Как принять работу ремонта трубопровода



Важно знать: как принять ремонтные работы у строителей

Как владельцам квартир, непрофессионалам, принимать ремонтные работы у профессионалов строителей? Правильно – поэтапно, с дотошностью даже в мелочах, фиксируя каждый этап в промежуточном акте выполненных работ. Своим опытом в этом вопросе поделился директор по развитию сервиса ремонта квартир «Квадрим» Тимур Абдрахманов.

Первый этап: демонтаж

Если во время ремонта нужно ликвидировать перегородки между комнатами, инженерные коммуникации или двери, постарайтесь, чтобы у вас был точный план демонтажа. Идеально, если он составлен архитектором. Следите, чтобы строители не перестарались и не демонтировали лишнего, например, не задели несущих конструкций.

Важный момент: в процессе работы избавляйтесь от любого строительного мусора, чтобы бригада имела свободный фронт работ.

Второй этап: скрытые работы

1. Гидроизоляция в санузлах

Правильно уложенный гидроизолирующий материал имеет форму корыта, захватывая пол и нижнюю часть стены на высоте не менее 10–15 см. Если же гидроизоляция находится только на полу, то в аварийном случае вся вода тотчас очутится этажом ниже.

2. Инженерные коммуникации

Делайте их приемку вместе с сотрудниками эксплуатирующей организации. Пригласите сантехника и электрика. Если они подпишут акт, то в случае аварии в инженерных сетях отвечать за последствия будет эксплуатирующая организация, а не вы.

3. Провода

Проследите, чтобы на энергоемкие приборы (электроплита, посудомойка, электрочайник, стиральная машина) шли провода из меди и такого сечения, которое предусмотрено правилами эксплуатации для этого прибора.

Медный провод, конечно, дороже алюминиевого, но для скрытой проводки профессионалы советуют использовать именно такой: он практически не подвергается коррозии и его характеристики прочности и проводимости на порядок выше.

4. Трубы

Третий этап: черновая отделка

5. Подготовка оснований

Качество стяжки или штукатурки проверяют, простукивая эти поверхности. Пустой звук свидетельствует о браке: в этом месте слой штукатурки уже отстал от стены.

Качество выравнивания стен зависит от того, какой уровень этих работ обозначен в смете: «под правИло» – стены будут казаться ровными только визуально, по маякам – подойдет для установки навесной техники и встраиваемой мебели, высококачественный с возможностью отклонения не более, чем в 1 мм – идеально выровненное помещение.

6. Штробление для электропроводки

Все каналы для электропроводки располагаются вертикально в направлении потолок – выключатель/розетка. Так вы сможете спокойно просверлить любые отверстия в дальнейшем.

Чтобы розетки и выключатели не оказались в недоступном месте, сделайте проект их разметки заранее и вручите его строителям.

7. Разводка водопроводных труб

Водопроводные трубы нужно опрессовывать. Серьезные фирмы имеют для этого соответствующее оборудование. По сути, проверка этих работ должна завершиться подписанием акта опрессовки.

8. Места выходов коммуникаций

Здесь нужно проверить, чтобы розетки и выключатели находились на той высоте, которая обозначена в дизайн-проекте. Глубина выводов должна соответствовать типу розетки.

Очень важно, чтобы посадочные места под сантехнику соответствовали ее размерам. Вход фанового стояка должен располагаться ниже остальных фановых труб, только тогда вода будет сходить беспрепятственно. Между выходами труб г/х воды под смеситель в ванной должно быть не менее 150 мм.

Четвертый этап: окончательная приемка

9. Поверхностное визуальное обследование

Убедитесь, что автоматы распределительного щитка, розетки и выключатели работают.

Все поверхности должны быть окрашены ровно, стыки между обоями и швы между стенами и потолком неразличимы. Двери и окна должны легко открываться и не должны скрипеть, покрытие на полу не должно хрустеть и иметь вздутий.

Не забудьте проверить аккуратность швов между плитками и все ревизионные пространства (сантехкороба, под ванной): они должны быть сухими и не иметь подтеков.

