Лабораторно практическое занятие ремонт автомобиля



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МДК 01.02.. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля (ЛПЗ)
методическая разработка на тему

с методическими рекомендациями по их выполнению. Предназначено для обучающихся по профессии «Автомеханик».

Методические указания по выполнению самостоятельных работ созданы Вам в помощь для работы во внеурочное время при подготовке к лабораторным работам по дисциплине Тема 1.2.2. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля. 1-Цикл.(30-часов)

Порядок и проведение лабораторно- практических занятий (ЛПЗ) предусматривает получение практических навыков в изучении предмета и усвоения материала данной темы . Вы должны подготовиться к лабораторной работе для качественного усвоения материала.

Если в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы возникают вопросы, разрешить которые Вам не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.

Самостоятельная работа № 1

Вид самостоятельной работы:

Письменная проработка темы (конспектирование) при подготовке к лабораторным работам согласно нижеприведённым вопросам для каждой лабораторной работы.

Лабораторная работа №1

Диагностирование и ремонт двигателя

Упражнение №1 Техническое обслуживание механизмов двигателя (6 часов )

Разработал: Преподаватель высшей категории Сухов Г.Н.

Учебное пособие предназначено для учащихся, изучающих

Раздел1. ПМ 01 . Разборка и сборка узлов и агрегатов автомобилей

МДК01.02.Устройство, техническое обслуживание и ремонт

Тема2. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»

и служит пособием при выполнении лабораторных, практических и теоретических занятий по предмету.

Рассмотрено и одобрено на заседании

методической комиссии секции «Автомобили»

протокол №1 от 28.08 2012 г.

Л абораторная работа № 1

Диагностирование и ремонт двигателя

Упражнение №1 Техническое обслуживание механизмов двигателя (6 часов )

Цель занятия: 1.Закрепить знания полученные на теоретических занятиях. 2.Получить навыки в проведении технического обслуживания механизмов двигателя

Специальность: Слесарь по ремонту автомобилей

Оборудование и инструмент : Методические указания для проведения лабораторной работы; ; автомобиль; Двигатели: ЗИЛ-130; М-2141; КАМАЗ-740; , ВАЗ-2106; ВАЗ-2110;компрессометр; динамометрический ключ; набор щупов; приспособление для регулировки клапанов; набор ключей и головок ; верстак; ветошь.

Последовательность выполнения задания:

I. Изучить правила безопасного выполнения задания:

При техническом обслуживании механизмов двигателя соблюдать осторожность. Рабочее место должно быть чистым. Не допускается наличие посторонних предметов . Инструмент разместите в порядке удобном для работы. Снятые детали расположите на верстаке в порядке разборки. Не кладите детали, инструмент и приспособления на край верстака. Пользуйтесь исправным инструментом и только по назначению. Направление движения ключей должно быть только « к себе».

II. Изучить порядок выполнения работы и отчета .

Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно под

контролем преподавателя или учебного мастера. Во время работы записывают только полученные результаты, а к расчетам и составлению отчета приступают после завершения экспери

ментальной части. После каждой выполненной лабораторной работы преподаватель опрашивает учащихся и проверяет полученные результаты. Содержание отчета должно отвечать конкретным

требованиям, которые приведены в каждой лабораторной работе. Цель проверки отчета — оценка правильности полученных результатов и выводов, сделанных учащимся по этим результатам.

1 .Изучить неисправности механизмов двигателя

( выделенные жирным шрифтом неисправности отразить в отчёте ) устно назвать причины и способы устранения

2.Проверить правильность расположения распредвалов на всех двигателях по меткам.

3.Найти ( повторить ранее изученное ) на всех изучаемых двигателях месторасположение агрегатов газораспределительных механизмов с нижним распредвалом : (ЗИЛ) распредвал, шестерни газораспределения, толкатели, штанги толкателей, коромысла, ось коромысел(стойки коромысел КАМАЗ),клапана с деталями крепления (пружины ,тарелки ,сухари ,манжеты клапанов);втулки клапанов

С верхним распредвалом : (ВАЗ классика) корпус подшипников, распредвал, рычаги(рокера) со шпилечными пружинами; клапана с деталями крепления; сальники клапанов; втулки клапанов.

ГРМ (ВАЗ -2108 ) : отличия от классики

4.Изучить порядок регулировки клапанов двигателей: ЗИЛ; КАМАЗ;

5.Отрегулировать клапана.(см.И нструктивная карта № 1.1.1)

Краткие теоретические сведения

1 .Изучить неисправности механизмов двигателя

( выделенные жирным шрифтом неисправности отразить в отчёте ) устно назвать причины и способы устранения

Коленчатый вал проворачивается стартером,

но двигатель не пускается

1.Сбиты фазы газораспределения

Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном вале / валах

Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам)

1 — ведущая шестерня; 2 и 3 — промежуточные шестерни; 4- шестерня распределительного вала; 5- шестерня привода топливного насоса; 6 — шестерня привода насоса гидроусилителя рулевого управления; 7 — шестерня привода компрессора

Схема привода распределительного вала: 1 — зубчатый шкив коленчатого вала двигателя; 2 — зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 — натяжной ролик; 4 — задняя крышка ремня ГРМ; 5 — зубчатый шкив распределительного вала; 6 — зубчатый ремень привода ГРМ; 7 — прилив на крышке масляного насоса; А — метка на зубчатом шкиве коленчатого вала; В — метка на приливе крышки масляного насоса; С — выступ на задней крышке ремня ГРМ; D — метка на зубчатом шкиве распределительного вала

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

1.Не отрегулированы зазоры в при-
воде клапанов

Проверяется набором щупов

(см. и нструктивную карту

2.Износ кулачков распределительного вала ( валов)

Осмотр после частичной разборки двигателя

Замените распределительный вал (валы)

3.Низкая компрессия в цилиндрах (менее 10,0 бар): износ или повреждение клапанов, седел, износ, залегание или поломка поршневых колец

(давление для ВАЗ-2110)

метром или на специальном стенде

Замените кольца, поршни. Отремонтируйте цилиндры .

