Как признать дом подлежащим капитальному ремонту

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.09.2015 N АКПИ15-956

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Волгограда о признании недействующими пункта 2, абзаца седьмого пункта 7, пункта 8, частично пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47,

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее — Положение). Нормативный правовой акт опубликован 6 февраля 2006 г. в Собрании законодательства Российской Федерации и 10 февраля 2006 г. в «Российской газете».

В соответствии с пунктом 2 оспариваемого нормативного акта действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Абзацем седьмым пункта 7 Положения закреплено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае, если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.

Согласно пункту 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Пункт 47 Положения устанавливает, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Администрация Волгограда обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений, в частности пункта 2 в части его распространения на частные жилые помещения, как противоречащего пункту 1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ); абзаца седьмого пункта 7 в той части, в какой он не предусматривает принятие решения об отсутствии оснований в признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции и принятие решения об отсутствии оснований в признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; пункта 8, как порождающего правовую неопределенность и противоречащего пункту 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ, и пункта 47 в той части, в какой он не предусматривает принятие решений об отсутствии оснований в признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу.

В обоснование своего требования административный истец указал, что, руководствуясь пунктами 2 и 8 Положения, суды принимают решения, которыми обязывают местные администрации рассмотреть вопрос о признании жилого помещения частного жилого фонда непригодным для проживания, в то время как законом органам местного самоуправления такое право предоставлено только в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда, а в связи с отсутствием в пунктах 7 и 47 возможности принятия решения об отказе в признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу у администрации сложилась ситуация, при которой благоустроенные многоквартирные жилые дома признаются аварийными и подлежащими сносу, несмотря на то, что в них может быть проведен капитальный ремонт.

В судебном заседании представитель административного истца А. поддержал заявленные требования, просил об их удовлетворении.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 24 августа 2015 г. N СП-П9-5776), которое в письменных возражениях указало, что оспариваемые положения действующему законодательству не противоречат, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Обсудив доводы административного истца, возражения представителя Правительства Российской Федерации К., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу статьи 4 ЖК РФ к жилищным отношениям относится возникновение, осуществление, изменение, прекращение права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; пользование жилыми помещениями частного жилищного фонда; содержание и ремонт жилых помещений; формирование и использование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществление государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

Статья 15 данного кодекса жилыми помещениями как объектами жилищных прав признает изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом и пригодные для постоянного проживания граждан (отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), и относит к компетенции Правительства Российской Федерации установление порядка признания помещения жилым помещением и требований, которым оно должно отвечать, оснований и порядка признания жилого помещения непригодным для проживания. Частью 10 статьи 32 этого кодекса к компетенции Правительства Российской Федерации также отнесено установление порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные полномочия, утвердило Положение, устанавливающее требования к жилому помещению (раздел II); основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (раздел III); порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (раздел IV).

Закрепленная в пункте 2 оспариваемого акта норма о распространении действия Положения на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, полностью согласуется с приведенными положениями жилищного законодательства.

Нельзя признать состоятельным довод административного истца о противоречии пункта 2 Положения пункту 1 части 1 статьи 14 ЖК РФ, конкретизирующему полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, поскольку к их полномочиям отнесены не только вопросы регулирования отношений, связанных с муниципальным жилищным фондом, а также и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, поименованным кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

По этим же основаниям не может быть признан противоречащим пункту 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ пункт 8 Положения, которым устанавливается право органа местного самоуправления принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Читайте также:  Ремонт эбу автомобилей ваз

Абзац седьмой пункта 7 Положения закрепляет полномочия органов, принимающих решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в зависимости от принадлежности жилищного фонда и никаких положений, не соответствующих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не содержит.

Отсутствие в пунктах 7 и 47 Положения правовых норм, позволяющих принять решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу в целях последующего проведения капитального ремонта, на что ссылается административный истец в обоснование своих требований, не может повлечь признание оспариваемых нормативных предписаний недействующими, так как они приняты в полном соответствии со статьями 15 и 32 ЖК РФ.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определяет, что капитальным ремонтом многоквартирного дома является проведение и (или) оказание предусмотренных эти федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 2).

