Камаз 65115 ремонт помпы

Камаз 65115 ремонт помпы

Водяной насос системы охлаждения двигателя предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ). Помпа КамАЗа расположена в передней части левого блока цилиндров и приводится в действие вращением, передаваемым от шкива гидромуфты двигателя посредством ременной передачи. Поломка помпы ведет за собой вскипание антифриза и выход из строя всего двигателя. Контроль за уровнем и качеством ОЖ поможет обеспечить исправное состояние насоса.

Устройство и принцип работы

Водяная помпа представляет собой насос центробежного типа, который состоит из:

  • корпуса;
  • вала;
  • 2 шарикоподшипников;
  • торцевого уплотнения;
  • крыльчатки;
  • шкива.

Литой корпус выполнен из чугуна или алюминия и имеет 2 патрубка: всасывающий — соединен с радиатором, а напорный — с рубашкой блока цилиндров. Такая схема подключения дает возможность перекачки уже охлажденной в радиаторе жидкости.

На корпусе помпы имеется 2 отверстия: верхнее служит для вентиляции полости подшипникового узла, а нижнее предназначено для контроля протечек антифриза при нарушении герметичности уплотнения; оно одновременно выполняет роль дренажа.

Смазка подшипников в процессе эксплуатации осуществляется через специальное приспособление (тавотницу).

В связи с тем, что привод помпы механический и напрямую связан с двигателем, скорость циркуляции ОЖ зависит от оборотов мотора. Чем выше частота вращения, тем интенсивней охлаждение. Торцевое уплотнение предназначено для предотвращения попадания антифриза из гидравлической (водяной) полости в подшипниковый узел. Оно устанавливается на вал и состоит из подвижной и неподвижной (вращающейся) части. Герметичность обеспечивается графитовыми уплотняющимися поверхностями, на которые наносится графитовая смазка.

Для создания плотного соединения на подвижной части уплотнительного устройства устанавливается пружина. Со временем графитовые поверхности вырабатываются и теряют герметичность. В этом случае есть возможность их замены. Рабочее колесо надевается на вал помпы и стопорится гайкой. Насос устанавливается на блок цилиндров на специальную прокладку, уменьшающую вибрацию.

Система охлаждения КамАЗ 5511

Охлаждающая система двигателя служит для поддержания определённой температуры металлического корпуса мотора. Считается, что нормальный нагрев не должен превышать 100 о С, т. е. температуры кипения воды. При расчёте и регулировке тепловых зазоров клапанов учитывается именно такой нагрев. Увеличение или уменьшение температуры влечёт за собой расширение или сужение отверстий для выхода отработанных газов, влияет на общую мощность. Происходит перерасход топлива. Именно поэтому перед началом эксплуатации двигатели всегда прогревают до температуры 90–95 о С.

Расположение каналов циркуляции охлаждающей жидкости внутри двигателя

Кроме водяного насоса, в схему системы охлаждения входят:

Внутри радиатора происходит охлаждение ОЖ

Расширительный бачок служит для свободного хода ОЖ внутри системы охлаждения

Горячая ОЖ отдаёт тепло в салон при помощи радиатора, обдуваемого вентилятором

Термостат отвечает за поддержание температуры на одном уровне

Система является замкнутой и полностью автоматической. Ручное управление установлено только на «печке» салона: водитель может самостоятельно регулировать уровень обогрева внутри кабины.

Контроль системы осуществляется при помощи датчика температуры двигателя, расположенного в корпусе мотора. Показания датчика выводятся на индикатор температуры, находящийся на приборной панели.

Таким образом, все элементы, составляющие систему охлаждения, функционируют в статическом режиме.

Исключение составляет только водяной насос, который непрерывно вращается во время работы двигателя. Именно по этой причине, вероятность поломки помпы более высокая, чем у других элементов системы охлаждения.

Расположение водяной помпы на КамАЗе

Расположение водяного насоса обусловлено приводящим механизмом. Вращение передаётся на шкив помпы от коленвала при помощи клиновых ремней. В соответствии с этим, место её размещения — левая передняя часть блока цилиндров. Конструктивная особенность заключается в том, что вентилятор принудительного обдува находится на гидромуфте, а не на самом шкиве насоса.

Водяная помпа расположена впереди двигателя, слева — сноска №2

Устройство водяной помпы

Автомобильная помпа КамАЗ состоит из следующих деталей:

  1. Приводной шкив насоса, вращающийся при помощи передаточных ремней клинового сечения. В различных моделях КамАЗ шкивы отличаются. Поэтому надо обращать внимание на то, какое количество ремней шкив вращают (1 или 2). Современные автомобили оснащены приводом из 2 ремней. Это повышает уровень надёжности работы двигателя.
  2. Стопорное кольцо, фиксирующее привод на валу крыльчатки. Действует по принципу защемления шкива в определённом положении.
  3. Опорный подшипник, состоящий из двух рядов роликовых опор. Внутренняя поверхность подшипника заполнена специальной несмываемой смазкой. Обновлять смазку можно при помощи маслёнки — шприца, заполняя трущиеся детали до выдавливания отработанной смазки через специальное отверстие.
  4. Рабочий вал насоса: стальной стержень, на котором закреплена крыльчатка.
  5. Металлический литой корпус помпы.
  6. Торцевой сальник, предотвращающий вытекание охлаждающей жидкости. Состоит из резинового уплотнения, которое прижимается шайбой к корпусу помпы пружиной. Вращается вместе с валом.
  7. Крыльчатка, выполненная из стали.

Устройство водяной помпы КамАЗ 5511

Помпа Камаз Евро 2

На рисунке ниже представлена структура насоса формата Euro два.