10. Электрика

Важно проверить не только наличие нуля и фазы в электрических розетках, но и их работу при максимальной нагрузке (3,5 киловатт для стандартной розетки в 16 ампер). Для этого в розетку вставьте тройник и подключите несколько приборов общей мощностью в 3,5 киловатт.

11. Укладка кафельной плитки

Если плиточник кладет больше 5 квадратов плитки в день – это заведомо брак. Такая скорость допустима лишь на больших производственных площадях, но не в квартире.

Посмотрите, с какого угла начали класть плитку. Опытный мастер начнет с самых видимых мест, например, в ванной – со стороны смесителя, и будет двигаться в обе стороны в направлении к выходу на дверь.

12. Укладка ламината

Начало укладки – со стороны окна, направление – по освещению. Если ламинат укладывался по прямой, то не должно быть отходов, при диагональном расположении они будут, но в небольшом количестве. Если обрезков много, то это говорит о непрофессионализме строителя. Зазор между стеной и материалом должен быть 5–10 мм.

13. Качество шпатлевки

Очень важно, чтобы перед шпатлеванием строители прогрунтовали поверхности. Ровность шпатлевки проверяют правИлом, держа его против света под углом в 45 градусов. Светящиеся щели покажут наличие неровностей. Еще один надежный прием – поднести поближе лампу и при ее свете посмотреть на стену под разными углами. «Провалы» штукатурки обозначатся тенями.

14. Оклейка обоев

Направление оклейки – от окна на выход. Первая полоса на каждой стене должна клеиться по отвесу, а швы должны быть невидимы даже при пристальном рассматривании.

Совпадение рисунка – признак качественной работы. Чтобы исключить технический брак, попросите рабочих сделать 2 пробных ряда. Не должно быть воздушных пузырей. Их легко обнаружить, проведя ладонью по поверхности обоев в диагональном направлении: звук должен быть однородным.

15. Установка межкомнатных дверей

При открывании на 90 градусов дверь не должна самопроизвольно закрываться/открываться.

Петли закрепляются на расстоянии 20–25 см от края полотна по обе стороны и не должны выступать над плоскостью дверного полотна, замок врезается на расстоянии 90–95 см от низа двери.

Подписание актов

Промежуточный акт составляется после каждого этапа. Он представляет собой перечисление недоделок и сроки их устранения, которое обязательно датируется и подписывается обеими сторонами. По завершении ремонта обязательно подписывается итоговый акт сдачи-приемки работ. После чего производится окончательный расчет с бригадой.

Не соглашайтесь подписывать акт приемки по бухгалтерским формам К-2 и КС-3. Без спецподготовки разобраться в них невозможно. Лучше подписать «самодельный», то есть произвольный акт – в случае конфликта именно он имеет юридическую силу.

Источник

Порядок проведения ремонта трубопроводов.

В процессе эксплуатации трубопроводы изнашиваются от механического (в основном эрозионного), теплового и коррозионного воздействия.

В период ремонта выполняются следующие основные ремонты:

— замена износившихся деталей и узлов или исправление их до соответствующих норм, допуков и размеров;

— выверка трубопроводов, а в случае необходимости подгонка опор и подвесок;

— модернизация или реконструкция трубопроводов с возможной унификацией сменных частей;

— испытание на прочность и плотность;

За 2-3 часа до разборки фланцевых соединений трубопроводов резьбовую часть крепежных деталей необходимо смочить керосином. Отворачивание гаек проводится в два приема: сначала все гайки ослабляются поворотом на ⅛ оборота, затем отворачиваются полностью в любой последовательности. При разборке трубопроводов с целью замены прокладок весьма трудоемка раздвижка фланцев. Для раздвижения фланцев на трубопроводах высокого давления используется приспособление с гидроцилиндром. При подготовке к работе цепи заводятся за трубопровод, а клин вставляется между фланцами. Насосом масло нагнетается под поршень, и фланцы раздвигаются. Все используемые приспособления для раздвижки фланцев напоминают съемники для выпрессовки деталей с валов.

Для вырезки прокладок используются разнообразные приспособления. Конус имеет сквозные отверстия, в которых стопорными болтами крепятся четырехгранные ножи. Приспособление вставляется в патрон сверлильного станка.