Условия и порядок организации проведения капитального ремонта предусмотрены разделом IX ЖК РФ, оспариваемое Положение эти отношения не регулирует.

Поскольку оспариваемые нормы Положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении административного искового заявления администрации Волгограда о признании недействующими пункта 2, абзаца седьмого пункта 7, пункта 8, частично пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Источник



Как признать дом аварийным

Как признать дом аварийным, такой вопрос задают собственники, которые хотят произвести смену своего жилого помещения на более благоустроенное. Но для этого многоквартирный дом должен быть признан аварийным в установленным законом порядке. Советская эпоха оставила нам в наследство жилой фонд, который находится в удручающем состоянии и с каждым годом всё больше и больше разрушается. За последние 25 лет нового жилья построены было не так много и в связи с этим образовались миллионы квадратных метров аварийного жилья, в котором проживают женщины, дети и старики. Многие аварийные дома — это дома без удобств, в которых даже туалет находится на улице.
С начала проведения масштабной федеральной программы по переселению из аварийного жилья, у граждан, проживающих в непригодном для проживания жилье появился шанс улучшить свои жилищные условия и получить благоустроенные квартиры.

Признание дома аварийным и подлежащим сносу

Признание дома аварийным и подлежащим сносу регламентируется Постановлением 47 правительства РФ от 28.01.2006. В соответствии с этим постановлением собственникам разъяснен порядок подачи документов на признание дома аварийным, как это сделать и куда их подавать.

Итак, если собственник помещения в многоквартирном доме, считает, что дом находится в плачевном состоянии, то у него есть право подать документы на признание многоквартирного дома непригодным для проживания и аварийным. Вообщем ни в одном законодательном акте нет указаний сколько человек должны подавать документы один или несколько. Если многоквартирный дом находится в состоянии, когда уже никакой капитальный ремонт не поможет, то межведомственная комиссия обязана его признать непригодным для проживания и аварийным. Главными документами в данном случае будет технический паспорт на многоквартирный дом, в котором обязательно будет указан процент износа здания, акт государственный жилищной инспекции и экспертиза проектно-изыскательных работ, выводы которой должны подтверждать о нецелесообразности проведения капитального ремонта и непригодности проживания в доме людей. Такие документы может подать как один собственник дома, так и группа их. В связи с значительными затратами на проведение экспертизы лучшим вариантом будет объединиться всем заинтересованным лицам. Многие граждане не знают о своих правах и считают, что признавать дом аварийным должна местная администрация. Конечно в случае, если в доме есть муниципальная доля, то администрация действительно имеет такую возможность, но не обязанность. Во многих регионах страны органы прокуратуры подают иски на органы местного самоуправления в защиту прав граждан об обязании администрации инициировать процедуру признания домов аварийными и подлежащими сносу. Такая позиция значительно увеличило количество домов, признанных аварийными по всей стране. Но в погоне за статистикой не были учтены мнения самих граждан, которые не хотели этого.

Что получает собственник в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу

В случае признания жилого дома аварийным и подлежащего сносу, улучшение жилищных условий может произойти тремя способами. Первый, Вы ждете, когда дом начнут расселять по федеральной программе переселения из ветхого и аварийного жилья. В этом случае необходимо уточнить в местной администрации есть ли дом в это программе. Второй, дом расселяет орган местного самоуправления за счет собственных средств. И третий, Вы самостоятельно через суд инициируете иск о получении благоустроенного жилого помещения. В этом случае можете получить жилое помещение по площади не меньше, чем занимаете в настоящий момент и количеством комнат, не меньше, чем находится в пользовании в настоящий момент. Также можно изменить способ получения жилья и заменить его на денежные средства.