Притрите клапаны к седлам, при необходимости замените клапаны, проточите седла

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью. Рывки и провалы при движении .

1.Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов (8-кл.двиг.)

(см. и нструктивную карту

2.Низкая компрессия в цилиндрах (менее 10,0 бар): износ или повреждение клапанов, седел, износ, залегание или поломка поршневых колец

Определяется компрессометром или на специальном стенде

Замените кольца, поршни. Отремонтируйте цилиндры.
Притрите клапаны к седлам, при необходимости замените клапаны, проточите седла

Повышенный расход масла (более 500 г на 1000 км пробега)

1.Износ, потеря упругости маслоотражательных колпачков (сальников клапанов) или уплотнительных колец. Износ стержней клапанов, направляющих втулок

Замените изношенные детали

2.Износ, поломка или закоксовывание (потеря подвижности) поршневых колец. Износ поршней, гильз цилиндров

Осмотр после разборки двигателя

Замените кольца; очистите канавки в поршнях, замените изношенные поршни и / или гильзы цилиндров. Расточите и отхонингуйте цилиндры

Недостаточное давление масла (горит контрольная лампа)

1.Чрезмерный зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала

Определяется промером деталей после разборки двигателя

Замените изношенные вкладыши. При необходимости замените или отремонтируйте коленчатый вал

Посторонние шумы и стуки в двигателе

1.Зазоры в клапанном механизме не соответствуют норме (8-клапанные двигатели)

Измерьте зазоры щупом

(см. и нструктивную карту

2.Изношены или зависли гидротолкатели клапанов (16-клапанные двигатели)

Осмотр после демонтажа

Замените неисправные гидротолкатели. Используйте масло, рекомендованное заводом-изготовителем, соблюдайте сроки замены масла

3.Стук коленчатого и распределительного валов, шатунных подшипников, поршней, поршневых пальцев, люфт или заедание в подшипниках насоса охлаждающей жидкости

Проверка на СТО

Отремонтируйте детали на СТО или замените

1. Лабораторно-практические работы по устройству грузового автомобиля КАМАЗ Мигачёв Виктор Анатольевич Методические указания; Ульяновск УлГТУ, 2011

2.Е.Б. Пятков, А.П. Игнатов ,Г. Б. Новокшёнов Автомобили ВА3-2106, ВАЗ-21061, ВАЗ-21063 Методическое пособие по ремонту: Издательство Саратовского Госуниверситета., Саратов 1992г.

2. С.М.Круглов Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей . Издание третье, переработанное и дополненное., Москва «Высшая школа»,1991г

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа № 2

Вид самостоятельной работы:

Письменная проработка темы (конспектирование) при подготовке к лабораторным работам согласно нижеприведённым вопросам для каждой лабораторной работы.

Лабораторная работа №2

Ремонт механизмов двигателя

Упражнение №2 Дефектация коленчатого вала двигателя(3 часа)

МДК01.02.Устройство, техническое обслуживание

и ремонт автомобиля

Тема 2. ТО и ремонт автомобиля

Разработал: Преподаватель высшей категории Сухов Г.Н.

Учебное пособие предназначено для учащихся, изучающих

Раздел1. ПМ 01 . Разборка и сборка узлов и агрегатов автомобилей

МДК01.02.Устройство, техническое обслуживание и ремонт

Тема2. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»

и служит пособием при выполнении лабораторных, практических и теоретических занятий по предмету.

Рассмотрено и одобрено на заседании

методической комиссии секции «Автомобили»

протокол №1 от 28.08 2012 г.

Л абораторная работа № 2

Тема : Ремонт механизмов двигателя (6 часов)

Упражнение №1: Дефектация коленчатого вала двигателя

Цель занятия: Практически изучить дефектовку коленчатого вала двигателя и получить навыки обращения с мерительными инструментами.

Специальность: Слесарь по ремонту автомобилей

Оборудование и инструмент : Методические указания для проведения лабораторной работы; верстак; ветошь ; лупа четырехкратного увеличения; штангенциркуль ШЦ1-160-0,1(ГОСТ 16689); микрометр МК 75; индикатор часового типа НЧ (ГОСТ 577-68) на штативе; коленчатый вал двигателя ВАЗ-2108

Последовательность выполнения задания:

I. Изучить правила безопасного выполнения задания:

Замеры микрометром необходимо производить на верстаке.

Рабочее место должно быть чистым; не допускается наличие посторонних предметов . Инструмент разместите в порядке удобном для работы. Снятые детали расположите на верстаке в порядке разборки. Не кладите детали, инструмент и приспособления на край верстака. Пользуйтесь исправным инструментом и только по назначению. Направление движения ключей должно быть только « к себе».

II. Изучить порядок выполнения работы и отчета .

Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно под

контролем преподавателя или учебного мастера. Во время работы записывают только полученные результаты, а к расчетам и составлению отчета приступают после завершения экспери

ментальной части. После каждой выполненной лабораторной работы преподаватель опрашивает учащихся и проверяет полученные результаты. Содержание отчета должно отвечать конкретным

требованиям, которые приведены в каждой лабораторной работе. Цель проверки отчета — оценка правильности полученных результатов и выводов, сделанных учащимся по этим результатам.

1. Изучить дефекты коленчатого вала ( Отразить в отчёте )

2. Изучить устройство микрометра.

3 .Установить на микрометре значения 4,0 ; 11,88; 12,02

4. Изучить способы измерения износа коленчатого вала.

