Ндс при ремонте судна



Ндс при ремонте судна

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2020 г. N 03-07-07/8117 О применении НДС при реализации услуг по обслуживанию судов в морском порту

Вопрос: ПАО на основании договоров, заключенных с судовладельцами (агентами судовладельцев) осуществляет в порту обслуживание судов портового флота (буксиров, плавбункеровщиков, пожарных судов и т.п.) и оказывает в отношении таких судов следующие услуги:

— снятие с судов мусора;

— снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод;

Перечисленные суда портового флота осуществляют свою деятельность исключительно на акватории порта и относятся к морским судам и судам внутреннего плавания.

Положениями подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что услуги по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания в период их стоянки в портах освобождаются от налогообложения НДС.

В связи с тем, что понятие "период стоянки в портах" положениями Налогового Кодекса не определено, ПАО в соответствии подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового Кодекса РФ просит направить письменные разъяснения:

применяется ли к перечисленным выше услугам, оказываемым в порту по обслуживанию судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, освобождение от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при реализации услуг по обслуживанию судов в морском порту Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС реализация на территории Российской Федерации услуг (включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов.

По мнению Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России, изложенному в письме от 5 февраля 2020 г. N Д5/2480-ИС, к обслуживанию судна в морском порту относятся выполнение работ и услуг, связанных с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу (бункеровка, водоснабжение, навигационное обеспечение, материально-техническое и продовольственное снабжение, снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод, снятие с судов мусора).

Таким образом, в отношении выполнения работ и услуг, связанных с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу (бункеровка, водоснабжение, навигационное обеспечение, материально-техническое и продовольственное снабжение, снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод, снятие с судов мусора), могут применяться положения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Кодекса об освобождении данных операций от налогообложения НДС.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

От НДС могут освобождаться работы и услуги, связанные с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу:

Источник

НДС при ремонте военных судов (Давыдова О.В.)

В соответствии с пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ обложению НДС не подлежит реализация на территории РФ работ (услуг) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река — море) плавания в период стоянки в портах (всех видов портовых сборов, услуг судов портового флота). При этом в Налоговом кодексе уточнено, что к услугам также относятся услуги по ремонту судов. Может ли ремонтный завод воспользоваться данной льготой при оказании услуг по ремонту военных судов?

Разбираемся с терминологией

Ключевым моментом, при соблюдении которого налогоплательщик может воспользоваться льготой по НДС, является факт выполнения (оказания) работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию судов во время стоянки судна в порту. Другими словами, льгота применяется при условии оказания услуг по ремонту в пределах территории порта и во время стоянки судна.
Разберемся, что следует понимать под стоянкой в порту. Поскольку в Налоговом кодексе понятия стоянки и порта не приведены, следует использовать их в том значении, в котором они применяются в других отраслях законодательства. Так, чиновники и судьи считают возможным ориентироваться на понятие морского порта, представленного в Кодексе торгового мореплавания, который регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Правила этого Кодекса как раз распространяются на те виды судов, о которых идет речь в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ (морские суда, суда внутреннего и смешанного (река — море) плавания).
Под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры <1>, расположенных на специально отведенной территории и акватории, которые предназначены:
— для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания;
— для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота;
— для обслуживания пассажиров;
— для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки;
— для оказания иных обычно оказываемых в морском порту услуг и взаимодействия с другими видами транспорта. Так, к иным услугам отнесены услуги по организации перегрузки грузов с судна на судно.
———————————
<1> Что следует понимать под объектами инфраструктуры морского порта, указано в Федеральном законе от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Стоянка судов в морских портах — строго регламентированная процедура, прописанная в Общих правилах плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных Приказом Минтранса России от 20.08.2009 N 140. Например, стоянка судов у причальных устройств (причалов) осуществляется в соответствии с графиком расстановки судов в морском порту, утверждаемым капитаном морского порта (п. 92 указанных Правил). Длительная стоянка судов в морском порту сверх времени, необходимого для осуществления погрузо-разгрузочных операций или оказания судну услуг по его обслуживанию, осуществляется с разрешения капитана морского порта на длительную стоянку судна в морском порту на основании заявки судовладельца или капитана судна.
На этом этапе поисков становится актуальным понятие «обслуживание судов». В приведенных документах оно отсутствует. Если заглянуть в Положение о технической эксплуатации судов рыбной промышленности, утвержденное Приказом Госкомрыболовства России от 05.05.1999 N 107, можно узнать, что техническое обслуживание судов, а также ремонт судов — это функциональные элементы технической эксплуатации судов. Техническое обслуживание судов включает в себя комплекс работ по поддержанию судов в исправном техническом состоянии, осуществляемый судовым экипажем, базами технического обслуживания судовладельца (БТО, СРЗ, мастерскими), а также судоремонтными предприятиями (СРП). Под ремонтом судов понимается комплекс работ по восстановлению уровня работоспособности судов, обеспечивающего возможность их эксплуатации в межремонтные периоды, выполняемый СРП различных отраслей и форм собственности. Аналогичные «выкладки» приведены в РД 31.20.01-97 «Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство», утвержденном Распоряжением Минтранса России 08.04.1997 N МФ-34/672. Здесь указано, что техническим обслуживанием морских судов являются поддержание в эксплуатации судна, судовых технических средств, корпусных конструкций и систем (СТСиК) в исправном техническом состоянии и соблюдение установленных технико-эксплуатационных показателей, ремонтом — восстановление исправного технического состояния судна, СТСиК и установленных технико-эксплуатационных показателей. Таким образом, обслуживание судов и их ремонт — это разные составляющие технической эксплуатации судов.
Кстати, в ОК 034-2007 (КПЕС 2002) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» <2> к услугам по обслуживанию морских судов и судов внутреннего водного транспорта в период стоянки в портах отнесены агентское, снабженческое (шипчандлерское), обследовательское (сюрвейерское) обслуживание (коды ОКПО 63.22.16.111, 63.22.16.112).
———————————
<2> Принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.

