герметичности в штуцерных соединениях

Подтянуть гайки штуцерных соединений

Утечка воздуха из канала сброса пневмораспределителя

Давление в пневмосистеме превышает допустимое

Снизить давление в пневмосистеме до необходимого уровня

Утечка воздуха через один из выхлопных дросселей

Отказ пневмоцилиндра, реле дифференциального или пневмораспределителя

Устранение неисправностей производится специалистом ремонтного предприятия

Утечка воздуха вдоль штока пневмоцилиндра

Износ уплотнительной манжеты

Замедленное движение створок

Загрязнены фильтры дросселей на пневмораспределителе

Снять дроссели. Продуть фильтрующий элемент 1) сжатым воздухом

Створки дверей перемещаются с очень большой или очень малой скоростью

Нарушилась регулировка дросселей в пневмоцилиндрах

Отрегулировать степень демпфирования соответствующим дросселем или клапаном

Створки дверей перемещаются со стуком в конце хода

Износ манжеты демпфера в пневмоцилиндре.

Неправильно отрегулировано положение пневмоцилиндра на каркасе по отношению к приводному рычагу створки.

Нарушилась регулировка дросселей в пневмоцилиндрах

Отрегулировать взаимное положение пневмоцилиндра и створки перемещением цилиндра на каркасе или перестановкой приводного рычага створки.

Отрегулировать степень демпфирования соответствующими дросселями или клапанами

Утечка воздуха через дроссель электропневмораспределителя 2)

Износ уплотнительных колец золотника электропневмораспределителя. Износ уплотнительных колец поршня

Заменить изношенные кольца.

Заменить изношенные манжеты

Примечания :
1) — 1) Удалять фильтрующий элемент не следует, т. к. это резко снизит ресурс уплотнительных элементов электропневмораспределителя;
2) — 2) При обнаружении утечки воздуха через дроссель электропневмораспределителя неисправный элемент можно определить следующим образом:
— установить дверь в то положение (открыть или закрыть), при котором происходит утечка воздуха;
— отсоединить пневмотрубку от штуцера на любом из пневмоцилиндров со стороны той полости, в которой на данный момент нет воздуха. При открытой двери эта полость — со стороны штока, при закрытой — со стороны проушины крепления цилиндра;
— определить, есть ли утечка воздуха из цилиндра через штуцер, с которого снята трубка. Если да, то неисправность в этом пневмоцилиндре (изношена манжета поршня);
— если утечка воздуха происходит из отсоединенной трубки, то необходимо повторить вышеописанные действия со вторым пневмоцилиндром;
— если утечка воздуха происходит из трубки, отсоединенной от второго пневмоцилиндра, то неисправен электропневмораспределитель. Как правило, в этом случае причиной неисправности является износ или повреждение одного из уплотнительных колец золотника распределителя.

При устранении неисправностей в системе электрооборудования автобуса:

Если перестал работать какой-либо потребитель, то прежде всего, определите исправность его предохранителя. Если предохранитель сработал, то определите в цепи место короткого замыкания проводов на массу автобуса. Проверяйте цепь по направлению от предохранителя к потребителю. Короткое замыкание возможно в местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. После устранения короткого замыкания замените предохранители.

Возможен также обрыв в цепи. Место обрыва ищите как обычно, методом шунтирования или контрольной лампой, питаемой напряжением не более 36 В, двигаясь по направлению к источнику тока. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверьте надежность соединения его с массой. Устраняя обрыв проводов, сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей опайкой, или заменяйте их новыми соответствующего сечения и длины, затем изолируйте. При замене перегоревших ламп учитывайте их тип и мощность, которые указаны в Таблице применяемых в автобусе ламп (см.).

Во избежание ослабления и нарушения контактов не рекомендуется без надобности рассоединять штекерные соединения.