5. Измерить овальность и конусность шеек коленчатого вала (коленчатый вал ВАЗ-2108)

6.Сравнить измеренные размеры со справочными и сделать заключение о степени пригодности (подлежит выбраковке; шлифовать до какого ремонтного размера; годен)

7. Результаты измерений занести в дефектовочную ведомость.

8 . Проверка зазора между вкладышами и шейкой коленчатого вала при помощи калиброванной пластмассовой проволоки

Краткие теоретические сведения.

Коленчатые валы автомобильных двигателей изготавливают из

углеродистых и легированных сталей или из высокопрочного магниевого чугуна. Коренные и шатунные шейки подвергаются закалке током высокой частоты (ТВЧ) на глубину 1,5-3 мм, твердость шеек HRС 50-62 ( табл. 1 ).

Читайте также:  Герметик для ремонта кузова автомобиля

В процессе работы на коленчатый вал воздействуют силы трения,

вибрации, знакопеременные нагрузки, среда и др.

Это вызывает износ шатунных и коренных шеек ( до 0,1 мм), они изнашиваются неравномерно: по длине принимают форму конуса, по диаметру — овала ( нецилиндричность до 0,08 мм); нарушение качества поверхности шеек (задиры, риски, коррозия);

механические повреждения (трещины, дефекты резьб); прогиб коленчатого вала (биения до 0,150 мм); износ отверстий во фланце под подшипник ведущего вала коробки передач. ( рис.1 )

Прогиб коленчатого вала приводит к нарушению перпендикулярности оси вала к оси цилиндра, вследствие чего условия смазки сопряженных поверхностей ухудшаются, масляная пленка на трущихся поверхностях разрушается, появляется граничное или сухое трение / 1 /.

Материал и твёрдость коленчатых валов

Сталь 42 ХМФА4Н

Возникающие дефекты устраняют обработкой шеек под ремонтный размер шлифованием с последующим полированием, различными видами наплавок или плазменным напылением.

Прогиб вала устраняют пластическим деформированием (правкой).

Ремонтные размеры шеек коленчатого вала даны в табл. 2 .

Р ис.1 Основные дефекты коленчатого вала на примере двигателя

1 — изгиб вала; 2 — износ наружной поверхности фланца; 3 — биение торцевой поверхности фланца; 4 — износ маслосгонных канавок: 5 — износ отверстия под подшипник; 6 – износ отверстий под болты крепления маховика; 7 — износ коренных и шатунных шеек; 8- износ

шейки под шестерню и ступицу шкива; 9 — износ шпоночной канавки по ширине; 10 — увеличение длины передней коренной шейки; 11 — увеличение длины шатунных шеек

Ремонтные размеры шеек коленчатых валов двигателя ВАЗ-2108

Коренные шейки, мм

Шатунные шейки, мм

2. Изучить устройство микрометра.

Рис.2 Конструкция (а), схема (б) и отсчётное устройство (в)

На рис. 2 а, б показаны конструкция и схема микрометра .

Скоба 1 имеет два соосных отверстия, в которые запрессованы с одной стороны неподвижная измерительная пятка 2, а с другой — стебель 5. В отверстии стебля, как в направляющих, перемещается микрометрический винт 4, гайка 7 которого имеет наружную резьбу и продольные разрезы. Навинчивая на наружную резьбу специальную регулировочную гайку 8, сжимают гайку 7 и выбирают зазор в соединении микровинт — гайка. Эта операция устраняет влияние зазора в резьбовом соединении на точность осевого перемещения микровинта в зависимости от угла его поворота. За один оборот винта его торец перемещается в осевом направлении на величину,

равную шагу резьбы (0,5 мм). На микрометрическом винте находится барабан б, закрепленный установочным колпачком-гайкой 9. В колпачке-гайке смонтирован механизм 12 (рис. 19, б), обеспечивающий постоянное измерительное усилие. Он соединяет колпачок-гайку с трещоткой 10 и состоит из храпового колеса, фиксатора и пружины. В случае отклонения измерительного усилия от значений (0,7± 0,2) Н трещотка 10, за которую вращают барабан, отсоединяется от установочного колпачка 9 и начинает проворачиваться с характерным прощелкиванием. При этом микрометрический винт 4 остается неподвижным. Измерительные поверхности пятки и микровинта выполнены из твердого сплава. Для фиксации микровинта в нужном положении микрометр снабжен стопорным винтом (стопором) 11.

На стебле 5 микрометра имеется шкала 14 с делениями через 0,5 мм. Для удобства отсчета четные штрихи расположены выше, а нечетные — ниже сплошной продольной линии 13, которая используется для отсчета углов -поворота барабана.

На коническом конце барабана нанесена круговая шкала 15, имеющая 50 делений. Если учесть, что за один оборот барабана с 50 делениями торец винта и срез барабана перемещаются на 0,5 мм, то поворот барабана на одно деление вызовет перемещение торца винта на 0,01 мм, т. е. цена деления на барабане составляет 0,01 мм.

При снятии отсчета пользуются шкалами на стебле и барабане. Срез барабана является указателем продольной шкалы и регистрирует показания с точностью 0,5 мм. К этим показаниям прибавляют отсчет по шкале барабана (рис. 19, в).

Перед измерением следует проверить правильность установки на нуль.

Для этого барабан вращают за трещетку до соприкосновения измерительных поверхностей, либо, если используется установочная мера 3 (см. рис. 2, а),— до касания ее измерительными поверхностями. Правильной считается установка, при которой торец барабана совмещается с нулевым штрихом шкалы на стебле, а нулевой штрих круговой шкалы барабана совпадает с продольной линией на стебле. В случае их несовпадения необходимо закрепить микровинт стопором, отвернуть на пол-оборота установочный колпачок-гайку, повернуть барабан в положение, соответствующее нулевому, закрепить его колпачком-гайкой и расфиксировать стопор 11, освободив микровинт. После этого следует еще раз проверить правильность установки на нуль.