Читайте также:  Стартеры и генераторы ремонт шефская

Получается, что целью стоянки судна в порту может быть обслуживание судна, но не его ремонт. В связи с этим считаем вполне логичными утверждения Минфина России о том, что льготу по НДС можно применять при оказании услуг на территориях портов по ремонту судов, входящих в порты не специально для ремонта, а в целях обслуживания судов, перевозки пассажиров, осуществления операций с грузами (Письмо от 30.12.2009 N 03-07-11/338). Представленные выкладки позволяют понять и утверждение Президиума ВАС РФ о том, что ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах (Постановление от 25.09.2007 N 4566/07). То же самое касается целевого планового ремонта находящегося в порту судна (Постановление от 01.09.2009 N 4050/09). Прибытие судна в порт непосредственно для ремонта является основанием для отказа в применении льготы (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А51-10265/2012, оставленное без изменения Постановлением ФАС ДВО от 20.06.2013 N Ф03-2294/2013).

Вывод. Льгота по НДС не может применяться, если:
— ремонт являлся плановым (судно заходит в порт для ремонта, ремонт является заранее запланированным и не носит характера непредвиденных работ);
— ремонт осуществлен в специализированных условиях (в доках, на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов);
— на время ремонта судно выведено из эксплуатации.

Ремонт военных судов

Приведенная интерпретация пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ основана на понятиях, приведенных в законах и правилах, регулирующих деятельность в морских портах судов торгового и рыбного флота. Что касается военных кораблей РФ, Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» предусмотрен их заход в военно-морскую базу или пункт базирования военных кораблей. Если военно-морская база или пункт базирования военных кораблей имеет смежную с морским портом акваторию, порядок захода в морской порт и выхода из морского порта всех судов устанавливается старшим морским начальником по согласованию с капитаном морского порта, должностным лицом по пограничной службе и должностным лицом таможенного органа.
В связи с этим для решения вопроса о том, можно ли применять льготу по НДС, в первую очередь необходимо выяснить, в каком месте находился корабль во время ремонта. Если окажется, что это военно-морская база или пункт базирования военных кораблей, то ни о каком освобождении речи быть не может. Подтверждает это и арбитражная практика.
Именно с такими обстоятельствами столкнулся Арбитражный суд Приморского края в деле N А51-7023/2013. Оказалось, что во время проведения ремонта военные корабли находились не на стоянке в морских портах, а в пункте своего постоянного базирования — на территории соответствующих войсковых частей. Получается, что во время проведения ремонтных работ корабли не находились на стоянке в порту в значении, определенном соответствующим законодательством, а возвращались на территорию своей воинской части в место постоянного базирования, то есть не соблюдалось основополагающее условие для применения льготы по НДС — нахождение судна во время ремонта на стоянке в порту. Кроме того, ремонт носил целевой и плановый характер. В итоге судом был сделан вывод: ремонтный завод является специализированным участником рынка, а ремонт, производимый им на военных кораблях, не может приравниваться к ремонту, освобождаемому от уплаты НДС (Решение от 05.06.2013, оставленное без изменения Постановлениями Пятого арбитражного суда апелляционной инстанции от 02.09.2013 по тому же делу и ФАС ДВО от 26.12.2013 N Ф03-6174/2013).