  1. шуруп крепления манжета на насосе;
  2. сальник насоса;
  3. корпус устройства;
  4. валочное схождение;
  5. крылчатая шайба насоса;
  6. кольцо для крепления в упор;
  7. уплотнительное крепление насоса;
  8. разделитель уплотнительного кольца;
  9. шайба для защиты от пыли;
  10. часть привода к насосу;
  11. подшипник для соединения деталей насоса (уплотнитель располагается только с одной стороны);
  12. подшипник для соединения деталей насоса (уплотнитель располагается только с одной стороны);
  13. маслиновый уплотнитель;
  14. крепительный болт;
  15. крепительная шайба на десяти пружинных деталях;
  16. шайба с плоским дном;
  17. гайка для крепления;
  18. крепительное кольцо;
  19. шайба на стопорном основании;
  20. шпонка, разделенная по сегментам;
  21. гайка для крепления;
  22. крепительное кольцо;
  23. шайба на стопорном основании;
  24. шпонка, разделенная по сегментам.

Помпа на автомобилях с двигателем Евро-2 имеет особую конструкцию. Для обеспечения высокой степень герметичности и плотности крепления деталей между собой, а также для снижения степени истирания, в устройстве устанавливается кольцо для уплотнителя. Оно сделано из особого плотного материала, который защищен от появления коррозии. Материал устройство — композитный материал с графитовым основанием. С помощью специальных пружин детали изделия прижимаются друг к другу. Верхняя часть помпы имеет отверстие, через которое выходит воздух. Водяная помпа для двигателей Евро-2 отличается от других форматов отличается тем, что крепления деталей друг к другу осуществляется с помощью шкива. Разницы в схеме конструкции у водяных насосов обычно практически нет.

Ремонт помпы (насоса охлаждающей жидкости) отечественных машин

При эксплуатации любого автомобиля, наступает момент, когда выходит из строя помпа (насос охлаждающей жидкости), у которой как правило может быть всего две основных неисправности: износ подшипников, или износ сальника.

Как разобрать, отремонтировать и собрать помпу классических отечественных автомобилей, которых до сих пор в странах СНГ ездит огромное количество, мы и рассмотрим в этой статье.

И когда водитель новичок научится ремонтировать отечественную помпу, то для него не составит труда восстановить и помпу от иномарки, ведь принцип работы помпы и её ремонта одинаковый, только конструкция может немного отличаться.

Прежде чем начинать разбирать и ремонтировать насос охлаждающей жидкости (помпу), для начала полезно ознакомиться с её конструкцией.

Помпа классических (заднеприводных) Жигулей показана на рисунке 1 и имеет корпус 1 и крышку 4.

На большинстве насосов применяют специальные двухрядные подшипники, внутренней обоймой которого служит сам вал насоса (крышка с таким подшипником поставляется под номером 2101- 1307045).

Но в продаже встречаются запасные части, то есть крышки для жигулёвской помпы под номером 2101-1807020. В этих крышках установлены два обычных двеститретьих (№203 — 17х40х12) подшипника.

А на переднеприводных отечественных машинах (ВАЗ 2108 — 09) крышку помпы инженеры превратили в корпус насоса, который монтируется к блоку двигателя. Такая помпа показана на рисунке 2.

Устройство сальника насоса можно подробно рассмотреть на рисунке 3. И как я уже говорил, основных неисправностей помпы всего две — износ сальника и от этого подтекание охлаждающей жидкости и износ подшипника (или подшипников) вала.

Любой водитель естественно задавался вопросом — как отсрочить ремонт помпы? Долговечность насоса, а точнее скорость износа его сальника и подшипника, напрямую зависит от натяжения ремня привода вала насоса. И натяжение ремня естественно должно быть таким, какое рекомендует завод. Вообще натяжение ремня точно контролируется с помощью специального приспособления, о котором можно почитать вот тут.

Неисправности и ремонт

Причиной неисправности водяного насоса является потеря герметичности торцевого уплотнения. После попадания горячей ОЖ в полость расположения подшипников из последних вымывается смазка. Через некоторое время помпа начинает греметь, а потом ее заклинивает. Самостоятельная диагностика позволяет выявить такой дефект по течи антифриза из контрольного отверстия, люфту вала, а в зимнее время — по снижению эффективности работы печки кабины.

Восстановление работоспособности насоса можно провести путем агрегатной замены. Но большинство водителей делают ремонт помпы КамАЗа своими руками.Если в ЗИПе имеются необходимые детали или вал в сборе, то отремонтировать помпу совсем несложно. Для этого необходимо снять насос со штатного места, разобрать и заменить дефектные детали. Отличительной особенностью водяного насоса КамАЗа Евро является то, что вентилятор обдува крепится не на шкив помпы, а на гидромуфту.

Как снять и разобрать

Демонтаж насоса труда не составляет. Перед началом работ необходимо слить охлаждающую жидкость. Необходимо помнить, что антифриз токсичен и может нанести вред окружающей среде. Поэтому его нужно собирать в емкость. Чистая ОЖ после фильтрации может использоваться повторно. Для снятия приводных ремней нужно ослабить их натяжение. После слива ОЖ демонтируют хомуты крепления патрубков подвода антифриза.

Помпа крепится к блоку 3 болтами. Открутив их, снимают насос в сборе со штатного места и извлекают наружу вместе с патрубками подвода ОЖ к термостату и гидромуфте. Для разборки водяной помпы снимают крепеж шкива и крыльчатки. Чтобы вынуть вал с подшипниками и уплотнением, используйте выколотку, изготовленную из мягкого материала. При необходимости разберите дефектный узел и установите работоспособные детали из ремкомплекта.

Как поменять

На КамАЗах применяются насосы с одно- и двухручьевыми шкивами. Если предстоит агрегатная замена, то нужно покупать помпу, которая является полным аналогом ранее установленной. В противном случае существует большая вероятность повторного дефекта. Замена помпы проводится в обратном порядке снятию. Перед ее установкой необходимо заполнить полость подшипникового узла консистентной смазкой до появления последней в контрольном отверстии. Это затруднит попадание тосола при поломке уплотнения.