Микрометром можно пользоваться как нормальным калибром-скобой . Для этого необходимо установить требуемый размер между измерительными поверхностями пятки и винта, а затем стопором зафиксировать микровинт в этом положении.

Источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению лабораторных и практических работ по дисциплине «Ремонт автомобилей»

Автор:
Подолько Н.М.: — преподаватель технических дисциплин
Уссурийского аграрного техникума.

Рецензенты:
Колвач А.Н. – преподаватель высшей категории специальных дисциплин ДВТК;
Мошкович Д.В. – преподаватель высшей категории технических дисциплин, зав. кабинетом «Ремонт машин» УАТ.

Аннотация:
методические рекомендации для выполнения лабораторных,
практических работ содержат инструкционно — технологические карты, методические указания к выполнению, а так же примеры выполнения практических и лабораторных работ по дисциплине — «Ремонт автомобилей» специальность 190604, и дисциплине —
«Техническое обслуживание и ремонт машин», специальность 110306.

Методические указания предназначены для преподавателей, студентов средних учебных заведений преподающих и изучающих данные дисциплины.

1. Общие положения выполнения лабораторно-практических работ. 5
1.1. Требования к студенту при выполнении ЛПР. 5
1.2. Правила выполнения лабораторно-практических работ. 5
1.3. Последовательность выполнения работ. 5
1.4. Оформление отчета. 6

2. Методическое обеспечение выполнения ЛПР. 8
2.1. Инструкционно — технологическая карта на выполнение
практической работы: «Дефектовка деталей автомобильного двигателя». 8
2.2. Методические указания к выполнению практической работы
по теме: «Дефектовка деталей автомобильного двигателя». 9
2.3. Инструкционно — технологическая карта на выполнение
практической работы: «Диагностика технического состояния цилиндропоршневой группы автомобильного двигателя». 11
2.4. Методические указания к выполнению практической работы
по теме: «Диагностика технического состояния цилиндропоршневой
группы автомобильного двигателя». 12
2.5. Инструкционно — технологическая карта на выполнение
практической работы: «Ремонт электрооборудования автомобилей». 14
2.6. Методические указания к выполнению практической работы
по теме: «Ремонт электрооборудования автомобилей». 15
2.7. Инструкционно — технологическая карта на выполнение ЛР:
«Проверка и испытание генераторов переменного тока». 17
2.8. Методические указания к выполнению лабораторной работы:
«Проверка и испытание генераторов переменного тока»..18
2.9. Инструкционно — технологическая карта на выполнение
лабораторной работы: «Диагностика, испытания и регулировки узлов,
агрегатов топливной системы дизельных ДВС».20
2.10. Методические указания к выполнению лабораторной работы:
«Диагностика, испытания и регулировки узлов, агрегатов топливной
системы дизельных ДВС»..21

3. Приложения. 22
3.1. Образец выполнения титульного листа отчета по ЛПР.23
3.2. Пример выполнения практической работы: «Дефектовка деталей автомобильного двигателя». 24
3.3. Пример выполнения ПР: «Диагностика технического состояния
цилиндропоршневой группы автомобильного двигателя». 27
3.4. Пример выполнения практической работы: «Ремонт
электрооборудования автомобилей». 30
3.5. Пример выполнения лабораторной работы: «Проверка и испытание генераторов переменного тока». 33

3.6. Пример выполнения ЛР: «Диагностика, испытания и регулировки
узлов, агрегатов топливной системы дизельных ДВС». 36

Качественная подготовка специалистов не возможна без хорошо организованного, налаженного, продуманного, отлаженного практического обучения. Обучения – обучающего посредством практических действий – производству, в процессе которого, учащиеся закрепляют, пополняя полученные теоретические знания, приобретают основные практические умения и навыки своей будущей производственной работы, уменьшая тем самым адаптационный период перевоплощения учащегося – потребителя в специалиста производственника – производителя. От качества практического обучения в большей степени зависит востребованность, практическая пригодность, нужность, ценность выпускаемых специалистов – руководителей рабочих профессий, будущих профессионалов своего дела, который должен: — сам уметь работать, — показать, как надо работать, — как организовать и выполнять работу. Научить хорошо знать дело, самостоятельно делать дело, правильно, быстро организовать и верно, красиво исполнять – это основные задачи практического обучения, которые складываются из комплекса используемых в учебных заведениях различных форм практического обучения: — и в первую очередь, изначально комплектуются при выполнении лабораторных работ (ЛР), и практических занятий (ПЗ). Практическая пригодность, востребованность специалистов среднего звена, в том числе и техников – производственников, руководителей рабочих профессий полностью зависит от качества практического обучения учащихся средних специальных учебных заведений. В связи с этим, в системе общей подготовки специалистов среднего звена, основное, основополагающее место должно занимать практическое обучение студентов своей будущей профессии.

При ведении практических, лабораторных занятий:
лучшие результаты достигаются при использовании:
— звеньевой системы коллективного изучения: (Во время вводного инструктажа, преподаватель объясняет всему звену основные положения, которые студент должен: знать, уметь, приобрести рабочие навыки на данном рабочем месте и переходит к следующему звену; далее студенты сами, объясняя, дополняя, уточняя друг друга, уясняют суть задания);
— выборочного опроса: (При готовности звена, причем как быстро зависит только от изучивших, преподаватель выборочно опрашивает, выявляет знания у самого слабого студента); и
— равнозначность оценки знаний всего коллектива звена: (выставляет всему звену оценку отвечающего).
При несогласии студентов с оценкой их знаний, звено продолжает готовиться дальше, но следующая попытка ответа теперь будет только после еще не ответивших звеньев: — заставляет трудиться всех студентов звена над проблемой – подтянуть незнающих до уровня знающих (++).