К таким же выводам Пятый арбитражный апелляционный суд пришел в деле N А51-12764/2012: положения пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ о льготном обложении НДС ремонтных работ в отношении судов во время их стоянки в порту относятся только к судам торгового и рыбного флота в период их стоянки в порту у причальной стенки в пределах времени, установленного графиком стоянки для погрузо-разгрузочных операций или обслуживания судна (в том числе краткосрочного ремонта), но не относятся к военным кораблям, находящимся в месте своего постоянного базирования (Постановление от 17.12.2012, оставленное в данной части без изменения Постановлением ФАС ДВО от 20.03.2013 N Ф03-665/2013). ВАС согласился с тем, что ремонтным заводом не было соблюдено одно из условий для применения льготы — нахождение судна во время ремонта на стоянке в порту, поэтому указанное дело не было передано в Президиум ВАС РФ (Определение от 10.07.2013 N ВАС-8627/13). Точно такая же судьба постигла дело N А51-14519/2012, которое рассмотрено теми же судами (Постановление апелляционной инстанции датировано тоже 17.12.2012, оно оставлено без изменения Постановлением ФАС ДВО от 27.03.2013 N Ф03-647/2013). В передаче данного дела в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 25.07.2013 N ВАС-9055/13.
Обратим внимание на еще одно дело — дело N А51-19943/2011 Амурского суда Приморского края, по которому было принято Решение от 20.02.2013. Судом были учтены специфика военных судов, плановость проведения ремонта, цель захода военных судов в порт. В итоге был сделан вывод о том, что произведенные обществом ремонтные работы не относятся к работам, осуществляемым с целью устранения возникших неполадок, производимым на судне в период его захода в порт с целью загрузки, выгрузки, заправки или еще каких-либо работ по обслуживанию судов, выполнение которых освобождается от обложения НДС.

Вывод. Осуществление ремонта военных судов во время их нахождения в пунктах постоянного базирования военных кораблей РФ, расположенных на территории морского порта, не может быть приравнено к оказанию услуг по ремонту судов в период их стоянки в портах. Поэтому льгота по НДС не применяется.

Льгота по НДС при ремонте судов может быть применена только в том случае, если ремонт осуществлен во время стоянки судна в порту. Это означает, что целью захода судна в порт не должен являться непосредственно ремонт. В отношении военных кораблей ситуация усложняется тем, что осуществление ремонта судов во время их нахождения в пунктах базирования или на военно-морской базе вообще не может рассматриваться как стоянка судна в порту в том значении, которое используется для целей налогообложения. Следовательно, в данном случае освобождение от НДС операций по оказанию услуг ремонта невозможно.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник

Минфин разослал письмо по вопросу освобождение от НДС работ по ремонту морских судов, выполняемых судоремонтными заводами

Вопрос: О невозможности внесения изменений в НК РФ, предусматривающих освобождение от НДС работ по ремонту морских судов, выполняемых судоремонтными заводами, независимо от вида ремонта и назначения судов.

Читайте также:  Ремонт часов ижевск устиновский район

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел предложение о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих освобождение от налога на добавленную стоимость работ по ремонту морских судов, выполняемых судоремонтными заводами, независимо от вида ремонта и назначения судов, и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 23 п. 2 ст. 149 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах.

Таким образом, указанной нормой установлено, что освобождение от налогообложения предоставляется при соблюдении двух условий: услуги по ремонту должны оказываться в пределах территории порта и во время стоянки судна.

Согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии со ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации порт — это комплекс сооружений, предназначенных для обслуживания судов и пассажиров, а также осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в порту.

Поэтому вышеуказанное освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость должно применяться при оказании услуг на территориях портов по ремонту судов, входящих в порты не специально для ремонта, а в целях торгового мореплавания, перевозки пассажиров, осуществления операций с грузами и т.п.

Указанная позиция подтверждена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.09.2007 N 4566/07.

