Накладные при капитальном ремонте



Утверждена новая методика по разработке и применению нормативов накладных расходов

Новая Методика по накладным расходам

25 Марта зарегистрирована в Минюсте «Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства», утвержденная Приказом Минстроя России от 21.12.2020г. №812/пр.

Новая Методика объединяет ранее выпущенные МДС81-33.2004 и МДС81-34.2004, т.е. сейчас в одном документе представлены нормы накладных расходов как для территории РФ, не относящейся к районам Крайнего Севера, так и для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним.

Принцип применения нормативов накладных расходов не изменился. Накладные расходы по-прежнему рассчитываются как произведение норматива и суммы средств на оплату труда основных рабочих и машинистов.

Для большинства строительных работ нормативы накладных расходов стали ниже, в среднем на 4-6%. Часть нормативов снизилась на 10%, это конструкции из кирпича и блоков, деревянные конструкции, полы, кровли, наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопроводы, автомобильные дороги. Нормативы на ремонтно-строительные работы наоборот стали выше, в среднем на 10-12%. Нормативы накладных расходов на монтаж оборудования теперь представлены отдельно для каждой отрасли промышленности и для разных видов оборудования. Норматив на пусконаладочные работы увеличился на 14%.

В новой Методике отсутствуют укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства. Также отсутствуют указания о применении нормативов сметной прибыли с понижающим коэффициентом для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения.

Понижающий коэффициент 0,9 к нормативам накладных расходов применяется в случае отсутствия ГЭСНр при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту, аналогичных технологическим процессам, выполняемым при новом строительстве, с использованием ГЭСН, к которым применяются повышающие коэффициенты, учитывающие увеличение затрат на оплату труда. Данный коэффициент не применяется для капитального ремонта сетей инженерно-технического обеспечения, реконструкции и капитальному ремонту дорог и инженерных сооружений, а также при капитальном ремонте объектов производственного назначения.

В Методике также прописаны коэффициенты, применяемые для некоторых видов работ при определении сметной стоимости строительства объектов, относящихся к особо опасным и технически сложным: в размере 1,03 (за исключением объектов атомных электростанций), 1,09 для объектов атомных электростанций.

В новой Методике теперь не представлена информация о постатейной структуре накладных расходов по элементам прямых затрат, а также о среднеотраслевой структуре накладных расходов по статьям затрат.

В федеральный реестр сметных нормативов новая методика еще не включена, пока действует МДС81-33.2004.

Источник

4. Применение нормативов накладных расходов при составлении сметной документации на строительство объектов и расчетах за выполненные работы

Рисунок 32768

, (1)

Рисунок 32769

, (2)

Рисунок 32770

, (3)

Рисунок 32771

— укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства, приведенный в приложении 3 (в процентах);

Рисунок 32772

— индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации (в процентах);

Рисунок 32773

— норматив накладных расходов по i-тому виду строительных, монтажных и ремонтных работ, приведенных в приложениях 4 и 5 (в процентах).

Рисунок 32774

, (4)

Рисунок 32775

, (5)

Рисунок 32776

, (6)
где Рисунок 32777и Рисунок 32778— суммарная по объекту сметная величина оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен на 01.01.2000, в руб.;

Рисунок 32779

— индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню сметной оплаты труда рабочих, учтенной сметными нормами и ценами с 2001 г.;
Рисунок 32780и Рисунок 32781— суммарные по i-тому виду работ сметные величины оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных цен на 01.01.2000, в руб.;

Источник

Особенности составления смет на ремонтно-строительные работы.

Заказать Турбо сметчик

В связи с этим, при использовании в сметной документации на ремонт расценок других сборников (строительных, монтажных), нормы данных расценок должны быть скорректированы (см. таблицу ниже).

Применение поправочных коэффициентов 1,15 (к нормам ЗТ и ЗП) и 1,25 (к ЭМ) при определении стоимости ремонтно-строительных работ по расценкам других сборников *

Строительные
расценки
Монтажные расценки Пусконала-
дочные
Демонтаж
эксплуатируемое
здание
выборочный
кап. ремонт
ФЕР 2001
ТЕР 2001
+
МТСН 81-98
ТСН-2001
+ + +

В ТЕРр учтены нормальные условия производства работ при ремонте зданий, освобожденных от проживающих, мебели, оборудования и других предметов, наличие достаточных приобъектных площадок, средний уровень строительной техники и интенсивности труда рабочих соответствующей квалификации.