Тусклый свет фар и фонарей

Понижено напряжение в сети, нарушена работа регулятора напряжения

Повысить напряжение в сети. При нарушении работы регулятора заменить его

Не горят правые и левые габаритные фонари

Плохой контакт в соединительных муфтах, не работает реле, сгорели предохранители

Проверить соединения проводов, проверить реле, при неисправности заменить реле

Не работают сигналы торможения

Вышло из строя реле

Соединить клеммы реле. Если сигналы торможения начинают работать, необходимо

Не работает вся система наружного освещения

Сгорел предохранитель на заднем распределительном щите (мото-отсека)

Заменить предохранитель. Если он вновь сгорает, найти место короткого замыкания и

Стрелка спидометра при трогании автобуса с места делает рывки

Нарушено питание в одной из трех фаз (оборван провод) спидометра

Найти и ликвидировать неисправность

Скоростной узел спидометра не работает, а счетчик сбрасывает показания

Поменять местами любые два провода

Сигналы издают слабый, хриплый звук

Нарушена регулировка сигналов

Стряхивание или перегорание нити накала

Обрыв цепи питания:
— сработал предохранитель;
— отсутствует контакт в штекерных соединениях;
— поломка переключателя

Устраните короткое замыкание.
Замените предохранитель.
Восстановите контакт

Лампа горит тускло

Окислились или загрязнились контактные соединения.
Загрязнился рассеиватель или отражатель.

Потемнела колба лампы из-за испарения металла нити накала

Зачистите контакты или замените окислившиеся штекеры.

Протрите рассеиватель, промойте отражатель.

Мигает свет в лампе

Периодическая потеря контакта

При включении сигнал не звучит

Нет контакта в цепи питания.

Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания

Щетка при работе задевает за детали кабины

Неправильная установка рычага на оси

Снять гайку крепления рычага на оси, а затем рычаг; включить стеклоочиститель и через (30-60) с выключить, установить рычаг со щеткой так, чтобы щетка была расположена в (10-20) мм от кромки уплот

Стеклоочиститель работает с одной скоростью

Обрыв цепи электроснабжения моторедуктора

Не включается моторедуктор

Обрыв цепи электроснабжения

Найти и устранить неисправность электропроводки.

Плохая очистка ветрового окна щетками

Износ или стирание резины щеток

Очистить стекло от масла, промыв его чистой водой или обезжиривающим раствором. Заменить щетки

Действие системы не соответствует положению рычагов управления

Неправильное подсоединение шлангов или неверная установка золотников насоса в своих гнездах

Осмотреть систему, переставить правильно наконечники шлангов. Если неисправность не устранилась, проверить и при необходимости перебрать

Источник

Ремонт шасси C50,шасси C50N, шасси C50NA и шасси C52.

Ремонт телевизоров на шасси C50,шасси C50N, шасси C50NA и шасси C52( SHASSIS C50,SHASSIS C50N, SHASSIS C50NA, SHASSIS C52).

Daewoo DMQ2053, Daewoo DMQ2057, Daewoo DTK1432, Daewoo DTK1435, Daewoo DTK1418, Daewoo DTK2013, Supra STV-2025, Supra STV-2017, Shivaki STV2012M4, Supra STV 1424, SUPRA STV-2030, ELEKTA CTR-2036EMK и другие

Шасси С50 наиболее чаще встречается, С50N, C50NA и С52 реже. Схемотехника шасси незначительно различается, поэтому разумнее взять за основу шасси C50.

Читайте также:  Капитальный ремонт момент заключения договора

Состав: M34300M4-230SP-системный процессор, TA8659 видеопроцессор, STR50103A –ИП (Блок питания), AN5515 кадровая и тд.