Самостоятельный ремонт водяной мотопомпы

Конструкторами автомобиля заявлен максимальный пробег для нового авто в 800 000 километров. Однако существует ряд причин, которые значительно уменьшают гарантийный пробег.

Читайте также:  Ремонт дороги гранд смета

Это такие факторы, как:

  • тяжёлые условия при эксплуатации;
  • наличие значительных перегрузок;
  • резкие температурные перепады.

В итоге помпа может пройти приблизительно около 60000 километров. И даже в этом случае предполагается регулярное проведение технического обслуживания устройства.

Наиболее часто встречающимися неисправностями мотопомпы специалисты считают:

  • трещины, сколы на корпусе помпы;
  • значительный износ либо изгиб геометрии рабочего вала водяного насоса;
  • полный механический износ уплотнительного резинового сальника;
  • износ компонентов подшипника.

В обеспечении длительной работы мотопомпы огромное влияние имеет жидкость охлаждения, в частности — её качество. Автомобилисты знают, что использование тосола рассчитано на 30000 километров пробега либо на два года его непрерывной работы. После заявленного гарантийного срока внутренние свойства тосола могут значительно измениться. Существенно ухудшаются его антикоррозионные и смазывающие свойства.

Специалисты не рекомендуют смешивать ОЖ с водой, можно лишь добавлять другую ОЖ, но совместимую по марке

Более других компонентов помпы страдает от этого крыльчатка, которая постоянно находится в контакте с тосолом, а также радиатор охлаждения. Они покрываются слоем ржавчины. Её хлопья забивают технологические протоки, а также все трущиеся детали. Данное обстоятельство вызывает преждевременный износ абсолютно всех компонентов СО двигателя.

Однако такая помпа обладает высокой степенью ремонтопригодности. Это означает, что в механизме можно заменить любые вышедшие из строя детали, а разобрать водяной насос по силам даже начинающему автослесарю. С помощью электросварочного оборудования либо специальных двухкомпонентных герметиков (к примеру, эпоксидной смолы) производится ремонт корпуса, крыльчатки.

Клей можно приготовить путём перемешивания его компонентов в необходимой пропорции, согласно прилагаемой инструкции

При этом устраняются:

  • трещины;
  • сколы;
  • иные повреждения механического типа.

Потерявший геометрические размеры рабочий вал водяной помпы можно починить следующим образом:

  1. Выравниванием с помощью пресса.
  2. Нанесением на деталь слоя хрома и его последующей механической доводкой до получения нужных размеров.

Не подвергается ремонту лишь резиновый сальник уплотнения. Однако он очень просто и без труда извлекается с помпы, что позволяет произвести его быструю замену.

Диагностические мероприятия по определению неполадок в СО

Перед началом ремонта помпы рекомендуется убедиться в достоверности данных о том, что действительной причиной сбоев при эксплуатации двигателя являются именно этот механизм.

Основным показателем, сигнализирующим о неисправности каких-либо компонентов в системе охлаждения является факт значительного повышения температурного показателя мотора при осуществлении его обычной эксплуатации. В этом случае температурный индикатор будет регистрировать температуру ОЖ более 100 °С.

Причинами подобного колебания температуры являются:

  1. Возможная утечка охлаждающей жидкости. Тот факт, что ОЖ уходит из системы определяется визуально по контрольным отметкам на бачке расширения, где имеются специальные отметки о минимальном, а также максимальном уровне тосола во всей СО. Уровень ниже минимального значения говорит о возможной течи, которую необходимо обнаружить.
  2. Возможна неисправность температурного датчика. При этом водяной насос оказывается полностью исправным, хотя индикатор будет показывать перегрев двигателя. Датчик температуры в данном случае требует замены.
  3. Неисправности радиатора охлаждения. Данный компонент может быть чрезмерно загрязнённым либо повреждённым. К примеру, наличие большого количества пыли, грязи, которые налипают на стенки радиатора могут приводить к существенному перегреву силового агрегата. Для решения вопроса достаточно тщательно промыть устройство.
  4. Неполадки в работе термостата. Поломка термостата может привести к тому, что температура ОЖ не станет подниматься выше средних значений. Данный факт является следствием того, что ОЖ циркулирует лишь по большому кругу охлаждения, что также не приносит пользы деталям двигателя, однако перегрев в этом случае не наблюдается. Если же механизм термостата был заклинен в противоположном положении клапана («малый круг»), то признаком данной поломки является полное отсутствие обогрева в кабине грузовика. Можно наблюдать, что ОЖ при эксплуатации автомобиля начинает закипать даже в расширительной ёмкости.

Поломка водяной помпы

При исправном состоянии всех выше перечисленных агрегатов СО, но наличии повышенного уровня температуры ОЖ, необходимо тщательно обследовать водяную помпу.

Источник



Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка водяного насоса системы охлаждения двигателя КамАЗ-740»

При замене сальника на грузовом автомобиле КАМАЗ, изношенную и неисправную деталь сначала демонтируют. Основные этапы:

  • отсоединение клеммы от аккумулятора;
  • снятие ремней газораспределительного механизма;
  • извлечение масляного насоса из автомобиля;
  • шкив зубчатого вала поддевается при помощи плоской отвертки, демонтаж;
  • извлечение шпонки коленчатого вала;
  • поддевание сальника, извлечение его из верхней крышки.

Когда старый сальник демонтирован, на его место устанавливают новую деталь. Перед этим требуется смазать кромку при помощи машинного масла. Далее выполняют запрессовку новой детали. Для этого процесса применяют специальную оправку. Оптимальный диаметр составляет 40-41 мм.

Рабочая кромка должна быть направленной внутрь. После этого все действия по снятию выполняются в обратном порядке. Важно проверить надежность всех креплений и болтов, чтобы они были прочно зафиксированы.

Каждая автомобильная деталь имеет отдельный ресурс эксплуатации. Владельцы грузовика могут столкнуться с такой проблемой, когда требуется ремонт или техническое обслуживание. Ниже приведена инструкция, как правильно поменять сальник на КАМАЗе.