При ремонте технологических трубопроводов изношенные участки заменяются новыми, дефектные сварные стыки удаляются, а взамен их ввариваются катушки. Перед удалением участка трубопровода необходимо закрепить разделяемые участки так, чтобы предупредить их смещение. Участок, подлежащий удалению, крепится в двух местах.

После демонтажа участка трубопровода свободные концы оставшихся трубопровода свободные концы оставшихся труб необходимо закрыть пробками или заглушками. При установке нового участка его сначала укрепляют на опорах, а затем сваривают.

Сборка коллектора состоит на соединения отдельных участков, блоков (плетей), деталей и крепления его к опорам и подвескам. Отдельные узлы перед сборкой располагаются в цехе между аппаратами, насосами, арматурой. Сначала сборка выполняется «начерно», т.е. свариваемые детали соединяются прихваткой, фланцевые соединения собираются на монтажных болтах. После такой сборки и выверки горизонтальных и вертикальных участков проводится окончательная сварка стыков, а во фланцевых соединениях монтажные болты заменяются заменяются шпильками или постоянными болтами с окончательной их затяжкой. После этого трубопровод закрепляется на опорах.

Подъем и укладка узлов и деталей трубопроводов выполняется с помощью стационарных или передвижных грузоподъемных устройств. При сборке отдельных участков трубопроводов передача их веса на насоы и компрессоры должна быть исключена. На вертикальных аппаратах заменяемые узлы и детали трубопроводов закрепляются стропами в двух местах для их подвешивания.

При подсоединении к другим узлам перестроповка исключается. Поднятый узел или деталь при помощи оправки подгоняется к присоединительному фланцу, затем устанавливается прокладка и закрепляются все шпильки и болты. После проведения этих операций стропы снимаются. Если новый узел трубопровода присоединяется на сварке, то стропы снимаются после приварки его первым швом.

При ремонте фланцевых соединений зеркало фланца, находившегося в эксплуатации, очищается от старой прокладки, следов коррозии, графита и т.п.

При ремонте межцеховых трубопроводов замена изношенных участков надземных трубопроводов может осуществиться потрубно. Возможна также сборка участков из секций, которые собирают и сваривают из отдельных труб и их элементов вблизи трассы или трубозаготовительной мастерской.

В условиях эстакад, насыщенных большим количеством трубопроводов, ремонт несколько усложняется. В этом случае замена изношенных участков или прокладка дополнительных линий возможна лишь отдельными трубами небольшой длины. Трубы поднимаются краном или лебедкой и через верх или бок эстакады заводятся на место. Сборка ведется в направлении, противоположном уклону трубопровода. При укладке трубопроводах на эстакадах, в каналах или лотках окончательное закрепление начинают с неподвижных опор.

Читайте также:  Ремонт амортизаторов екатеринбург монтажников

При замене участков трубопроводов, работающих при высокой температуре, а также при прокладке дополнительных линий проводится растяжка компенсаторов температурных удлинений. Растяжка компенсаторов осуществляется с помощью специальных приспособлений, вместе с которыми компенсатор монтируется. После закрепления концов трубопровода на неподвижных опорах приспособление удаляется.

Холодный натяг трубопроводов выполняется с помощью приспособления. В оставленный зазор вставляется временное кольцо из трубы того же диаметра. Кольцо зажимается хомутами и шпильками. С целью предупреждения соскальзывания хомутов по окружности трубы делаются наплавки или привариваются накладки. После установки компрессора на место и завершения сварки всех стыков, кроме стыка, в котором будет производиться натяг, кольцо удаляется. Затем с помощью шпилек стягиваются концы труб до требуемого зазора, после чего этот стык сваривается.Линзовые компенсаторы ставятся на трубопроводах, имеющих продольное и поперечное перемещения. Для предотвращения разрыва линз при сдвиге трубопровода в поперечном направлении на компенсаторах ставятся стяжки. Линзовые компенсаторы растягтваются на половину из компенсирующей способности.