Чтобы признать дом непригодным для проживания и аварийным, заявителю в межведомственную комиссию необходимо подать на рассмотрение следующие документы:

  1. заявление;
  2. экспертиза;
  3. акт государственной жилищной инспекции о неудовлетворительном состоянии дома;
  4. документы на собственность или договор социального найма;
  5. технический паспорт.

После подачи этих документов, комиссия рассматривает их в течении 30 дней и даёт своё заключение. Если в заключение комиссии есть выводы о признании жилого дома аварийным, то органы местного самоуправления выпускают постановление о признании дома аварийным или распоряжение. Этот документ и будет являться, тем главным документом на пути обретения нового жилья. Подлежит жилой дом сносу или нет, зависит от того является ли этот дом памятником архитектуры. Если является, то такой дом не может подлежать сносу, а подлежит реконструкции.

Источник

Ничто не вечно: признание дома аварийным и подлежащим сносу

Одной из основ всего Жилищного законодательства является безопасность жильцов, обеспечение надлежащего состояния домов и пригодных условий проживания в них. Но так как всё рано или поздно изнашивается, то и жильё очень часто требует капитального ремонта. Дома непригодные для проживания и подготовленные под снос признают аварийными.

По каким признакам дом могут признать аварийным или подлежащим сносу

По нормам действующих законодательных актов основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу будут являться такие признаки:

  • фактический износ здания в целом или его отдельных частей и элементов;
  • изменение санитарных показателей окружающей среды или микроклимата помещений, которые будут угрожать жизни и здоровью проживающих;
  • если жильё находится в тех местах, где часто бывают природные катаклизмы и инженерными средствами невозможно предотвратить последствия;
  • нахождение дома или квартиры в местах, где может произойти катастрофа техногенного характера;
  • расположение вблизи воздушных средств передачи переменного тока;
  • разрушение жилого помещения из-за взрывов, аварий, пожаров;
  • если окна жилища выходят на магистрали и вследствие этого уровень шума выше нормы, а улучшить ситуацию с помощью инженерных сооружений невозможно;
Читайте также:  Кузовной ремонт ульяновск московское шоссе

Нельзя признать помещение аварийным по таким причинам:

  • отсутствие канализации и горячей воды в 1–2-этажном здании;
  • нет в наличие лифта в здании выше 5 этажа, если оно полностью не эксплуатируется;
  • расхождение в планируемых и реальных объёмах жилого помещения, которое было построено ранее, нынешним показателям.

Признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу могут только в том случае, если никакими ремонтными работами или инженерными сооружениями решить имеющуюся проблему не получается.

Порядок признания дома аварийным и подлежащим сносу

Что надо сделать чтобы ваш дом признали непригодным для жизни? (Фото: livejournal.com)

С апреля 2015 года действует новое постановление правительства, которое вносит некоторые изменения в процесс признания дома аварийным и подлежащим сносу:

  • местные исполнительные власти могут самостоятельно сформировать межведомственную комиссию;
  • принять решение о статусе здания они должны будут в течение месяца с момента принятия заявления.

Для признания дома аварийным и подлежащим сносу следует соблюсти такой порядок:

  • владелец квартиры или дома должен составить обращение в местную межведомственную комиссию;
  • комиссия формирует группу экспертов, которые будут оценивать технические характеристики здания;
  • в конце обследования комиссия составляет акт в трёх копиях, одну из которых отправляет заявителю и принимает решение о статусе дома, которое выносится большинством голосов;
  • о принятом решении в 5-дневный срок извещаются местные органы власти, которые решают судьбу жильцов обследованного дома.

То есть закон чётко регламентирует, что оценивать состояние дома может только межведомственная комиссия. Действия других инстанций будет признано незаконным. Документ о признании жилья аварийным и подлежащим сносу, должны обязательно подписать все члены комиссии. Отселить из жилья, которое признано аварийным, должны в 2-недельный срок.

Признание аварийным частного строения

Что делать, если признали аварийным и подлежащим сносу частный дом?