При производстве работ: в эксплуатируемых зданиях и сооружениях; вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением; на территории действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций и стесненные условия для складирования материалов; в других, усложняющих проведение ремонтно-строительных работ, условиях — к затратам труда рабочих-строителей, затратам труда машинистов, времени использования строительных машин применяются поправочные коэффициенты, приведенные в Общих Указаниях по применению ТЕРр-2001.

Применение норм НР и СП при ремонте

При использовании нормативов накладных расходов на строительные работы для определения стоимости капитального ремонта жилых и общественных зданий к нормативам применяют понижающий коэффициент 0,9. Данный коэффициент применяется также к норме НР на монтаж оборудования при определении стоимости капитального ремонта и модернизации лифтов по сборникам ГЭСНм (ФЕРм) — 2001 — 41.

Указанный коэффициент не применяется:

  • при капитальном ремонте производственных зданий и сооружений;
  • при выполнении монтажных и пусконаладочных работ в ремонтируемых зданиях и сооружениях;
  • при реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения (см. письмо Федерального агентства по строительству и ЖКХ от 23.11.2004г. №6-823);
  • при капитальном ремонте наружных инженерных сетей (за исключением внутриплощадочных инженерных сетей объектов, к которым относятся сетевые вводы тепло-, водо-, газоснабжения и выпуски канализации до точек подключения к наружным сетям);
  • при капитальном ремонте улиц и дорог общегородского, районного и местного значения (за исключением объектов благоустройства и проездов к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам застройки внутри кварталов и территорий предприятий);
  • при капитальном ремонте мостов и путепроводов.

При определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием сборников ТЕР-2001 (ФЕР-2001) (за исключением сборника №46) нормативы СП следует применять с коэффициентом 0,85.

Указанный коэффициент не применяется:

  • при капитальном ремонте производственных зданий;
  • при выполнении монтажных и пусконаладочных работ в ремонтируемых зданиях и сооружениях;
  • при капитальном ремонте наружных инженерных сетей (за исключением внутриплощадочных инженерных сетей объектов, к которым относятся сетевые вводы тепло-, водо-, газоснабжения и выпуски канализации до точек подключения к наружным сетям);
  • при капитальном ремонте улиц и дорог общегородского, районного и местного значения (за исключением объектов благоустройства и проездов к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам застройки внутри кварталов и территорий предприятий);
  • при капитальном ремонте мостов и путепроводов;
  • при демонтаже отдельных элементов (конструкций) зданий и сооружений.

Для организаций, имеющих упрощенную систему налогообложения, нормативы НР применяются с коэффициентом 0,7, СП — с коэффициентом 0,9 (см. Письмо № НЗ-6292/10 «О порядке применения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения»).

Демонтаж при ремонтно-строительных работах.

В случае отсутствия в ремонтных сборниках и сборнике № 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений» необходимых расценок на разборку конструкций , затраты на данные работы следует учитывать по соответствующим единичным расценкам на монтаж (устройство) конструкций с применением к ним коэффициентов демонтажа, приводимых в МДС 81-38.2004 п.3.3.1.

Читайте также:  Ремонт компьютеров железногорск курская область

В случаях, когда в сборниках на ремонтные и строительные работы не предусмотрены единичные расценки на монтаж (устройство) конструкций, подлежащих согласно проекту демонтажу (разборке), затраты на демонтаж могут включаться в сметную документацию поиндивидуальным единичным расценкам, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с порядком, установленным Госстроем России.

Работы по смене конструкций, не предусмотренные ремонтными сборниками, но встречающиеся при ремонте зданий и сооружений, следует определять как разборку конструкций по сборнику на строительные работы № 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений», а устройство их вновь — по соответствующим расценкам сборников на строительные работы.

При составлении локальных смет расчет стоимости демонтажа (разборки) конструкций с начислением установленных норм накладных расходов и сметной прибыли необходимо производить отдельно от расчета других работ по смете в самостоятельном разделе.

Учет материалов, получаемых от разборки конструкций зданий и сооружений.

В результате разборки образуются:

  • материалы и конструкции, пригодные к повторному применению (возвратные материалы)
  • вторичное сырье (металлолом, дрова, кирпичный щебень)
  • строительный мусор

При решении вопросов об отражении в смете доходов и затрат, связанных с использованием возвратных материалов, следует руководствоваться следующими положениями:

  1. возвратные материалы являются собственностью заказчика;
  2. стоимость возвратных материалов подлежит исключению из суммы оплаты при расчетах за выполненные работы;
  3. условия передачи и взаиморасчетов за возвратные материалы определяются заказчиком и подрядчиком при заключении договора подряда. При этом возможны три случая:
  • устанавливается ответственность подрядчика за сохранность материалов при разборке и доставке на склад заказчика (элементы декора, ценных интерьеров и т.д.). Затраты подрядчика заказчик оплачивает по договорным ценам.
  • предусматривается передача возвратных материалов подрядчику для дальнейшего их использования в работах. Стоимость возвратных материалов определяется и исключается при оплате выполненных работ;
  • не оговаривается порядок использования возвратных материалов. Они рассматриваются как строительный мусор, удаление которого с площадки заказчик обязан согласовать с соответствующими органами (определить место складирования) и оплатить затраты подрядчика по погрузке и вывозу строительного мусора.