При ремонте трубопроводов, уложенных в грунт, выполняются следующие основные работы: вскрытие засыпанных траншей; отсоединение участков трубопроводов; подъем этих участков на поверхность; очистка наружной поверхности от следов коррозии и остатков старой антикоррозийной изоляции; замена изношенных участков трубопроводов новыми; наложение новой изоляции; укладка трубопровода в траншею. При наличии мелких повреждений (трещины, раковины и т.д.) трубопровод из работы не выключается. При нетоксичных продуктах ремонт осуществляется наваркой заплат. Разрывы стыков и крупные трещины временно изолируются наложением хомутов. После освобождения трубопровода от продукта поврежденные места вырезаются и ввариваются катушки.

Трубопроводы диаметром до 300 мм, уложенные на глубине не более 1,2 м, ремонтируются с подъемом и укладкой их над траншеей на лежаки. При диаметре более 300 мм ремонт выполняется непосредственно в траншее с подъемом трубопроводов на высоту 60-70 см от дна траншеи с укладкой их на лежаки.

Основным видом ремонта подземных трубопроводов является замена изношенного участка новым. При этом способе извлеченный из траншеи трубопровод разрезается на отдельные части и увозится на ремонтную базу. Новая секция вваривается в коллектор.

При подъеме и опускании трубопровода в траншею наиболее сварные стыки усиливают муфтами или планками. При усилении планками используется угловой или полосовой профиль. Для лучшего прилегания планок к трубопроводу в середине планок делается выгиб. При усилении муфтами их длина принимается равной 300 мм для труб диаметром 200-377 мм и 350 мм для труб диаметром 426-529 мм. Диаметр муфты принимается на 50 мм больше диаметра трубопровода. Толщина стенки муфты и трубопровода должны быть одинаковы.

При ремонте иногда нужно подключиться к действующим трубопроводам соседних цехов. Такая необходимость возникает и при подключении нового аппарата к действующим цеховым трубопроводам. Подобные врезки чаще всего осуществляются в период остаточных ремонтов. Врезка в действующий трубопровод проводится с использованием приспособления. К трубопроводу в месте врезки подгоняется и приваривается патрубок с фланцем. К этому фланцу на шпильках присоединяется задвижка требуемой серии. К задвижке на фланце крепится приспособление, состоящее из сверла и коронки, на которой укреплены резцы, штока, сальника, грундбуксы, упорника шарикоподшипника и штурвала. Вращением коронки при помощи штурвала в стенке основного трубопровода вырезается отверстие требуемого диаметра. После этого шток с коронкой поднимается выше клинкета задвижки и последняя закрывается. Затем с задвижки снимается приспособление, и к отводящему патрубку присоединяется новый трубопровод.

После окончания капитального ремонта трубопроводов проводится проверка качества работ, промывка или продувка, а затем испытание на прочность и плотность. Технологическая аппаратура перед испытанием отключается, концы трубопровода закрываются заглушками. Заглушаются все врезки для контрольно-измерительных приборов. В самых низких точках ввариваются штуцеры с арматурой для спуска воды при гидравлическом испытании, а в самых высоких – воздушки для выпуска воздуха. В начальных и конечных точках трубопровода, а также на насосах и компрессорах устанавливаются манометры с классом точности измерения не ниже 1,5.

Гидравлическое испытание на прочность и плотность обычно проводится до покрытия тепловой и антикоррозионной изоляцией. Величина испытательного давления должна быть равна 1,25 максимального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа для стальных, чугунных, винипластовых и полиэлителеновых трубопроводов. Давление при испытании выдерживается 5 минут, после чего оно снижается до рабочего значения. При этом трубопровод тщательно осматривается. Сварные швы обстукиваются легким молотком. После проведения испытания открываются воздушки и трубопровод полностью освобождается от воды.

Пневматическое испытание осуществляется воздухом или инертным газом. При этом выдерживается давление, равное 1,25 максимального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа для стальных трубопроводов.

Испытание на прочность чугунных и пластмассовых надземных трубопроводов не проводится.