Особенности: “горячее” питание, то есть, нет гальванической развязки от сети схемы, соответственно при ремонте следует соблюдать осторожность.
Далее сетевой выключатель имеет три контактные группы, две из них сеть, а одна включение режима РР, то есть при включенной кнопке ДР-РР переключается только пультом, при включении кнопкой телевизора он должен включится сразу в режим РР.
Большинство дефектов по причине некорректной работы первичного ИП (STR50103) и вторичного ИП (ТДКС). Обычно это связано с потерей ёмкости электролитических конденсаторов С823, C830 и C425. Проявление дефекта бывает как устранимое заменой этих емкостей, так и заменой ещё дополнительно других деталей. Соответственно желательно менять эти ёмкости на новые или заведомо рабочие (проверенные ESR) в процессе ремонта.

Дефекты:
А) При включении изображение заужено по горизонтали с прогревом норма.. Заменить ёмкости.
Б) При включении изображение “дышит” с прогревом норма.. Заменить ёмкости.
В) При включении шелчки с прогревом норма.. Заменить ёмкости.
Г) Сильно яркая картинка. Заменить C543.
Д) При включении вверху несколько полос с прогревом их количество уменьшается. Заменить С304.
Е) Отключается через полчаса-час-несколько часов. Заменить STR50103.
Ж)Телевизор не включается и не горит индикатор дежурного режима. Проверить на обрыв предохранитель и R832 и на пробой D809 и заменить при необходимости. В таком случае на 99% неисправна STR50103.
З) При включении «верещит» ИП. При отключении ОС источник начинает работать нормально и на экране разноцветная точка. Снять ОС и восстановить её если возможно или заменить на аналогичную. При необходимости размер по горизонтали отрегулировать подбором C418 (Увеличение ёмкости -уменьшается размер и наоборот, увеличение и уменьшение не ЛИНЕЙНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО изменению ёмкости, то есть увеличение например ёмкости в два раза приведёт к уменьшению размера на10-15%!). Проконтролировать напряжение накала кинескопа и при необходимости подобрать сопротивление R542.
Продолжение следует…

SUPRA STV-1484 Изображение на экране вялое (графика выводится нормально) через два — три часа, по заявлению владельца, восстанавливается. Это заявление проверять не хватило сил, через сутки работы ни чего не поменялось. Неисправность заключалась в пробое ЛЗЯ. После ее замены на кусок проволоки нормальная работа телевизора восстановилась. Качество картинки вполне удовлетворило клиента.

D AEWOO DMQ-1427/1457/2027/2057/2127/2157; SUPRA STV-2024; SHIVAKI STV-2012M4; NAM DMQ-2046 (Chassis: C-50); DAEWOO DTK-2053 (Chassis: C-52).

1.Уход частоты настройки. ПЧ построен на TA8701N. Чаще неисправен контур L124 (подключён к выв.22), аналогичен контуру AFC в AKAI CT-1407/2007/2107D. Замене подлежит встроенный конденсатор 47-51 пФ. Возможен отказ и контура L125, его параметры аналогичны L124. После замены конденсаторов обычная процедура последовательной подстройки контуров до нормальной работы системы автозахвата станций.

2. Искажённый, слабый звук. Виновен контур L128, подключённый к выв. 9 TA8701N. По моим данным встроенный конденсатор имеет номинал около 15 пФ. Меняем его и настраиваем на оптимальный звук.

SUPRA STV2128. Изменение размера растра при изменении контрастности. Высох конденсатор 1,0х160 в в БП.

Supra STV-2017 . Из блока питания при включении раздается характерныф писк. Через пять минут прогрева писк прекращается. Во время писка сбиваются некоторые программы. Пропаял БП и СР и поменял конденсаторы в БП — все ОК.

Supra STV-2128MS и другие телевизоры, с собранные на шасси С-50N (C-50AN), в качестве основного элемента блока питания используется STR50103А. Растр сужен как по вертикали, так и по горизонтали, в верху экрана наблюдается заворот по кадру, уходит настройка на каналы. При измерении выходного напряжения блока питания наблюдаем напряжения 60% от номинальных. При замене электролитических конденсаторов в блоке питания С832, С830 (1мкФ/160В) неисправность исчезает.