Водяной насос

Они используются в системе охлаждения двигателей Евро-2 и Евро-3 КАМАЗов различных моделей. Главной задачей водяных насосов является постоянная циркуляция охлаждающей жидкости, поддерживая таким образом нужную температуру в системе двигателя. Основная масса изделий производится из полимерных материалов и обладает следующими преимуществами:

  • выдерживают высокие нагрузки;
  • не требуют специального обслуживания и смазки;
  • выдерживают большие перепады температур.

Водяные насосы для КАМАЗов не могут похвастаться многообразием модификаций – в подавляющем большинстве случаев это модель КамАЗ 740 центробежного типа. Она достаточно проста в конструкции, но обеспечивает весьма надежную и долговечную работу.

Водяной насос

Они используются в системе охлаждения двигателей Евро-2 и Евро-3 КАМАЗов различных моделей. Главной задачей водяных насосов является постоянная циркуляция охлаждающей жидкости, поддерживая таким образом нужную температуру в системе двигателя. Основная масса изделий производится из полимерных материалов и обладает следующими преимуществами:

  • выдерживают высокие нагрузки;
  • не требуют специального обслуживания и смазки;
  • выдерживают большие перепады температур.

Водяные насосы для КАМАЗов не могут похвастаться многообразием модификаций – в подавляющем большинстве случаев это модель КамАЗ 740 центробежного типа. Она достаточно проста в конструкции, но обеспечивает весьма надежную и долговечную работу.

Видео: замена помпы на КамАЗе

Стоимость новой оригинальной водяной помпы на автомобиль КамАЗ колеблется от 150 до 200 долларов. Цена ремонтного комплекта составляет порядка 6 долларов. Очевидно, что самостоятельная замена обойдётся гораздо дешевле, даже если придётся полностью заменить охлаждающую жидкость в системе.

КамАЗ является историческим грузовым автомобилем, который использовали для различных целей. Несмотря на возраст техники, ее часто используют для перевозки тяжелых грузов, таких как песок и щебень. Благодаря их работе было возведено большое количество жилых домов и других построек. В советское время КамАЗ был самым распространенным автотранспортным средством, поэтому каждый слышал о пособии «КамАЗ – ремонт своими руками».

С того времени практически ничего не изменилось, и КамАЗ как был популярным, так и остался. Разница состоит только в том, что на смену старых моделей автомобилей пришли новые, более современные и улучшенные автотранспортные средства. Но как бы там ни было, вся техника рано или поздно выходит из строя, и КамАЗ этому не исключение. Поэтому ремонт данной техники – это только вопрос времени.

Так как водители грузовых автомобилей в большинстве случаях ездят в далекие рейсы, им часто приходится производить ремонт автотранспортного средства самостоятельно. Естественно, речь не идет о проведении полноценного ремонта, так как капремонт КамАЗа предусматривает наличие определенных инструментов и запчастей. А возить за собой все это водитель не в состоянии, да и незачем. Суть ремонта состоит в устранении мелких поломок, которые препятствуют движению машины в ближайший пункт техобслуживания.

Основным способом предотвращения поломок является профилактика. Особенно это касается случаев, когда речь идет об автомобиле КамАЗ. Нюанс заключается в том, что завод-производитель имеет свои рекомендации по эксплуатации автотранспортного средства. Таких рекомендаций необходимо придерживаться на протяжении первого испытательного периода, который составляет 1 тыс. км. Если смотреть в основном, то рекомендации касаются превышения скорости и перегруза автомобиля. В комплекте с машиной идет руководство «КамАЗ – ремонт своими руками».

Основной целью ремонта является предотвращение более сложных поломок. К основным профилактическим работам относится периодическая замена всех жидкостей (как этого требуют правила эксплуатации автомобиля). Все жидкости, особенно охлаждающая и смазочная, должны выбираться по всем правилам и требованиям. Нельзя заливать в автомобиль несоответствующую жидкость.

Если есть течь в системе охлаждения, проблемы с прокладками и клапанами, то их необходимо сразу устранить. Если поломка не была устранена после обнаружения, то это может привести к более серьезным проблемам. В отдельности из строя может выйти блок или жидкостный насос. Что касается сердца автомобиля – двигателя, то его ремонт необходимо проводить только тогда, когда загорится аварийный сигнализатор, который указывает на давление в системе смазки. При горящем сигнализаторе нежелательно продолжать движение. Необходимо остановить автомобиль и выяснить причину неполадки. Только после устранения поломки можно продолжить движение. “Ремонт КамАЗа своими руками”, видео которого можно найти в интернете, является уникальным пособием, особенно когда речь идет о двигателе.

  1. Если в процессе работы автомобиля произошла утечка жидкости системы охлаждения, то решить проблему можно при помощи воды, которую доливают в систему. Этого хватит, чтобы доехать до станции техобслуживания.
  2. Если машина часто ездит по грязи, то необходимо регулярно очищать от нее радиатор, что убережет от ремонта данной составляющей системы охлаждения. Промывать необходимо водой, но так, чтобы она брызгала на генератор.
  3. Перед тем как буксировать автомобиль, необходимо снять карданный вал. Это убережет КПП автомобиля от ремонта.

Благодаря таким советам и профилактическим работам можно отложить ремонт автомобиля на длительное время.

Можно ли ездить, если заклинил насос

Многих автовладельцев волнует вопрос: а можно ли вообще эксплуатировать машину, если помпа не работает? И если можно, то как лучше ездить?

Источник

Помпа КамАЗ Евро 2: принцип работы, руководство по ремонту

Водяной насос системы охлаждения двигателя предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ). Помпа КамАЗа расположена в передней части левого блока цилиндров и приводится в действие вращением, передаваемым от шкива гидромуфты двигателя посредством ременной передачи. Поломка помпы ведет за собой вскипание антифриза и выход из строя всего двигателя. Контроль за уровнем и качеством ОЖ поможет обеспечить исправное состояние насоса.