1. Общие положения выполнения лабораторно-практических работ (ЛПР)

1.1 Требования к студенту при выполнении ЛПР

Перед выполнением практических работ студент должен

знать:
1. Теоретический материал пройденных дисциплин:
«Техническое черчение», «Информатика», «Инженерная графика», «Компьютерная графика», «Стандартизация»; «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; «Охрана труда».
2. Теоретический материал разделов дисциплины «Ремонт автомобилей»:
1) «Дефектация деталей ремонтируемых узлов и агрегатов автомобиля»;
2) «Диагностика узлов и агрегатов автомобиля»;
3) «Ремонт системы питания дизельных двигателей»;
4) «Неисправности электрооборудования автомобилей, способы их выявления, ремонта и испытаний»;
5) «Основные правила техники безопасности при выполнении ремонтных работ»;

Читайте также:  Аккорд 7 ремонт сиденья

уметь:
1. Пользоваться измерительным инструментом, диагностическими приборами и оборудованием;
2. Работать на ПЭВМ.

1.2. Правила выполнения практических работ:
1. Изучить методические указания перед началом выполнения работы;
2. Уяснить правильность и последовательность выполнения работы;
До начала выполнения практической части работы, изучить, строго соблюдать правила охраны труда (технику безопасности и производственную санитарию) на данном рабочем месте.
3. При выполнении работы основные показатели заносить в отчет;
4. После окончания работы привести в порядок рабочее место

1.3. Последовательность выполнения работы:

1. Выполнить эскиз используемого оборудования;
2. Описать его устройство, назначение, принцип действия;
3. Описать последовательность выполнения работы;
4. Записать основные параметры выполненной работы;
5. Сделать выводы по работе.

1.4. Оформление отчета

Лабораторно-практические работы по дисциплине «Ремонт автомобилей» оформляются согласно ГОСТ 7.32-81. Текстовая часть ЛПР выполняются на писчей бумаге формата А4 (210 х 297 мм.) в соответствии с ГОСТ 2.105-89 к текстовым документам. Оформление должно соответствовать установленным требованиям (ГОСТ 2.105-95).
Текстовые документы могут выполняться:
рукописным способом (ГОСТ 2.304-81) с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм. Цифры и буквы необходимо писать четко, фиолетовой или черной пастой разборчиво и аккуратно на одной стороне листа;
с применением печатающих и графических устройств вывода из ПЭВМ (ГОСТ 2.004-88). Сокращение слов должно производиться по ГОСТу.
Все листы должны иметь рамку; рамка: левое – 20 мм., правое, верхнее, нижнее – 5мм.;
расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк не менее 3 мм;
расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм;
все листы «Отчета», начиная с «Содержания» нумеруются;
каждая работа начинается с нового листа;
название раздела (заголовка) записывается прописными буквами (высота букв 5 мм). Номер раздела указывается арабской цифрой с точкой (высота цифры 3,5 мм). После названия раздела (заголовка) точка не ставится. Перенос слов в заголовке не допускается. Подразделы нумеруются арабскими цифрами состоящими из номера раздела и подраздела разделенные точкой. Заголовки не подчеркиваются. Текстовую часть раздела или его подразделов начинают с абзацным отступом, равным 15-17 мм. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 – 4 интервалам, т.е. пропускают одну строчку;
при ссылке в тексте на источник следует приводить его номер из списка использованной литературы в квадратных скобках (9(, например: — в работе (9( приведено где «9» — порядковый номер литературного источника по списку литературы.
Выполнять иллюстрации следует карандашом, либо с применением графических устройств ПЭВМ, а так же черной пастой или тушью;
все иллюстрации в тексте (схемы, графики, технические рисунки) именуются рисунками и имеют единую сквозную или по разделам нумерацию. Например: Рисунок – 1., Рисунок — 4.1.
таблицы, схемы, рисунки и фотографии должны иметь сквозную нумерацию, например: Таблица 1.2., Рисунок — 1.;
Таблицы — в правом верхнем углу таблицы над заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием ее порядкового номера. При переносе части таблицы на другую страницу помещают надпись «Продолжение таблицы» указывая ее номер;
Титульный лист является первым листом отчета и заполняется по форме приведенной в приложении.
Пояснительная записка должна быть сброшюрована в твёрдые корочки (в пластиковый скоросшиватель, например).

Зачет студент получает при условии выполнения им всех практических, лабораторных работ предусмотренных программой по дисциплине:
«Ремонт автомобилей».

Источник

Практическая работа № 1. Инструкционная карта

Пособие по выполнению практических занятий по МДК 01.01 «Конструкция автомобилей», по специальности СПО 23.02.03 «ТО и ремонт автомобильного транспорта», Симферополь, САТТ – 2015.

Рассмотрены вопросы выполнения практических работ по МДК 01.01 «Конструкция автомобилей» с кратким ходом выполнения работ, примерами выполнения, вопросами самоконтроля и индивидуальных заданий. Методические указания выполнены в соответствии с программой ПМ 01. по данной специальности «ТО и ремонт автомобильного транспорта».

Основной упор сделан на подготовку учащихсястудентов к усвоению вопросов технологии работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Пособие может быть использовано для самоподготовки к итоговому, промежуточному и текущему контролю знаний.

© ГБПОУ РК САТТ, 2015

Пояснительная записка

Работа №1. Кривошипно-шатунный механизм карбюраторных двигателей

Работа №2. Кривошипно-шатунный механизм дизельных двигателей

Работа №3. Газораспределительный механизм карбюраторных двигателей

Работа №4. Газораспределительный механизм дизельных двигателей

Работа №5. Система охлаждения карбюраторных и дизельных двигателей

Работа №6. Система смазки карбюраторных и дизельных двигателей

Работа №7. Карбюраторы К-88АМ, К-90, К-126Б

Работа №8. Карбюраторы К-126Г, К-126-Н, «Озон»-2107, «Солекс»-2108

Работа №9. Приборы подачи топлива и воздуха в системе питания карбюраторных двигателей

Работа №10.А.Б Система впрыска топлива во впускной тракт двигателя.