Владельцу такого помещения следует знать:

  • собственник жилья должен быть привлечён к работе комиссии;
  • если его дом признан аварийным, то местные власти обязаны выкупить у него земельный участок, с целью последующего сноса или же предоставить равносильный обмен на такую же землю.

Комиссия может назначить повторное обследование дома, если в этом будет необходимость.

Документы для признания дома аварийным и подлежащим сносу

Иногда комиссия может не выезжать на осмотр дома – решение принимается на основании предоставленной документации. Для того чтобы процедура признания дома аварийным была полной, собственнику вместе с заявлением следует принести такие бумаги:

  • копия технического паспорта;
  • планы помещений, полученные в БТИ;
  • акты за последние 3 года, которые будут свидетельствовать про общие осмотры жилья и выполненные ремонтные работы;
  • заключение службы СЭС;
  • заключение противопожарной службы;
  • письменные жалобы жильцов дома;
  • заключение проектно-изыскательной службы о техническом состоянии дома. Эта служба должна иметь лицензию на такой вид деятельности;
  • другие бумаги по требованию.

Обратите внимание, чтобы все документы были надлежащим образом оформлены, со всеми подписями и печатями.

Каковы последствия

Если дом признаётся аварийным и подлежащим сносу его жильцам следует быть готовым к таким последствиям:

  • в случае если проживание осуществлялось на условиях социального найма, соответствующий договор будет расторгнут, а жильцам предложено другое благоустроенное жильё;
  • если жилое помещение находилось в частном владении, то владелец по требованию властей должен снести его в указанный срок;
  • если владелец не выполнил требование, то земля, на которой стоит дом, должна быть изъята в пользу муниципалитета, а вместе с ней и помещения, которые находятся на ней. При этом собственники помещений должны быть проинформированы за год.

Изъятие земельного участка происходит на общих основаниях, установленных законодательно.

Как видим, признание дома непригодным для проживания – непростая процедура. Жильцы могут оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии, если считают свой дом аварийным. Стоит обратить внимание на то факт, что орган надзора за помещениями тоже может выступать в виде заявителя. В этом случае он должен представить своё заключение. Заявление в комиссию можно отнести лично, отослать по почте или отправить с помощью интернет-ресурсов.

Остались вопросы?

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)

  • +7 (499) 350-84-35 — Москва
  • +7 (812) 309-76-98 — Санкт-Петербург
  • +7 (800) 555-67-55 доб.636 — Круглосуточная бесплатная линия по все России

Рекомендуем к прочтению

Когда и зачем заключают договор доверительного управления имуществом?

Когда у вас есть много всего в собственности, нужно и много сил, чтобы со всем этим справиться. Не всегда это под силу самому хозяину. Тогда стоит нанять специальное лицо.

Как оформить пожизненное содержание с иждивением и что оно дает обеим сторонам?

Если у семейных людей обычно не возникает вопрос, кому достанется нажитое, то у одиноких, особенно обеспеченных, он стоит очень остро. Здесь и приходит на помощь рента с пожизненным содержанием.

Как составить соглашение о разделе имущества, нажитого супругами в браке?

В ряде случаев супругам требуется письменное подтверждение достигнутой ими договоренности по поводу раздела имущества. Для этого они могут составить соглашение о разграничении прав собственности на нажитое в браке.

Чем будет полезна справка о наличии/отсутствии собственности?

Сведения об объектах недвижимости требуются довольно часто и в самых разных ситуациях. Получить их несложно, главное — определиться, в какой форме вам нужна справка и какую именно информацию вы хотите получить.

Источник

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.09.2015 N АКПИ15-956

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Волгограда о признании недействующими пункта 2, абзаца седьмого пункта 7, пункта 8, частично пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47,

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее — Положение). Нормативный правовой акт опубликован 6 февраля 2006 г. в Собрании законодательства Российской Федерации и 10 февраля 2006 г. в «Российской газете».

В соответствии с пунктом 2 оспариваемого нормативного акта действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Абзацем седьмым пункта 7 Положения закреплено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае, если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.