Читайте также:  Ремонт бетонной площадки для автомобиля

Агрегат для авто

Устройство и принцип работы

Водяная помпа представляет собой насос центробежного типа, который состоит из:

  • корпуса;
  • вала;
  • 2 шарикоподшипников;
  • торцевого уплотнения;
  • крыльчатки;
  • шкива.

Схема помпы

Литой корпус выполнен из чугуна или алюминия и имеет 2 патрубка: всасывающий — соединен с радиатором, а напорный — с рубашкой блока цилиндров. Такая схема подключения дает возможность перекачки уже охлажденной в радиаторе жидкости.

Агрегат

На корпусе помпы имеется 2 отверстия: верхнее служит для вентиляции полости подшипникового узла, а нижнее предназначено для контроля протечек антифриза при нарушении герметичности уплотнения; оно одновременно выполняет роль дренажа.

Смазка подшипников в процессе эксплуатации осуществляется через специальное приспособление (тавотницу).

В связи с тем, что привод помпы механический и напрямую связан с двигателем, скорость циркуляции ОЖ зависит от оборотов мотора. Чем выше частота вращения, тем интенсивней охлаждение. Торцевое уплотнение предназначено для предотвращения попадания антифриза из гидравлической (водяной) полости в подшипниковый узел. Оно устанавливается на вал и состоит из подвижной и неподвижной (вращающейся) части. Герметичность обеспечивается графитовыми уплотняющимися поверхностями, на которые наносится графитовая смазка.

Механизм

Для создания плотного соединения на подвижной части уплотнительного устройства устанавливается пружина. Со временем графитовые поверхности вырабатываются и теряют герметичность. В этом случае есть возможность их замены. Рабочее колесо надевается на вал помпы и стопорится гайкой. Насос устанавливается на блок цилиндров на специальную прокладку, уменьшающую вибрацию.

Помпа Камаз Евро 2

На рисунке ниже представлена структура насоса формата Euro два.

Насос Евро 2

  1. шуруп крепления манжета на насосе;
  2. сальник насоса;
  3. корпус устройства;
  4. валочное схождение;
  5. крылчатая шайба насоса;
  6. кольцо для крепления в упор;
  7. уплотнительное крепление насоса;
  8. разделитель уплотнительного кольца;
  9. шайба для защиты от пыли;
  10. часть привода к насосу;
  11. подшипник для соединения деталей насоса (уплотнитель располагается только с одной стороны);
  12. подшипник для соединения деталей насоса (уплотнитель располагается только с одной стороны);
  13. маслиновый уплотнитель;
  14. крепительный болт;
  15. крепительная шайба на десяти пружинных деталях;
  16. шайба с плоским дном;
  17. гайка для крепления;
  18. крепительное кольцо;
  19. шайба на стопорном основании;
  20. шпонка, разделенная по сегментам;
  21. гайка для крепления;
  22. крепительное кольцо;
  23. шайба на стопорном основании;
  24. шпонка, разделенная по сегментам.

Помпа на автомобилях с двигателем Евро-2 имеет особую конструкцию. Для обеспечения высокой степень герметичности и плотности крепления деталей между собой, а также для снижения степени истирания, в устройстве устанавливается кольцо для уплотнителя. Оно сделано из особого плотного материала, который защищен от появления коррозии. Материал устройство — композитный материал с графитовым основанием. С помощью специальных пружин детали изделия прижимаются друг к другу. Верхняя часть помпы имеет отверстие, через которое выходит воздух. Водяная помпа для двигателей Евро-2 отличается от других форматов отличается тем, что крепления деталей друг к другу осуществляется с помощью шкива. Разницы в схеме конструкции у водяных насосов обычно практически нет.

Неисправности и ремонт

Причиной неисправности водяного насоса является потеря герметичности торцевого уплотнения. После попадания горячей ОЖ в полость расположения подшипников из последних вымывается смазка. Через некоторое время помпа начинает греметь, а потом ее заклинивает. Самостоятельная диагностика позволяет выявить такой дефект по течи антифриза из контрольного отверстия, люфту вала, а в зимнее время — по снижению эффективности работы печки кабины.

Восстановление работоспособности насоса можно провести путем агрегатной замены. Но большинство водителей делают ремонт помпы КамАЗа своими руками.Если в ЗИПе имеются необходимые детали или вал в сборе, то отремонтировать помпу совсем несложно. Для этого необходимо снять насос со штатного места, разобрать и заменить дефектные детали. Отличительной особенностью водяного насоса КамАЗа Евро является то, что вентилятор обдува крепится не на шкив помпы, а на гидромуфту.

Мехинзм для авто

Как снять и разобрать

Демонтаж насоса труда не составляет. Перед началом работ необходимо слить охлаждающую жидкость. Необходимо помнить, что антифриз токсичен и может нанести вред окружающей среде. Поэтому его нужно собирать в емкость. Чистая ОЖ после фильтрации может использоваться повторно. Для снятия приводных ремней нужно ослабить их натяжение. После слива ОЖ демонтируют хомуты крепления патрубков подвода антифриза.

Помпа крепится к блоку 3 болтами. Открутив их, снимают насос в сборе со штатного места и извлекают наружу вместе с патрубками подвода ОЖ к термостату и гидромуфте. Для разборки водяной помпы снимают крепеж шкива и крыльчатки. Чтобы вынуть вал с подшипниками и уплотнением, используйте выколотку, изготовленную из мягкого материала. При необходимости разберите дефектный узел и установите работоспособные детали из ремкомплекта.

Устройство для авто

Как поменять

На КамАЗах применяются насосы с одно- и двухручьевыми шкивами. Если предстоит агрегатная замена, то нужно покупать помпу, которая является полным аналогом ранее установленной. В противном случае существует большая вероятность повторного дефекта. Замена помпы проводится в обратном порядке снятию. Перед ее установкой необходимо заполнить полость подшипникового узла консистентной смазкой до появления последней в контрольном отверстии. Это затруднит попадание тосола при поломке уплотнения.