Работа №11А.Б. Газобаллонные установки на сжатом и сжиженном газе

Работа №12. Система питания дизельных двигателей. ТНВД, форсунка и всережимный регулятор ЯМЗ-236, 238

Работа №13. Система питания дизельных двигателей. ТНВД, форсунка и всережимный регулятор КамАЗ

Работа №14. Приборы подачи топлива и воздуха дизельных двигателей

Работа №15. Система зажигания и электрического пуска двигателя

Работа №16. Сцепление автомобилей ГАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАаЗ.

Работа №17. Четырехступенчатые коробки передач

Работа №18А.Б. Пятиступенчатые коробки передач

Работа №19. Раздаточные и дополнительные коробки. Делитель КамАЗ-5320

Работа №20. Карданные передачи

Работа №21. Ведущие мосты с одинарной главной передачей

Работа №22А.Б. Ведущие мосты с главной двойной передачей

Работа №23. Рама. Передние и задние оси

Работа №24. Подвески зависимые. Балансирная подвеска

Работа №25. Независимая подвеска

Работа №26. Колеса, шины

Работа №27. Рулевое управление ГАЗ-53А, ГАЗ-24, ГАЗ-3110, ЗАЗ-1102.

Работа №28. Рулевое управление ЗИЛ-431410(ЗИЛ130)

Работа №29. Рулевое управление автомобилей МАЗ-5335.

Работа №30. Рулевое управление КамАЗ-5320

Работа №31. Тормозные механизмы

Работа №32. Гидравлический тормозной привод автомобилей.

Работа №33. Пневматический тормозной привод автомобилей МАЗ и ЗиЛ

Работа №34.А.Б. Тормозной привод автомобилей КамАЗ-5320.

Работа№35. Кузова и кабины автомобилей

Приложения:

Образец выполнения отчета

Образцы выполнения схем.

Пояснительная записка

МДК 01.01 «Конструкция автомобилей» является базовым для приобретения компетенций специалиста по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта при освоении других МДК профессионального модуля ПМ 01 специальности 23.02.03, обеспечивающий подготовку техников и рабочих по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей с высокими профессиональными знаниями.

В условиях научно-технического прогресса и значительно повышаются требования и подготовка специалистов.

Сегодняшние выпускники техникума должны обладать не только высокими теоретическими знаниями, но и достаточными умениями и знаниями, определяющими их профессиональное мастерство

В выполнении этих задач большое значение имеют практические работы, являющиеся первой формой подготовительной деятельности учащихся, так как требуют от них умения самостоятельно применять и закреплять теоретические знания при решении практических вопросов, поставленных заданием выполняемой работы.

Целью лабораторно-практических работ являются:

— закрепить и расширить знания учащихся, полученные во время теоретических занятий;

— научить учащихся самостоятельно осуществлять поиск информации, необходимой для учебной деятельности и эффективного выполнения профессиональных задач, обобщать знания, сравнивать конструкции узлов и механизмов, делать соответствующие выводы об их преимуществах и недостатках;

— создание у учащихся профессионального интереса к изучаемому курсу и к избранной специальности и умения применять теоретические знания в практической деятельности

Организационно-методические указания.

Методика организации проведения практических работ по междисциплинарному курсу «Конструкция автомобилей» разработана с учетом условий и опыта их проведения в кабинетах-лабораториях Симферопольского автотранспортного техникума.

Принятая методика организации проведения практических работ предусматривает применение дидактической системы "малых групп", т.е. деление каждой учебной группы на 2 подгруппы и закрепления за ними преподавателя.

План проведения работ должен быть составлен так, чтобы они следовали за изученным теоретическим материалом по мере накопления не менее одновременно шести практических работ. Это связано с тем, что в этом случае, на каждом рабочем месте будет находиться оптимальное количество учащихся, 2-3 человека.

Преподаватель, за 2-3 дня до начала практических работ, должен составить график их проведения и на одном из уроков ознакомить учащихся с их содержанием.

При составлении графика необходимо внимательно отнестись к распределению учащихся по учебным звеньям и рабочим местам.

Распределение следует производить с учетом способностей учащихся, багажа практических знаний, инициативности, профессионального интереса и личной дисциплины.

Правильно составленные звенья являются теми "малыми группами", которые могут самостоятельно решать вопросы заданий, обладают работоспособностью и творческой активностью.

Лаборатория для проведения практических работ, должна иметь оборудование и укомплектованные рабочие места в соответствии с содержанием занятия и утвержденным перечнем проводимых работ с необходимым материально-техническим и методическим обеспечением их,

Преподаватель проверяет готовность рабочих мест к проведению занятий, обращая внимание на их оснащенность необходимым набором плакатов, приборов и механизмов, позволяющих учащимся закрепить и расширить знания по их устройству и конструктивным особенностям изучаемых моделей. При подготовке к выполнению лабораторных работ во внеурочное время учащийся должен повторить теоретический материал, подготовить необходимые материалы на черновике или чистовой вариант выполнения индивидуального задания и бланк отчета.

Порядок выполнения практических работ.

Содержание занятия, последовательность его элементов и бюджет времени определяется технологической картой занятия, которую преподаватель составляет на каждый цикл практических работ. Начинаются занятия с организационного момента, где преподаватель проводит проверку присутствующих, знакомит учащихся с содержанием практических работ и графиком их выполнения.

Затем проводится инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, о чем должна быть сделана соответствующая отметка в журнале регистрации инструктажей и проставлены подписи учащихся и преподавателя, проводящего инструктаж. В соответствии графиком, учащиеся распределяются по рабочим местам, знакомятся с целью, содержанием и порядком выполнения задания практической работы и приступают к ее выполнению.