DAEWOO, SUPRA, ELEKTA (Chassis C-50NA) Дефекты проявляются по разному: нет запуска, сужен экран по горизонтали и большой размер по вертикали, заворот по вертикали. А неисправность одна — малое напряжение питания БП. Менять C830, C832.

SUPRA STV2024 Неисправность: не светится дежурный режим, телевизор не включается, нет 103в., Пробой С453 3.3х250В на плате кинескопа.

Supra STV2128. Шасси С-50N . Неисправность: очень тихий звук. Нормальная работа восстановилась при замене ИМС TA8701N.

Supra STV-2017. Неисправность: растр сужен по горизонтали и вертикали, складка на изображении по кадрам, блок питания верещит. Напряжение под нагрузкой падает до 70V. Неисправен С830 (1,0х160V)

Daewoo. для многих, где стоит проц. M34300-230SP. Аппарат включается в режим «AV». Регулировки работают. Замена процессора ничего не дала. Заметил уменьшение амплитуды импульсов на выводах процессора (около 2В), участвующих во включении команды «AV». Оказался в утечке диод, находящийся в этой цепи, анодом на массу. Его замена полностью восстановила работу аппарата.Хотя проверка аналогичных диодов по другим цепям показала еще один диод с утечкой. Просто дефект еще не проявился из-за небольшой утечки, зато удалось удалить будущий.

Daewoo, Shivaki . Радиоканал на TA8701AN.
1 — Звука либо нет совсем, либо на максимуме. Замена TA8701AN.
2 — периодически происходит ослабление приема по всем программам. Причина в кольцевых трещинах на подстроечном резисторе АРУ.

Daewoo БП на STR50103. Включается ненадолго, либо не включается совсем. Выходное напряжение
гуляет. Заменил STR50103 на STR50103А. Выходное напряжение подрегулировал до нужных 103в установив
R=470K между 4-5 выводами STR50103А.

Daewoo Источники питания на микросхеме STR 50103. Для синхронизации на нее идут импульсы обратного хода. При высыхании кондера, через который эти импульсы подаются, выходные напряжения источника питания в дежурном режиме в порядке, а при переходе в рабочий режим уменьшены.Чем меньше становится емкость, тем меньше выходные напряжения. При полностью высохшей емкости, или при обрыве цепи синхронизации, аппарат не выходит из дежурного режима.

Daewoo собран на шасси C50. 380 вольт, аппарат стоял в дежурке. Под STR50103 прогорела дыра и всё шасси залито электролитом из конденсатора. От нескольких элементов в б.п. одни концы. После восстановления источника питания телевизор запустился, но сразу переходит в дежурку. Через несколько включений строчный транзистор умер. Еще раз перепроверил все в строчнике, в б.п. — все в порядке. Оказалось, что на плате кинескопа был в обрыве R550 (2 Ом 0,5 Вт) — один из двух
параллельных в датчике тока по шине +103в.
Использованы материалы с сайтов:

Источник

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. И ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ШАССИ

Силовые элементы шасси (колеса, стойки, подкосы) испытывают большие динамические нагрузки, которые могут приводить к появлению трещин и разрушению от­дельных деталей узлов. Большинство сочленений тру­щихся деталей шасси работает в условиях сильного загрязнения (особенно на пыльных аэродромах), что вызывает повышенный износ деталей и может привести к заеданию и отказам отдельных элементов шасси. Час­тое применение тормозов при рулении и пробеге после посадки вызывает нагрев колес и значительный износ тормозных Колодок.

Все эти неблагоприятные условия работы агрегатов и механизмов предъявляют весьма жесткие требования к техническому обслуживанию шасси. Оно предусмат­ривает контроль состояния и люфтов стоек шасси» осмотр наиболее нагруженных деталей шарнирных со­

Читайте также:  Zanussi zk 630 lx ремонт

единений, периодическую смазку подвижных шарнирных: соединений и подшипников колес шасси, контроль заряд­ки амортизаторов стоек гасителя колебаний передней стойки и пневматикой колес шасси, а также проверку работоспособности системы уборки-выпуска шасси.