Устройство

Сколько стоит помпа и ее ремонт

Цена насоса зависит от производителя, модели двигателя и региона страны. Стоимость его колеблется от 5 до 15 тыс. рублей. Восстановленные изделия продаются в пределах 2-2,5 тыс. рублей. Ремонт своими руками обойдется гораздо дешевле, т.к. ремкомплект можно купить за 600-700 рублей. Это с избытком покроет даже полную замену антифриза. Если корпус насоса без изъянов, а крыльчатка не повреждена кавитационной коррозией, то есть смысл провести замену дефектных деталей самостоятельно.

Необходимо помнить, что применение качественной ОЖ и проведение периодического технического обслуживания существенно продлит моторесурс насоса.

В Москве помпу для автомобиля Kamaz можно купить в любом специализированном магазине запчастей. Товар продается как новый, так и в подержанном состоянии.

А у вас была необходимость замены помпы на вашем большегрузе? Вы делали ремонт самостоятельно или обратились к специалистам СТО?

Источник

Самостоятельная диагностика и ремонт водяного насоса автомобиля КАМАЗ 55111

Водяной насос системы охлаждения двигателя предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ). Помпа КамАЗа расположена в передней части левого блока цилиндров и приводится в действие вращением, передаваемым от шкива гидромуфты двигателя посредством ременной передачи. Поломка помпы ведет за собой вскипание антифриза и выход из строя всего двигателя. Контроль за уровнем и качеством ОЖ поможет обеспечить исправное состояние насоса.

Устройство и принцип работы

Водяная помпа представляет собой насос центробежного типа, который состоит из:

  • корпуса;
  • вала;
  • 2 шарикоподшипников;
  • торцевого уплотнения;
  • крыльчатки;
  • шкива.

Литой корпус выполнен из чугуна или алюминия и имеет 2 патрубка: всасывающий — соединен с радиатором, а напорный — с рубашкой блока цилиндров. Такая схема подключения дает возможность перекачки уже охлажденной в радиаторе жидкости.

На корпусе помпы имеется 2 отверстия: верхнее служит для вентиляции полости подшипникового узла, а нижнее предназначено для контроля протечек антифриза при нарушении герметичности уплотнения; оно одновременно выполняет роль дренажа.

Смазка подшипников в процессе эксплуатации осуществляется через специальное приспособление (тавотницу).

В связи с тем, что привод помпы механический и напрямую связан с двигателем, скорость циркуляции ОЖ зависит от оборотов мотора. Чем выше частота вращения, тем интенсивней охлаждение. Торцевое уплотнение предназначено для предотвращения попадания антифриза из гидравлической (водяной) полости в подшипниковый узел. Оно устанавливается на вал и состоит из подвижной и неподвижной (вращающейся) части. Герметичность обеспечивается графитовыми уплотняющимися поверхностями, на которые наносится графитовая смазка.

Для создания плотного соединения на подвижной части уплотнительного устройства устанавливается пружина. Со временем графитовые поверхности вырабатываются и теряют герметичность. В этом случае есть возможность их замены. Рабочее колесо надевается на вал помпы и стопорится гайкой. Насос устанавливается на блок цилиндров на специальную прокладку, уменьшающую вибрацию.

Система охлаждения КамАЗ 5511

Охлаждающая система двигателя служит для поддержания определённой температуры металлического корпуса мотора. Считается, что нормальный нагрев не должен превышать 100 о С, т. е. температуры кипения воды. При расчёте и регулировке тепловых зазоров клапанов учитывается именно такой нагрев. Увеличение или уменьшение температуры влечёт за собой расширение или сужение отверстий для выхода отработанных газов, влияет на общую мощность. Происходит перерасход топлива. Именно поэтому перед началом эксплуатации двигатели всегда прогревают до температуры 90–95 о С.

Расположение каналов циркуляции охлаждающей жидкости внутри двигателя

Кроме водяного насоса, в схему системы охлаждения входят:

Внутри радиатора происходит охлаждение ОЖ

Расширительный бачок служит для свободного хода ОЖ внутри системы охлаждения

Горячая ОЖ отдаёт тепло в салон при помощи радиатора, обдуваемого вентилятором

Термостат отвечает за поддержание температуры на одном уровне

Система является замкнутой и полностью автоматической. Ручное управление установлено только на «печке» салона: водитель может самостоятельно регулировать уровень обогрева внутри кабины.

Контроль системы осуществляется при помощи датчика температуры двигателя, расположенного в корпусе мотора. Показания датчика выводятся на индикатор температуры, находящийся на приборной панели.

Таким образом, все элементы, составляющие систему охлаждения, функционируют в статическом режиме.

Исключение составляет только водяной насос, который непрерывно вращается во время работы двигателя. Именно по этой причине, вероятность поломки помпы более высокая, чем у других элементов системы охлаждения.

Расположение водяной помпы на КамАЗе

Расположение водяного насоса обусловлено приводящим механизмом. Вращение передаётся на шкив помпы от коленвала при помощи клиновых ремней. В соответствии с этим, место её размещения — левая передняя часть блока цилиндров. Конструктивная особенность заключается в том, что вентилятор принудительного обдува находится на гидромуфте, а не на самом шкиве насоса.