Согласно пункту 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Пункт 47 Положения устанавливает, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Читайте также:  Пежо 307 ремонт обслуживание

Администрация Волгограда обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений, в частности пункта 2 в части его распространения на частные жилые помещения, как противоречащего пункту 1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ); абзаца седьмого пункта 7 в той части, в какой он не предусматривает принятие решения об отсутствии оснований в признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции и принятие решения об отсутствии оснований в признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; пункта 8, как порождающего правовую неопределенность и противоречащего пункту 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ, и пункта 47 в той части, в какой он не предусматривает принятие решений об отсутствии оснований в признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу.

В обоснование своего требования административный истец указал, что, руководствуясь пунктами 2 и 8 Положения, суды принимают решения, которыми обязывают местные администрации рассмотреть вопрос о признании жилого помещения частного жилого фонда непригодным для проживания, в то время как законом органам местного самоуправления такое право предоставлено только в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда, а в связи с отсутствием в пунктах 7 и 47 возможности принятия решения об отказе в признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу у администрации сложилась ситуация, при которой благоустроенные многоквартирные жилые дома признаются аварийными и подлежащими сносу, несмотря на то, что в них может быть проведен капитальный ремонт.

В судебном заседании представитель административного истца А. поддержал заявленные требования, просил об их удовлетворении.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 24 августа 2015 г. N СП-П9-5776), которое в письменных возражениях указало, что оспариваемые положения действующему законодательству не противоречат, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Обсудив доводы административного истца, возражения представителя Правительства Российской Федерации К., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу статьи 4 ЖК РФ к жилищным отношениям относится возникновение, осуществление, изменение, прекращение права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; пользование жилыми помещениями частного жилищного фонда; содержание и ремонт жилых помещений; формирование и использование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществление государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

Статья 15 данного кодекса жилыми помещениями как объектами жилищных прав признает изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом и пригодные для постоянного проживания граждан (отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), и относит к компетенции Правительства Российской Федерации установление порядка признания помещения жилым помещением и требований, которым оно должно отвечать, оснований и порядка признания жилого помещения непригодным для проживания. Частью 10 статьи 32 этого кодекса к компетенции Правительства Российской Федерации также отнесено установление порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные полномочия, утвердило Положение, устанавливающее требования к жилому помещению (раздел II); основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (раздел III); порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (раздел IV).

Закрепленная в пункте 2 оспариваемого акта норма о распространении действия Положения на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, полностью согласуется с приведенными положениями жилищного законодательства.

Нельзя признать состоятельным довод административного истца о противоречии пункта 2 Положения пункту 1 части 1 статьи 14 ЖК РФ, конкретизирующему полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, поскольку к их полномочиям отнесены не только вопросы регулирования отношений, связанных с муниципальным жилищным фондом, а также и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, поименованным кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

По этим же основаниям не может быть признан противоречащим пункту 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ пункт 8 Положения, которым устанавливается право органа местного самоуправления принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Абзац седьмой пункта 7 Положения закрепляет полномочия органов, принимающих решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в зависимости от принадлежности жилищного фонда и никаких положений, не соответствующих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не содержит.

Отсутствие в пунктах 7 и 47 Положения правовых норм, позволяющих принять решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу в целях последующего проведения капитального ремонта, на что ссылается административный истец в обоснование своих требований, не может повлечь признание оспариваемых нормативных предписаний недействующими, так как они приняты в полном соответствии со статьями 15 и 32 ЖК РФ.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определяет, что капитальным ремонтом многоквартирного дома является проведение и (или) оказание предусмотренных эти федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 2).

Условия и порядок организации проведения капитального ремонта предусмотрены разделом IX ЖК РФ, оспариваемое Положение эти отношения не регулирует.

Поскольку оспариваемые нормы Положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении административного искового заявления администрации Волгограда о признании недействующими пункта 2, абзаца седьмого пункта 7, пункта 8, частично пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Источник