После изучения основных вопросов задания учащиеся отвечают на вопросы для самоконтроля и приступают к оформлению отчета, индивидуальных заданий к практической работе.

Контрольные вопросы для самопроверки и вопросы индивидуальных заданий для каждой работы составляется так, чтобы заострить внимание учащиеся на наиболее важных вопросах в конструкции изучаемых элементов автомобиля, а также научить учащихся творческому мышлению, позволяющему проводить анализ и уметь сравнивать различные конструкции.

Читайте также:  Ремонт кофемашин выборгское шоссе

Каждая работа включает 16 вариантов индивидуального задания, выбираемых учащимся согласно закрепленного шифра.

В первой половине работу, преподаватель проводит текущий инструктаж путем индивидуального собеседования. на каждом рабочем месте, отвечая на вопросы учащихся и помогая им усвоить предложенный материал.

По мере выполнения заданий преподаватель приступает к проверке степени усвоения знаний учащихся и их оцениванию по выполняемой работе.

Контролируя качество знаний учащихся, преподаватель дает указания по устранению допущенных ошибок, следит за бережным отношением учащихся к оборудованию рабочих мест, а также за соблюдением правил охраны труда и внутреннего распорядка кабинета — лаборатории.

Преподаватель, ведущий практические занятия обязан, контролируя ход выполнения работ, проверять знания учащихся в процессе выполнения работы, что даст ему возможность более объективно оценить знания учащихся при проведении оценивания знаний.

Качество знаний учащихся на каждом рабочем месяце может быть проверено тестовым контролем, обычным или фронтальным опросом. При этом оценки по пятибалльной системе, выставляются в классный журнал, по каждой выполняемой работе.

После окончания работ учащимся в журнале ставится "зачет".

Работу, за выполнение которой учащийся получил неудовлетворительную оценку или которую пропустил, он обязан выполнить заново время дополнительных занятий.

При оценке знаний за выполненную работу преподаватель должен так же учитывать качество выполнения отчета и индивидуального задания.

Отчет и индивидуальное задание.

Отчет учащегося по выполненной работе должен содержать общие для всех работ элементы. Такими являются: номер работы, тема и цель работы; ответ на индивидуальное задание; краткий вывод и сравнительная оценка изученной конструкции.

Кроме того, в отчет могут быть включены схемы принципиальные, кинематические, гидравлические и др. определяющие конструкции или принцип работы отдельных агрегатов, систем или механизмов, характеристики элементов автомобиля и другое.

В отчет могут быть включены некоторые расчеты, как например:

определение литража двигателя, определение степени сжатия, определение передаточного числа или др. параметров, характеризующих агрегаты.

Следует рекомендовать учащимся вносить в отчеты справочно-цифровой материал и разрешить им пользоваться при проведении контроля знаний.

Выполнение индивидуальных заданий каждым учащимся оформляется в отчете по соответствующей работе.

Для этого по каждой работе разрабатываются не менее 16 вариантов индивидуальных заданий.

Номер задания учащийся выбирает согласно закрепленного за учащимся порядкового номера.

Вопросы индивидуальных заданий должны быть творческого развивающего характера.

Выполнение и оформление индивидуальное заданий часто определяет старательность, трудолюбие и общую, техническую грамотность учащегося, что и должен учитывать преподаватель при оценивании знаний учащихся.

Чтобы не допустить отставание в оформлении отчета по выполняемым работам, следует с тематикой лабораторно-практических работ и содержанием индивидуальных заданий, знакомить учащихся до начала этих работ заранее за 2-3 дня.

Это позволит учащимся заранее оформить работу и частично выполнить индивидуальные задания.

Окончательно отчет составляется в период выполнения работы и должен предъявляться преподавателю в конце занятия для получения зачета или не позднее следующего занятия.

При оформлении отчетов необходимо соблюдать требования правил оформления текстовых документов.

Все отчеты в течение семестра, хранятся у учащихся и в конце семестра сдаются преподавателю.

На практических работах должны быть:

инструкционная карта или

практикум на выполнение практических работ с индивидуальными заданиями учащимся;

инструкция по охране труда;

рекомендуемая учебная литература;

набор инструментов, если задание предусмотрено разборочно-сборочные работы.

Список рекомендуемой литературы.

Основная литература.

1. Пехальский А.П, Пехальский И.А. «Устройство автомобилей» М., «Академия», 2013г.

2. Пузанков А.Г. «Автомобили. Устройство автотранспортных средств». М. Академия. 2013г

  1. Пехальский А.П., Пехальский И.А «Устройство автомобилей: Контрольные материалы» 2013 г.
  2. Митронин В.П., Агабаев А.А Контрольные материалы по предмету «Устройство автомобиля» 2014 г.
  3. Тур Е.Я., Серебряков К.В. и др. «Устройство автомобилей», М., Машиностроение, 1990 г. .
  4. Михайловский Е.В. и др. "Устройство автомобилей", М., Машиностроение, 1985г
  5. Бибик Л.С. "Автомобили". Курс лекций. Часть 2." Шасси". Симферополь, САТТ, 2003г.
  6. Бибик Л.С. "Автомобили". Курс лекций. Часть 1. "Двигатель". Симферополь, САТТ, 2003г
  7. Гладов Г.И, Петренко А.М «Устройство автомобилей» 2013 г,
  8. Роговцев В.Л., «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств», М., Транспорт, 1989 г.
  9. «Системы впрыска топлива автомобилей ВАЗ», «РОСС ТВЕГ», 2004 «За рулем».
  10. Заводские инструкции автомобилей

1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система федеральных образовательных порталов [Электронный ресурс]. — Режим доступа www.ict.edu.ru