Водяная помпа расположена впереди двигателя, слева — сноска №2

Устройство водяной помпы

Автомобильная помпа КамАЗ состоит из следующих деталей:

  1. Приводной шкив насоса, вращающийся при помощи передаточных ремней клинового сечения. В различных моделях КамАЗ шкивы отличаются. Поэтому надо обращать внимание на то, какое количество ремней шкив вращают (1 или 2). Современные автомобили оснащены приводом из 2 ремней. Это повышает уровень надёжности работы двигателя.
  2. Стопорное кольцо, фиксирующее привод на валу крыльчатки. Действует по принципу защемления шкива в определённом положении.
  3. Опорный подшипник, состоящий из двух рядов роликовых опор. Внутренняя поверхность подшипника заполнена специальной несмываемой смазкой. Обновлять смазку можно при помощи маслёнки — шприца, заполняя трущиеся детали до выдавливания отработанной смазки через специальное отверстие.
  4. Рабочий вал насоса: стальной стержень, на котором закреплена крыльчатка.
  5. Металлический литой корпус помпы.
  6. Торцевой сальник, предотвращающий вытекание охлаждающей жидкости. Состоит из резинового уплотнения, которое прижимается шайбой к корпусу помпы пружиной. Вращается вместе с валом.
  7. Крыльчатка, выполненная из стали.
Читайте также:  Паркетная доска остатки после ремонта

Устройство водяной помпы КамАЗ 5511

Помпа Камаз Евро 2

На рисунке ниже представлена структура насоса формата Euro два.

  1. шуруп крепления манжета на насосе;
  2. сальник насоса;
  3. корпус устройства;
  4. валочное схождение;
  5. крылчатая шайба насоса;
  6. кольцо для крепления в упор;
  7. уплотнительное крепление насоса;
  8. разделитель уплотнительного кольца;
  9. шайба для защиты от пыли;
  10. часть привода к насосу;
  11. подшипник для соединения деталей насоса (уплотнитель располагается только с одной стороны);
  12. подшипник для соединения деталей насоса (уплотнитель располагается только с одной стороны);
  13. маслиновый уплотнитель;
  14. крепительный болт;
  15. крепительная шайба на десяти пружинных деталях;
  16. шайба с плоским дном;
  17. гайка для крепления;
  18. крепительное кольцо;
  19. шайба на стопорном основании;
  20. шпонка, разделенная по сегментам;
  21. гайка для крепления;
  22. крепительное кольцо;
  23. шайба на стопорном основании;
  24. шпонка, разделенная по сегментам.

Помпа на автомобилях с двигателем Евро-2 имеет особую конструкцию. Для обеспечения высокой степень герметичности и плотности крепления деталей между собой, а также для снижения степени истирания, в устройстве устанавливается кольцо для уплотнителя. Оно сделано из особого плотного материала, который защищен от появления коррозии. Материал устройство — композитный материал с графитовым основанием. С помощью специальных пружин детали изделия прижимаются друг к другу. Верхняя часть помпы имеет отверстие, через которое выходит воздух. Водяная помпа для двигателей Евро-2 отличается от других форматов отличается тем, что крепления деталей друг к другу осуществляется с помощью шкива. Разницы в схеме конструкции у водяных насосов обычно практически нет.

Ремонт помпы (насоса охлаждающей жидкости) отечественных машин

При эксплуатации любого автомобиля, наступает момент, когда выходит из строя помпа (насос охлаждающей жидкости), у которой как правило может быть всего две основных неисправности: износ подшипников, или износ сальника.

Как разобрать, отремонтировать и собрать помпу классических отечественных автомобилей, которых до сих пор в странах СНГ ездит огромное количество, мы и рассмотрим в этой статье.

И когда водитель новичок научится ремонтировать отечественную помпу, то для него не составит труда восстановить и помпу от иномарки, ведь принцип работы помпы и её ремонта одинаковый, только конструкция может немного отличаться.

Прежде чем начинать разбирать и ремонтировать насос охлаждающей жидкости (помпу), для начала полезно ознакомиться с её конструкцией.

Помпа классических (заднеприводных) Жигулей показана на рисунке 1 и имеет корпус 1 и крышку 4.

На большинстве насосов применяют специальные двухрядные подшипники, внутренней обоймой которого служит сам вал насоса (крышка с таким подшипником поставляется под номером 2101- 1307045).

Но в продаже встречаются запасные части, то есть крышки для жигулёвской помпы под номером 2101-1807020. В этих крышках установлены два обычных двеститретьих (№203 — 17х40х12) подшипника.

А на переднеприводных отечественных машинах (ВАЗ 2108 — 09) крышку помпы инженеры превратили в корпус насоса, который монтируется к блоку двигателя. Такая помпа показана на рисунке 2.

Устройство сальника насоса можно подробно рассмотреть на рисунке 3. И как я уже говорил, основных неисправностей помпы всего две — износ сальника и от этого подтекание охлаждающей жидкости и износ подшипника (или подшипников) вала.

Любой водитель естественно задавался вопросом — как отсрочить ремонт помпы? Долговечность насоса, а точнее скорость износа его сальника и подшипника, напрямую зависит от натяжения ремня привода вала насоса. И натяжение ремня естественно должно быть таким, какое рекомендует завод. Вообще натяжение ремня точно контролируется с помощью специального приспособления, о котором можно почитать вот тут.

Неисправности и ремонт

Причиной неисправности водяного насоса является потеря герметичности торцевого уплотнения. После попадания горячей ОЖ в полость расположения подшипников из последних вымывается смазка. Через некоторое время помпа начинает греметь, а потом ее заклинивает. Самостоятельная диагностика позволяет выявить такой дефект по течи антифриза из контрольного отверстия, люфту вала, а в зимнее время — по снижению эффективности работы печки кабины.

Восстановление работоспособности насоса можно провести путем агрегатной замены. Но большинство водителей делают ремонт помпы КамАЗа своими руками.Если в ЗИПе имеются необходимые детали или вал в сборе, то отремонтировать помпу совсем несложно. Для этого необходимо снять насос со штатного места, разобрать и заменить дефектные детали. Отличительной особенностью водяного насоса КамАЗа Евро является то, что вентилятор обдува крепится не на шкив помпы, а на гидромуфту.