Принятие положительного решения по вопросу о внесении изменений в Кодекс , предусматривающих освобождение от налога на добавленную стоимость работ по ремонту морских судов, выполняемых судоремонтными заводами, независимо от вида ремонта и назначения судов, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении работ по ремонту воздушных судов и других транспортных средств, что в конечном итоге приведет к потерям доходов федерального бюджета.

В связи с этим, а также принимая во внимание, что одним из основных направлений налоговой политики является создание равного режима налогообложения для всех субъектов экономической деятельности, вышеуказанное предложение не поддерживается.

Одновременно необходимо отметить, что с 1 января 2008 г. согласно ст. 1 Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории Российской Федерации могут создаваться портовые особые экономические зоны, резиденты которых вправе осуществлять ремонт, техническое обслуживание, модернизацию морских и речных судов. При этом ст. 3 данного Закона предусмотрено, что проведение резидентами таких работ (оказание услуг) освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН

Источник

Но федеральный бюджет потеряет миллиарды

Минпромторг дорабатывает законопроект, вводящий нулевой НДС для всех видов судоремонта. Сейчас такую льготу имеют лишь мелкие предприятия, ведущие техническое обслуживание и незначительный ремонт судов в портах. А судоремонтные верфи оказались в кризисном положении и потеряли конкурентоспособность. Эксперты отмечают, что обнуление НДС — давно назревший вопрос и необходимый элемент господдержки отрасли. Но, по данным “Ъ”, против выступил Минфин, который считает, что выпадающие доходы федерального бюджета не будут компенсированы и возникнет прецедент для других налогоплательщиков.

Минпромторг дорабатывает законопроект, обнуляющий НДС на все виды судоремонта с привлечением «Центра технологии судостроения и судоремонта», ФГУП «Крыловский государственный научный центр» и других институтов развития отрасли и судоремонтных организаций, сообщили “Ъ” в министерстве. Новая версия будет повторно направлена на согласование и по итогам внесена в правительство.

Он предполагает внесение изменений в Налоговый кодекс для исключения неоднозначной трактовки действующей редакции в отношении освобождения от НДС услуг по ремонту, модернизации, реконструкции и техническому обслуживанию судов, которая, по мнению Минпромторга, привела к кризису судоремонтных предприятий.

Как отмечается в пояснительной записке, действовавшая до 2002 года редакция НК РФ позволяла без обложения НДС проводить разные виды ремонта судов под российским флагом в РФ. Потом президиум Высшего арбитражного суда постановил, что нахождение предприятия на территории порта не может быть безусловным основанием для получения нулевого НДС, а ремонт судна в доках и судоверфях не равнозначен ремонту по обслуживанию судов во время стоянки в портах. В связи с этим с операций по заводскому обслуживанию и плановому ремонту предприятие обязано платить НДС.

В результате, объясняется в документе, льгота стала применяться только при техобслуживании и незначительном ремонте судов в порту. Эти работы по демпинговым ценам выполняют мелкие фирмы, не несущие соцобязательства и нагрузку по содержанию основных фондов. Верфям массово доначислили НДС за прошлые периоды: более 2,3 млрд руб. за 2005–2007 годы. Отечественные верфи потеряли конкурентоспособность, российский флот, задействованный в международном судоходстве, предпочел зарубежные верфи.

Выпадающие доходы бюджета от НДС на конец 2021 года превысят 4,4 млрд руб., 2024-го — более 6,3 млрд руб., но будут компенсированы за счет роста привлекательности отрасли, поступлений от налога на прибыль, НДФЛ и страховых взносов.

Почему добывающие компании были обеспокоены ужесточением правил ремонта судов

По данным “Ъ”, законопроект согласовал Минсельхоз без замечаний. Минтранс счел необходимым его доработать по ряду формулировок. Минфин, по его отзыву от 10 июля (есть у “Ъ”), не поддержал предложения Минпромторга, полагая, что возмещение НДС будет являться субсидированием налогоплательщиков, осуществляющих такие операции. Поступления от НДС, налога на прибыль, НДФЛ и страховых взносов зачисляются в бюджеты разных уровней, напоминают в Минфине, добавляя, что ожидаемый прирост не компенсирует выпадающие доходы федерального бюджета. Кроме того, принятие закона создаст прецедент для других налогоплательщиков, занимающихся ремонтом прочей техники, в том числе авиа- и автотранспорта. В Минпромторге “Ъ” пояснили, что замечания Минфина будут оформлены в таблице разногласий. В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) “Ъ” сообщили, что обнуление НДС позволит при сохранении бюджетных лимитов заказчиков провести больший объем работ по ремонту и модернизации флота. В других компаниях тему не комментировали.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что установление нулевой ставки НДС для всех видов ремонта судов — давно назревший вопрос. Но этого решения может быть недостаточно для развития судоремонтной отрасли, полагает эксперт: сейчас стоимость ремонтных работ на российских верфях как минимум в 1,5 раза выше, чем, например, в Китае. Без дополнительной поддержки доля российских компаний на рынке ремонта работающего в РФ коммерческого флота не превысит 20%, уверен эксперт.