МДС 81-38.2004: « количество пригодных для применения возвратных материалов, а также конкретная масса негодных материалов и строительного мусора, подлежащих вывозу на свалку, определяются на основании двусторонних актов обследования и осмотра их в натуре».

Возвратные суммы (определяющие стоимость материалов и изделий, пригодных для повторного применения) справочно приводятся за итогом локальных смет на разборку зданий и сооружений. Эти суммы не исключаются из итога сметы и показываются отдельной строкой под названием «В том числе возвратные суммы». Определяются на основе приводимых также за итогом сметы номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость их определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению материалов в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.

Стоимость материалов, получаемых в порядке попутной добычи (камень, щебень, песок, лес и др.), при наличии возможности их реализации рекомендуется учитывать по сложившимся в регионе ценам.

Ремонтными расценками не учтены затраты по погрузке и вывозке строительного мусора и материалов негодных для дальнейшего применения. Эти затраты должны определяться и включаться в смету, исходя из действующих тарифов на перевозки грузов для строительства, массы мусора в тоннах и расстояний отвозки его от строительной площадки до места свалки.

В некоторых расценках на ремонтно-строительные работы приводятся ориентировочные натуральные показатели (масса) выхода строительного мусора. В прочих случаях масса строительного мусора может приниматься усредненной по нормам, приводимым в МДС 38, ОУ к сборникам ТЕРр и главе № 6 МТСН 81-98 «Ремонтно-строительные работы»:

  • при разборке бетонных конструкций — 2400 кг/м 3 ;
  • при разборке железобетонных конструкций -2500 кг/м 3 ;
  • при разборке конструкций из кирпича, камня, отбивке штукатурки и облицовочной плитки -1800 кг/м 3 ;
  • при разборке конструкций деревянных и каркасно-засыпных — 600 кг/м 3 ;
  • при выполнении прочих работ по разборке (кроме работ по разборке металлоконструкции и инженерно-технологического оборудования) -1200кг/м 3 .

Масса разбираемых металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования должна приниматься по проектным данным. (МДС-38)

Применение норм Зимних удорожаний при ремонтно-строительных работах.

В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 28.07.05 г. №6-605(104), размер дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время на объектах жилищно-гражданского и коммунального назначе­ния надлежит определять по сборнику сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81 -05-02-2001, на остальных объектах — по нормам таблицы 4 раздела 1 Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтаж­ных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2001 с применением коэффициента 0,8. При этом следует иметь в виду, что нормы ГСНр 81-05-02-2001 и нормы Таблицы 4 раздела 1 ГСН 81-05-02-2001 разработаны среднегодовыми и при расчетах за выполненные работы применяются независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется выполнение ремонтных работ.

В случае, если договором на выполнение ремонтно-строительных работ предусмотрена оплата дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ, выполняемых только в зимнее время года, размеры коэффициентов, приведенных в сборнике ГСНр 81-05-02-2001 и в таблице 4 раздела сборника ГСН 81-05-02-2001 следует увеличивать на величину:

1 температурная зона — в 4,35 раза;

2 температурная зона — в 3,03 раза;

3 температурная зона — в 2,5 раза;

4 температурная зона — 2,22 раза;

5 температурная зона — в 1,92 раза;

6 температурная зона — в 1,67 раза;

7 и 8 температурная зоны — в 1,54 раза.