Проверка люфтов стоек шасси производится после подъема самолета подъемниками с целью определения суммарных люфтов в шарнирных соединениях силовых элементов и надежности стопорения стоек в выпущен­ном положении. Люфты стоек (осевые и поперечные) определяются по величине перемещения колес при при­ложении к ним определенных осевых и боковых нагру­зок. Несоответствие люфтов требованиям технических условий может быть вызвано следующими причинами:

1) ослаблением затяжки болтов крепления к шпан­гоуту № 3 кронштейнов узлов навески передней стойки и выпрессовки из них наружных колец шарнирных под­шипников. По данной причине поперечный люфт стойки увеличивается, а серьга стойки с перекосом нажимает на крюк замка выпущенного положения стойки и стой­ка не всегда может ставиться на замок выпущенного положения.

Люфт наружных колец шарнирных подшипников об­разуется вследствие заклинивания подшипника из-за недостаточной и несвоевременной смазки. При уборке — выпуске стойки происходит проворачивание наружных колец в гнездах, что приводит к их выпрессовке из гнезда.

Устраняется данная неисправность путем замены кронштейнов и подтяжки гаек болтов их крепления;

2) неправильной регулировкой зазора в соединении верхнего и нижнего плеч ломающегося подкоса основ­ной стойки. При отклонении величины зазора стойка может перемещаться в поперечном направлении за счет имеющейся «стрелы прогиба» подкоса, и при взлете (посадке) может произойти «подлом» подкоса от дейст­вия на стойку боковых нагрузок и, как следствие, час­тичная уборка стойки. Неисправность устраняется ре­гулировкой ломающегося подкоса;

3) износом рабочих поверхностей деталей шарнир­ных соединений из-за несвоевременной смазки. Одна из самых распространенных неисправностей шасси. Устра­няется неисправность заменой изношенных деталей, в основном карданных соединений;

4) неполным закрытием крюка замка выпущенного положения передней стойки. Плохая защищенность зам­ка от попадания в него песка, грязи и т. п. приводит к быстрому изнашиванию деталей замка и образованию на них надиров, что, в свою очередь, снижает надеж­ность работы замка. Одним из доступных и эффектив­ных профилактических мероприятий по повышению на­дежности работы замка является своевременная про­мывка и смазка деталей замка.

Контроль амортизаторов шасси заключается в конт­роле правильности зарядки их азотом и маслом АМГ-10. Неправильная зарядка амортизаторов стоек шасси при­водит к повышенным перегрузкам стоек и самолета при посадке, что может привести к появлению трещин или поломке отдельных узлов шасси. Контроль зарядки мо­жет осуществляться путем непосредственной проверки давления азота и количества масла в амортизаторе или выхода штока амортизатора при стоянке самолета. При проверке и дозарядке амортизатора азотом (воздухом) предварительно необходимо убедиться в исправности манометра.

При техническом обслуживании колес шасси необхо­димо следить за величиной давления в пневматиках. Не допускается выпуск в полет самолетов со слабо и чрезмерно накачанными пневматиками. Слабо накачан­ный пневматик может провернуться на ободе при по­садке и срезать вентиль камеры. Если же пневматики перекачаны, то уменьшается площадь соприкосновения покрышки с ВПП. В результате увеличивается удель­ное давление, приводящее к увеличению глубины оста­точной колеи при движении самолета по грунту, что приводит к увеличению сопротивления колес и, как следствие, к возрастанию длины пробега. Кроме того, повышенное давление в пневматиках приводит к их бы­строму износу, особенно покрышек основных тормозных колес.

При длительной стоянке или при стоянке вне ангара, особенно, летом, пневматики колес должны быть покры­ты брезентовыми чехлами для защиты резины от ста­рения.