Источник

НДС как проблема судоремонтной отрасли

На фото Алексей Борисов, юрист Юридической компании «Юков, Хренов и Партнеры»

На заседании Президиума ВАС РФ 1 сентября 2009 года было рассмотрено дело по применению льготы по НДС в виде освобождения от налогообложения судоремонтными заводами услуг по ремонту, оказываемых в порту.

По результатам рассмотрения дела судом были отменены судебные акты апелляционной и кассационной инстанции, а решение суда первой инстанции оставлено без изменений. Президиум посчитал применение льготы по НДС Дальневосточным заводом «Звезда» необоснованным.Ранее по схожему делу Президиум ВАС РФ уже принимал Постановление, также не в пользу судоремонтного завода.

Позиция Президиума ВАС РФ, по сути, сводилась к следующим моментам: «Не может толковаться как проведение работ по обслуживанию судна ремонт судна, пребывшего на предприятие с целью осуществления ремонта в специализированных доках и на судоверфях, с выводом его из эксплуатации».

Читайте также:  Опель зафира ремонт все выпуски

Такой вывод ВАС РФ сделал, исходя из толкования понятия стоянки судна и обслуживания в порту. По мнению Президиума, только ремонтные работы, проводимые во время нахождения судна в акватории порта при условии, что судно вошло в порт не с целью ремонта (не выведено из эксплуатации), освобождаются от налогообложения НДС в силу пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Но только при одном взгляде на данную норму, неоднозначность толкования становится видна. Так, согласно диспозиции нормы освобождаются от налогообложения НДС услуги, включая ремонтные, по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах. Если исходить из буквального толкования нормы, то льготированию подлежат любые услуги по ремонту при соблюдении следующих условий:

· услуга оказана в границах порта;

· в период проведения работ судно не выводилось из эксплуатации.

Что касается границ порта, то здесь все ясно: согласно ФЗ «О морских портах в РФ», пределами границ порта является его акватория и территория. При этом сами по себе специализированные судоверфи и доки судоремонтных заводов, являясь объектами инфраструктуры порта, входят в его границы — территория порта. В соответствии со словарем морских терминов временем стоянки судна в порту следует считать временной интервал между входом и выходом судна из порта. При таких обстоятельствах, можно смело утверждать, что законодатель, ограничивая круг субъектов имеющих право на применение льготы по НДС, исключил из их числа лиц, оказывающих услуги вне портов.

Намного сложнее обстоит ситуация с толкованием термина обслуживание в период стоянки. К примеру, если следовать прямой логике, то, исходя из системного толкования ст.ст. 11, 149 НК РФ под обслуживанием для целей налогообложения понимаются в том числе и ремонтные работы. Какие-либо ограничения по виду ремонтных работ в норме отсутствуют. Следовательно, можно сделать вывод о том, что льготированию подлежат любые услуги по ремонту при условии, что они были оказаны в границах порта. На аналогичную мысль наталкивает и предыдущая редакция данной нормы, согласно которой освобождались от налогообложения НДС ремонтные работы вне зависимости от места оказания услуги. При внесении изменений в данную норму, исходя из пояснительной записки к проекту ФЗ, которым такие изменения были внесены, следует, что законодатель, принимая норму в новой редакции, хотел исключительно ограничить круг лиц, применяющих льготу, по территориальному признаку – в порту или не в порту. Никакой речи о видах работ никогда не шло. До Постановлений Президиума ВАС РФ по данному вопросу судебная практика шла по однозначному пути – судоремонтные заводы имеют право на применение льготы вне зависимости от вида работ при условии, что такие работы оказаны в границах порта. Аналогичной позиции придерживается Минфин, а также ФНС РФ.