2. Сайт для обучающихся об автомобиле [Электронный ресурс]. — Режим доступа

3. Технические характеристики автомобилей [Электронный ресурс]. — Режим доступа

4. Школа ремонта статьи, советы и рекомендации по ремонту и обслуживанию автомобилей своими руками [Электронный ресурс]. — Режим доступа httpwww.avtorem.info

Освоенные умения, усвоенные знания и показатели оценки результатов практических работ

Источник

Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Задания для практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», базовой подготовки, программы МДК 01.02. «Техническое обслуживание автомобильного транспорта»

цикловой комиссией
Председатель комиссии

___________ В.И. Овсянников
«20» сентября 2014 г.

Организация-разработчик: АН ПОО «Уральский промышленно-экономический техникум»

Разработчик: Кордюков С.Ю. преподаватель АН ПОО «Уральский промышленно-экономический техникум»

В связи с количественным ростом парка автомобилей, усложнением их конструкций, необходимостью обеспечения безопасного дорожного движения, экономии топлива, смазочных материалов, снижения отрицательного влияния на окружающую среду и затрат на содержание автомобилей увеличивается потребность в повышении качества их технического обслуживания и ремонта.

Целью лабораторных занятий по устройству автомобиля является закрепление теоретических знаний, полученных в учебных кабинетах и в процессе самостоятельной работы учащихся с учебной литературой. При выполнении лабораторных занятий от учащихся требуется самостоятельное выполнение операций по разборке-сборке агрегатов после предварительного изучения их устройства, особенностей работы и безопасных методов труда под общим руководством преподавателя.

Изучая устройство, проводя демонтаж и монтаж агрегатов, съем и установку деталей, учащиеся получают первоначальные практические навыки проведения операций разборки-сборки, регулировки, учатся рациональному использованию инструментов, приспособлений. По мере выполнения заданий их умения как исполнителей практических заданий совершенствуются, закрепляются навыки профессионального проведения разборки-сборки агрегатов, регулировки тепловых зазоров и др. Полученные знания помогут будущему водителю грамотно эксплуатировать технику, находить и устранять неисправности, автомеханику грамотно выполнять слесарно-ремонтные работы по устранению неисправностей, мастеру по техническому обслуживанию выполнять операции по регулированию механизмов, обеспечивая долговечность работы машины.

Выполнению практического задания по разборке-сборке агрегатов предшествует этап закрепления теоретических знаний о деталях, из которых состоят агрегаты и механизмы. Этой цели служит приведенный иллюстративный материал. Так как работы по снятию, разборке-сборке агрегатов проводятся с монтажных машин, монтажных механизмов, а не с действующих автомобилей, часть демонтажных операций отсутствует и в тексте не рассматривается, однако в описании приведены сведения об оснащенности рабочих мест монтажным оборудованием, приспособлениями и инструментами. Разборка-сборка механизма нужна для того, чтобы увидеть, как соединены между собой детали, как они взаимодействуют во время работы. В части заданий предусмотрена только частичная разборка механизма. Это относится к тем случаям, когда расположение деталей в механизме хорошо видно и без полной разборки или когда подобный механизм учащиеся уже разбирали при выполнении предыдущих заданий. При осмотре снятых деталей с целью их дефектации (визуальной диагностики на наличие дефектов) необходимо оценить состояние трущихся поверхностей, износ зубьев шестерен, посадочных мест под подшипники, состояние уплотнительных колец, манжет, прокладок, определить, как смазываются детали, найти каналы смазки. При разборке необходимо обращать внимание на число регулировочных прокладок и места их расположения, одновременно изучать другие механизмы регулирования. При сборке механизма необходимо учитывать, что одни детали должны крепиться прочно, а другие — с необходимыми зазорами в соединениях для обеспечения работы механизма.

Внимание! При проведении разборки не забывайте о том, что разобранный механизм после изучения необходимо собрать . Этап разборки деталей, механизмов — это всего лишь подготовительная работа, важная для изучения их устройства, но наиболее ответственным этапом задания, от качества выполнения которого зависит длительность эксплуатации, является сборка

При выполнении лабораторно-практических работ по междисциплинарному курсу Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей необходимо использовать задания из учебного пособия

« Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей» Ф.И.Ламака; Издательский центр «Академия» 2012 г.

«Устройство легковых автомобилей (практикум) В.И.Нерсесян; Издательский центр «Академия» 2011 г.

Для проведения монтажных и регулировочных работ каждое учебное звено должно иметь несколько комплектов инструментов, а также дополнительно инструменты и приспособления, необходимые для выполнения задания.

  1. ключи торцовые 10; 12; 13; 14; 17; 19; 22 и 24 мм или ключи , торцовые со сменными головками таких же размеров с воротком и дополнительным удлинителем;
  2. отвертки, пассатижи, круглогубцы, молоток, зубило, бородок.

Результат выполнения лабораторной работы оформляется в виде отчета в установленной форме и сдается в день проведения работы.

Критериями оценки практических умений являются:

 уровень освоения учебного материала;

 умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

 выполнение работы за отведенное время;

 обоснованность и четкость изложения отчета;

 оформление материала в соответствии с требованиями.

Критерии оценки за лабораторные работы:

Оценка «5» ставится тогда, когда:

— обучающийся свободно применяет полученные знания на практике; — не допускает ошибок при выполнении работы;

— отчет оформлен аккуратно и в соответствии с требованиями.

Оценка «4» ставится:

— обучающийся умеет применять полученные знания на практике;

— практически безошибочно выполняет работы;

— отчет оформлен недостаточно аккуратно, но в соответствии с требованиями.

Оценка «3» ставится:

— обучающийся обнаруживает усвоение нового материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и применении на практике;

— при выполнении работ допускает ошибки;

— отчет оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями.

Оценка «2» ставится:

— обучающийся не обнаруживает теоретические знания и не может выполнить практическое задание;

Источник