При выполнении ремонтно-строительных работ по отдельным видам работ и конструктивных элементов, отсутствующих в сборнике ГЭСНр 81-05-02-2001 следует пользоваться нормами дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, приведенных в разделе 2 сборника ГСН 81-05-02-2001 «Сметные нормы на конструкции и виды работ» с применением коэффициента 0,8. При этом следует иметь в виду, что нормы раздела 2 сборника ГСН 81-05-02-2001 «Сметные нормы на конструкции и виды работ» в своем составе не учитывают затрат на отопление зданий и сооружений в зимнее время года, в то время как нормы раздела 1 указанного сборника ГСН 81 -05-02-2001 «Сметные нормы по видам строительства» и нормы сборника дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81-05-02-2001 в своем составе учитывают эти затраты. Следовательно, при применении норм раздела 2 сборника ГСН 81-05-02-2001 необходимо дополнительно учи­тывать затраты на отопление здания при выполнении ремонтно-строительных работ и наоборот, при применении норм раздела 1 сборника ГСН 81-05-02-2001 либо норм сборника ГСНр 81 -05-02-2001, учитывающих в своем составе затра­ты на отопление зданий при производстве работ по ремонту и реконструкции в существующих зданиях, в случае, если затраты на отопление зданий несет заказчик, следует либо исключить затраты на отопление, учтенные нормами раздела 1 сборника ГСН 81 -05-02-2001 и нормами сборника ГСНр 81 -05-02-2001, либо подрядчик должен компенсировать заказчику его затраты на отопление по выставленным заказчиком счетам, что должно быть оговорено в договоре подряда на выполнение работ по ремонту или реконструкции существующих зданий. В случае если подрядчик выполняет работы по ремонту или реконс­трукции не во всем здании, а только в части его, — в отдельном крыле, на одном или нескольких этажах, в отдельных помещениях и т.д. оплата за отопление производится подрядчиком пропорционально объемам помещений, где подряд­чик производит ремонт или реконструкцию и объема здания в целом.

Читайте также:  Ремонт рено сандеро 2011 года

Состав сметной документации на капитальный (текущий) ремонт.

Комплект представляемой на экспертизу сметной документации на капитальный (теку­щий) ремонт зданий и сооружений составляет:

  • письмо заказчика на проведение экспертизы;
  • акт обследования объекта на капитальный ремонт;
  • ведомости дефектов на объем работ по капитальному ремонту объекта;
  • сметы на производство работ по капитальному ремонту объекта;
  • акт обследования объекта на капитальный ремонт составляется комиссией с указанием должностей и фамилий.

В Акте указываются: общие сведения по объекту (год постройки, серия, этажность, общая высота, площадь, протяженность и др.); подробное описание конструкций и технического со­стояния объекта (основания, фундаменты, стены, колонны, перекрытия, лестницы, балконы, кровли, фасады и др.); описание имеющихся деформаций и повреждений; выводы и предло­жения по проведению ремонта с перечислением работ; особые условия производства работ.

Ведомость дефектов, включающая в себя подробное описание работ и физические объемы работ, является основанием для составления смет.

* Данными коэффициентами учитывается специфика производства РСР: рассредоточенность объемов работ, ограниченные возможности применения высокопроизводительных средств механизации, повышенные затраты ручного труда, в т.ч. на транспортировку материалов внутри постройки.

О группе компаний

Группа компаний «АВИС медиа» один из старейших поставщиков сметных программ в России.

Группа компаний осуществляет продажу, внедрение и поддержку сметных программ, поставку необходимых сметно-нормативных баз.

Источник

Накладные при капитальном ремонте

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Дата введения 2004-01-12

РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (В.П.Шуппо, Г.П.Шпунт) с участием ГАСИС (И.Г.Цирунян).

РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России (В.А.Степанов, И.Ю.Носенко).

РАССМОТРЕНЫ и одобрены на заседании научно-технического Совета Госстроя России (протокол от 11 декабря 2003 N 01-НС-17/3).

ВНЕСЕНЫ НА УТВЕРЖДЕНИЕ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 12 января 2004 постановлением Госстроя России от 12 января 2004 N 6

ВЗАМЕН "Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве" МДС 81-4.99, введенных в действие постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 N 76.

ВНЕСЕНЫ Изменения и Дополнения, опубликованные в "Информационном Бюллетене о нормативной, методической и типовой проектной документации" N 8, 2004 год; Изменения, введенные письмом Росстроя от 08.02.2008 N ВБ-338/02

Изменения внесены изготовителем базы данных по тексту "Информационного Бюллетеня о нормативной, методической и типовой проектной документации" N 8, 2004 год; Нормирование в строительстве и ЖКХ, N 2, 2008 год

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции.

Положения, приведенные в Методических указаниях, рекомендуются для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.

Методические указания содержат основные сведения о системе норм накладных расходов, сложившейся в Российской Федерации в условиях рыночных отношений.

В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Налоговом кодексе Российской Федерации, Методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ, а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, приведенных в приложении 1.

Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.

Положения настоящего документа распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов:

— инвесторами (заказчиками-застройщиками) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;

— подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги и расчетах за выполненные работы;

— проектными организациями при разработке сметной документации.

1.2. Накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием.

1.3. Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые общественно-необходимые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.