Несмотря на это, Президиум ВАС посчитал, что законодатель связал применение льготы помимо места оказания услуги, также и с характером ремонтных работ, приравняв ремонтные работы к обслуживанию. По мнению Президиума ВАС РФ, ремонт на судоремонтных заводах, а точнее в их доках (судоверфях), не равнозначен ремонту, сравнимому с обслуживанием. К таким работам относятся работы, осуществляемые у причальной стенки, т.е. в акватории порта, при условии, что судно зашло в порт не с целью ремонта.

Подобная логика Президиума не может иметь однозначной оценки. По моему мнению, Президиум ВАС РФ, делая такой вывод, не учел ряда моментов, ставящих заводы на грань банкротства, оставив без возможности применения льготы.

Так, судом не принято во внимание, что предоставление льготы является исключительной санкцией государства. Только законодатель решает, кому дать льготу, а кому нет. Основной целью любой льготы является стимулирование. В данном случае, целью льготы являлось стимулирование деятельности судоремонтных заводов, обеспечивающее возможность конкурирования с иностранными заводами, оказывающими аналогичные услуги. На практике же правовая позиция Президиума исключила возможность применения льготы заводами в части всех услуг заводов (исключая малую толику). И это при том, что 70% услуг, которые оказывают заводы, приходится на гособоронзаказы. Контракты по госооборонзаказам заключаются государством с заводами без НДС, принимая во внимание предоставленную льготу.

После принятия первого Постановления Президиумом по данному вопросу (2007 год) судоремонтным заводам в результате пересчета налоговой базы по НДС было доначислено более 1 млрд. руб., что является колоссальной суммой для заводов и так находящихся далеко не в лучшем состоянии. До настоящего времени с момента принятия первого Постановления большинство заводов в принципе отказались от применения льготы, по большому счету, выведя из оборота 18% (налог с оборотов, постоянно находящийся в бюджете).

Я считаю, что действительно, исходя из понятия обслуживания, даже принимая во внимание тот факт, что с точки зрения НДС ремонтные работы равнозначны обслуживанию, характер работ играет роль при применении льготы. Думаю, что критерием, разграничивающим ремонтные работы равнозначные обслуживанию от иных ремонтных работ, выступает факт вывода судна из эксплуатации.

На такой вывод наталкивает, по большому счету, цель захода судна в порт, т.к. судно, находясь в порту и являясь транспортным средством, в период стоянки в порту в принципе по назначению не используется. Фактологическое значения при толковании понятия обслуживания с точки зрения ремонта имеет фактическая возможность судна к эксплуатации. Любые ремонтные работы при условии, что судно находится в состоянии, пригодном для эксплуатации, является обслуживанием судна. Также как и разгрузка (погрузка) судна в порту, являясь целью захода в порт, проведение ремонтных работ также является обслуживанием. К примеру, целью захода судна в порт зачастую является необходимость прохождения классификационного освидетельствования. Учитывая систематические износы и поломки частей судна в период его эксплуатации, прохождение классификационного освидетельствования всегда связано с проведением ремонтных работ. Такие работы равнозначны техническому обслуживанию по аналогии с ТО для автотранспортных средств. Ни у кого ведь не вызывает сомнения, что ремонтные работы, проводимые в ходе ТО, являются техническим обслуживанием.

Почему-то, по мнению Президиума ВАС РФ, ремонтные работы судна, проводимые при прохождении классификационного обслуживания, не равнозначны обслуживанию судна в порту. Это при том при всем, что военные суда в ходе проведения подобных ремонтных работ находятся на боевом дежурстве в соответствующей степени боевой готовности. А ведь именно такие ремонтные работы рассматривались судом на заседании 1 сентября 2009 года.

Подобное толкование нормы не отвечает целям законодателя, смыслу нормы, а также существующей экономической обстановке в стране в условиях кризиса, когда все действия государства должны быть направлены на поддержание государственных предприятий, каковыми и являются все судоремонтные заводы нашей страны.

Если брать во внимание европейские страны, то в подавляющем большинстве из них НДС не облагаются (либо ставка 0%) любые ремонтные работы вне зависимости от их вида при условии, что они оказаны в границах порта. В ряде стран существует ограничение лишь по длине судна – льгота не предоставляется при проведении ремонтных работ на малогабаритных судах.

Подобная хладнокровность суда к ситуации в судостроительной отрасли при толковании нормы, как мы видим достаточно не однозначном, вызывает только удивление, а ведь это отрасль с оборотами в 150 млрд. руб., обеспечивающая многие тысячи рабочих мест.

Последней надеждой заводов на благоприятный исход этой ситуации является Конституционный суд. Может быть, его члены прислушаются к мнению отрасли.

Источник