Демонтаж колес с самолета производится после установки его на подъемники с целью замены пневма­тика, осмотра колес и тормозов, возобновления смазки подшипников. При каждом демонтаже колес с самолета

производится промывка подшипников и их осмотр. При обнаружении трещин, цветов побежалости подшип­ников колесо заменяется. Перед установкой колес уда­ляются пыль и влага, попавшие на фрикционные колод­ки тормозов или тормозной барабан. Подшипники колес не должны быть сильно смазаны. При затяжке гайки подшипников колес необходимо проворачивать колеса с целью выборки люфтов и зазоров. Медленно вращая колесо, гайку затягивать до тех пор, пока не почувст­вуется сопротивление вращению колеса. Это указывает на то, что в подшипниках нет зазоров. После этого ре­комендуется отвернуть гайку в обратную сторону на 1/6 оборота, проверить легкость вращения колеса и. законтрить гайку.

Запрещается производить разборку колеса при дав­лении в пневматике.

Неисправности колес шасси:

проворачивание покрышки относительно обода ко­леса. Определяется по смещению красных меток-по­лос, нанесенных на покрышке и ободе колеса при его — монтаже. При обнаружении смещения необходимо- демонтировать пневматик и проверить герметичность камеры и состояние вентиля. Дефектные детали за­менить;

попадание в зимний период снега в тормозные уст­ройства основных колес шасси. По этой причине сни­жается эффективность тормозов, а торможение стано­вится неравномерным. Поэтому в зимний период необ­ходимо укрывать колеса чехлами, а перед первым полетом производить продувку тормозных устройств колес сжатым воздухом с целью удаления попавшего в них снега;

заклинивание поршня в цилиндре тормоза вследствие — отсутствия смазки и попадания внутрь цилиндра грязи и песка. По данной причине один из тормозов колес вы­ключается из работы и торможение колес становится неравномерным и малоэффективным. Определяется дан­ная неисправность по величине минимального давления вступления в действие тормозов, которое должно быть не более 2 кгс/см2 по кабинному манометру. При выяв­лении данной неисправности необходимо снять тормоза, промыть поршни и цилиндры и осмотреть их. После осмотра смазать цилиндр и поршень смазкой ЦИАТИМ — 201;

неравномерное торможение колес из-за неправиль­ной регулировки и разрегулировки тормозов вследст­вие неравномерного износа колодок. Устранение данной неисправности достигается строгим соблюдением техно­логии регулировки и периодической проверкой регули­ровки тормозов. При этом необходимо учитывать, что нормальным эксплуатационным зазором между колод­ками и тормозным барабаном считается зазор, получен­ный при проворачивании регулировочного винта (в сто­рону увеличения зазора) на два оборота после предва­рительного поджатия колодок к тормозному барабан>’ данным винтом;

разрушение подшипников колес вследствие переза — тяжки гайки крепления колеса.

При проверке на земле уборки-выпуска шасси про­веряются: время уборки-выпуска, постановка стоек на замки как в выпущенном, так и убранном положении, отсутствие недопустимых зазоров между колесами и планером при уборке стоек, соответствие техническим требованиям зазоров между щитками шасси и конту­рами ниш шасси планера. Причинами неуборки (невы — пуска) шасси могут быть:

заедание штока амортизатора основной стойки в про­межуточном положении или повышенный выход штока амортизатора. Выявляется проверкой выхода амортиза­тора по изменению зазоров между щитками стойки и колеса в убранном положении шасси, а также по умень­шению зазоров между покрышкой колеса и элементами планера в убранном положении стойки. Устраняется не­исправность заменой стойки;

неправильная установка угольника подвода возду­ха к тормозу при монтаже колеса. Определяется по не­соответствию положения угольника нанесенным крас­ным меткам на колесе. При неправильной установке угольника при уборке стойки он упирается в стрингер центроплана и препятствует тем самым полной уборке стойки. Устраняется неисправность подрегулировкой по­ложения угольника.

Источник