1.4. Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса рекомендуется использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:

— укрупненные нормативы по основным видам строительства;

— нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;

— индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации.

1.5. Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от сметных затрат на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат.

Порядок определения размера сметных затрат на оплату труда рабочих приведен в приложениии 2.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ

2.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов накладных расходов осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования Госстроя России (далее — Управление ценообразования).

2.2. Разработка укрупненных нормативов по основным видам строительства и нормативов по видам строительных и монтажных работ производится организациями-разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.

Разработанные проекты нормативов накладных расходов рассматриваются Межведомственной комиссией (Рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.

С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.

Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.

2.3. Разработка индивидуальных норм для конкретных строительно-монтажных или ремонтно-строительных организаций осуществляется подрядными организациями (корпорациями, акционерными обществами, концернами, объединениями и др.) или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) на основе заключенных с подрядными организациями договоров на выполнение указанных работ.

Разработанные проекты индивидуальных норм накладных расходов передаются подрядчиком заказчику для рассмотрения и проведения соответствующей экспертизы.

На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм накладных расходов и передают заказчику для окончательного согласования.

3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ

3.1. Укрупненные нормативы по основным видам строительства определены на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в целом по отрасли и структуры выполненных подрядных работ по основным видам строительства.

Читайте также:  Ремонт труб системы отопления

Система указанных нормативов состоит из 10 видов и приведена в приложении 3.

Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.

3.2. Нормативы накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ разработаны на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по отдельным специализированным организациям-представителям с учетом структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных, ремонтно-строительных и специальных строительных работ, определяемой на основе сметно-нормативной базы 2001 г.

Система указанных нормативов состоит из 86 видов и приведена в приложениях 4 и 5.

Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.

3.3. Нормативы накладных расходов по видам строительства, строительных, ремонтно-строительных и монтажных работ разработаны без учета районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Порядок расчета величины накладных расходов в указанных районах приведен в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-34.2004), утвержденных постановлением Госстроя России от 12.01.2004 N 5.

3.4. Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ могут корректироваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.

(Измененная редакция, Изм. и Доп.).

3.5. Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающиеся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов.

3.6. Расчет индивидуальных норм накладных расходов целесообразно осуществлять методом постатейного калькулирования, предусматривающим расчет массы накладных расходов для конкретных подрядных организаций расчетно-аналитическим методом по статьям затрат с отнесением ее к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.

Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в приложении 6.

Из предусмотренных в указанном Перечне пяти разделов в расчете нормы накладных расходов не учитываются статьи затрат V раздела "Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы".

К ним относятся:

— пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;

— налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на единый социальный налог);

— затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;

— отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;

— затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;

— дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;

— затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;

— предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;

— дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);

— расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.);

— затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;

— текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат;

— другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.

Указанные затраты в бухгалтерской отчетности относятся на статью "Накладные расходы", а в сметной документации включаются в главу 8 "Временные здания и сооружения" и главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства.

3.7. Постатейное калькулирование затрат при расчете индивидуальной нормы накладных расходов следует осуществлять:

— по нормируемым статьям затрат — на основе действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих их величину;

— по ненормируемым статьям затрат — в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядных организаций.

3.8. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов необходимо проводить анализ годовых данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по форме 5-з, утвержденной постановлением Госкомстата России от 09.09.2003 N 82.

3.9. Для экспертной оценки расходов по статьям накладных расходов рекомендуется использовать данные о постатейной структуре накладных расходов по элементам, а также о среднеотраслевой структуре накладных расходов, приведенные в приложениях 8 и 9. Указанные данные носят справочный характер и не могут использоваться для расчета индивидуальной нормы накладных расходов.

3.10. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться накладные (цеховые) расходы подсобных, вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств, находящихся на самостоятельном (отдельном) балансе или в составе подразделений подрядных организаций.

Указанные расходы относятся на стоимость продукции или услуги этих хозяйств.

3.11. При разработке индивидуальных норм накладных расходов необходимо учитывать, что в соответствии с положениями о взаимоотношениях организаций генерального подрядчика с субподрядчиком, предусмотренных заключенным между ними договором на строительство, субподрядчик перечисляет за счет накладных расходов плату генподрядчику на покрытие административно-хозяйетвенных расходов, связанных с обеспечением технической документацией и координацией работ, приемкой и сдачей работ, материально-техническим снабжением, обеспечением пожарно-сторожевой охраной, техники безопасности, временными (не титульными) зданиями и сооружениями и др. При этом сумму отчислений субподрядчик относит на указанные статьи накладных расходов, а генподрядчик соответственно уменьшает расходы по аналогичным статьям.

Источник