Как снять и разобрать

Демонтаж насоса труда не составляет. Перед началом работ необходимо слить охлаждающую жидкость. Необходимо помнить, что антифриз токсичен и может нанести вред окружающей среде. Поэтому его нужно собирать в емкость. Чистая ОЖ после фильтрации может использоваться повторно. Для снятия приводных ремней нужно ослабить их натяжение. После слива ОЖ демонтируют хомуты крепления патрубков подвода антифриза.

Помпа крепится к блоку 3 болтами. Открутив их, снимают насос в сборе со штатного места и извлекают наружу вместе с патрубками подвода ОЖ к термостату и гидромуфте. Для разборки водяной помпы снимают крепеж шкива и крыльчатки. Чтобы вынуть вал с подшипниками и уплотнением, используйте выколотку, изготовленную из мягкого материала. При необходимости разберите дефектный узел и установите работоспособные детали из ремкомплекта.

Как поменять

На КамАЗах применяются насосы с одно- и двухручьевыми шкивами. Если предстоит агрегатная замена, то нужно покупать помпу, которая является полным аналогом ранее установленной. В противном случае существует большая вероятность повторного дефекта. Замена помпы проводится в обратном порядке снятию. Перед ее установкой необходимо заполнить полость подшипникового узла консистентной смазкой до появления последней в контрольном отверстии. Это затруднит попадание тосола при поломке уплотнения.

Самостоятельный ремонт водяной мотопомпы

Конструкторами автомобиля заявлен максимальный пробег для нового авто в 800 000 километров. Однако существует ряд причин, которые значительно уменьшают гарантийный пробег.

Это такие факторы, как:

  • тяжёлые условия при эксплуатации;
  • наличие значительных перегрузок;
  • резкие температурные перепады.

В итоге помпа может пройти приблизительно около 60000 километров. И даже в этом случае предполагается регулярное проведение технического обслуживания устройства.

Наиболее часто встречающимися неисправностями мотопомпы специалисты считают:

  • трещины, сколы на корпусе помпы;
  • значительный износ либо изгиб геометрии рабочего вала водяного насоса;
  • полный механический износ уплотнительного резинового сальника;
  • износ компонентов подшипника.

В обеспечении длительной работы мотопомпы огромное влияние имеет жидкость охлаждения, в частности — её качество. Автомобилисты знают, что использование тосола рассчитано на 30000 километров пробега либо на два года его непрерывной работы. После заявленного гарантийного срока внутренние свойства тосола могут значительно измениться. Существенно ухудшаются его антикоррозионные и смазывающие свойства.

Специалисты не рекомендуют смешивать ОЖ с водой, можно лишь добавлять другую ОЖ, но совместимую по марке

Более других компонентов помпы страдает от этого крыльчатка, которая постоянно находится в контакте с тосолом, а также радиатор охлаждения. Они покрываются слоем ржавчины. Её хлопья забивают технологические протоки, а также все трущиеся детали. Данное обстоятельство вызывает преждевременный износ абсолютно всех компонентов СО двигателя.

Однако такая помпа обладает высокой степенью ремонтопригодности. Это означает, что в механизме можно заменить любые вышедшие из строя детали, а разобрать водяной насос по силам даже начинающему автослесарю. С помощью электросварочного оборудования либо специальных двухкомпонентных герметиков (к примеру, эпоксидной смолы) производится ремонт корпуса, крыльчатки.

Клей можно приготовить путём перемешивания его компонентов в необходимой пропорции, согласно прилагаемой инструкции

При этом устраняются:

  • трещины;
  • сколы;
  • иные повреждения механического типа.

Потерявший геометрические размеры рабочий вал водяной помпы можно починить следующим образом:

  1. Выравниванием с помощью пресса.
  2. Нанесением на деталь слоя хрома и его последующей механической доводкой до получения нужных размеров.

Не подвергается ремонту лишь резиновый сальник уплотнения. Однако он очень просто и без труда извлекается с помпы, что позволяет произвести его быструю замену.

Диагностические мероприятия по определению неполадок в СО

Перед началом ремонта помпы рекомендуется убедиться в достоверности данных о том, что действительной причиной сбоев при эксплуатации двигателя являются именно этот механизм.

Основным показателем, сигнализирующим о неисправности каких-либо компонентов в системе охлаждения является факт значительного повышения температурного показателя мотора при осуществлении его обычной эксплуатации. В этом случае температурный индикатор будет регистрировать температуру ОЖ более 100 °С.

Причинами подобного колебания температуры являются:

  1. Возможная утечка охлаждающей жидкости. Тот факт, что ОЖ уходит из системы определяется визуально по контрольным отметкам на бачке расширения, где имеются специальные отметки о минимальном, а также максимальном уровне тосола во всей СО. Уровень ниже минимального значения говорит о возможной течи, которую необходимо обнаружить.
  2. Возможна неисправность температурного датчика. При этом водяной насос оказывается полностью исправным, хотя индикатор будет показывать перегрев двигателя. Датчик температуры в данном случае требует замены.
  3. Неисправности радиатора охлаждения. Данный компонент может быть чрезмерно загрязнённым либо повреждённым. К примеру, наличие большого количества пыли, грязи, которые налипают на стенки радиатора могут приводить к существенному перегреву силового агрегата. Для решения вопроса достаточно тщательно промыть устройство.
  4. Неполадки в работе термостата. Поломка термостата может привести к тому, что температура ОЖ не станет подниматься выше средних значений. Данный факт является следствием того, что ОЖ циркулирует лишь по большому кругу охлаждения, что также не приносит пользы деталям двигателя, однако перегрев в этом случае не наблюдается. Если же механизм термостата был заклинен в противоположном положении клапана («малый круг»), то признаком данной поломки является полное отсутствие обогрева в кабине грузовика. Можно наблюдать, что ОЖ при эксплуатации автомобиля начинает закипать даже в расширительной ёмкости.

Поломка водяной помпы

При исправном состоянии всех выше перечисленных агрегатов СО, но наличии повышенного уровня температуры ОЖ, необходимо тщательно обследовать водяную помпу.

Источник