Пневматическое испытание трубопроводов на прочность не проводится также в действующих цехах, на эстакадах, в каналах, т.е. там, где находятся действующие трубопроводы. Газопроводы, работающие при давлении до 0,1 МПа, испытывают давлением, которое устанавливается проектом. При наличии чугунной арматуры пневматическое испытание трубопроводов на прочность проводится при давлении выше 0,4 МПа.

Источник

Как принять работу ремонта трубопровода

ВНУТРЕННИЕ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ГОРЯЧЕГО И ХОЛОДНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Internal heating, hot and cold water supply systems. Rules of operation

Дата введения 2018-06-06

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ — Акционерное общество "Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений" (АО "ЦНИИПромзданий")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение

Свод правил устанавливает основные положения по эксплуатации внутренних систем отопления, горячего и холодного водоснабжения зданий и сооружений, выполнение которых создает необходимые условия для жизнедеятельности людей, обеспечивает требуемый уровень их безопасности, надежную работу оборудования при условии соблюдения соответствия эксплуатационных параметров внутренних систем отопления, горячего и холодного водоснабжения проектным данным и нормативным документам.

Работа выполнена авторским коллективом АО "ЦНИИПромзданий" (д-р техн. наук В.В.Гранев, руководитель разработки — канд. техн. наук Л.В.Иванихина, Е.А.Наумова, Д.В.Капко, Л.С.Маулетова, Е.А.Мельникова, С.Ф.Серов, М.Г.Созинова).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает правила и порядок эксплуатации внутренних систем отопления с теплоносителем, поступающим от центральных тепловых пунктов или других источников теплоснабжения с температурой воды до 95°С при использовании в качестве материала трубопроводов из металла, а при использовании трубопроводов из полимерных материалов — с температурой не более 90°С, внутренних систем горячего водоснабжения с открытым или закрытым водоразбором и внутренних систем холодного водоснабжения.

1.2 Настоящий свод правил не распространяется на системы:

— отопления, горячего и холодного водоснабжения убежищ, сооружений, предназначенных для работ с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, объектов подземных горных работ и помещений, в которых производятся, хранятся или применяются взрывчатые вещества, горючие газы;

— установок обработки горячей воды;

— специального производственного водоснабжения (деионизированной воды, глубокого охлаждения и др.).

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 14202-69 Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ Р 21.1101-2013 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий"

СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий"

СП 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные"

СП 60.13330.2016 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха"

СП 61.13330.2012 "СНиП 41-03-2003 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов" (с изменением N 1)

СП 73.13330.2016 "СНиП 3.05.01-85 Внутренние санитарно-технические системы зданий"

СП 112.13330.2011 "СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений"

СП 253.1325800.2016 Инженерные системы высотных зданий

СП 267.1325800.2016 Здания и комплексы высотные. Правила проектирования

СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества

СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения

СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

Читайте также:  Волков фонд капитального ремонта

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины по СП 30.13330, СП 73.13330, СП 124.13330, ГОСТ 30494, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 внутренняя система горячего водоснабжения: Инженерная система здания, обеспечивающая подачу горячей воды потребителям.

3.2 внутренняя система отопления: Инженерная система здания, обеспечивающая искусственное нагревание помещения в холодный период года для компенсации тепловых потерь и поддержания нормируемой температуры со средней необеспеченностью 50 ч/год.

3.3 внутренняя система холодного водоснабжения: Инженерная система здания, обеспечивающая подачу холодной воды потребителям.

3.4 инструкция по эксплуатации: Документ, в котором излагаются сведения, необходимые для правильной эксплуатации (использования, транспортирования, хранения и технического обслуживания) изделия (установки) и поддержание его (ее) в постоянной готовности к действию.

3.5 наряд-допуск: Составленное на специальном бланке задание на безопасное проведение работы, определяющее ее содержание, место, время начала и окончания, необходимые меры безопасности, состав бригады и лиц, ответственных за безопасное выполнение работы.

3.6 техническое обслуживание: Комплекс профилактических и/или ремонтных операций или действий по поддержанию работоспособности или исправности изделия (установки, системы) при использовании его (ее) по назначению, хранению или транспортировке.

4 Общие положения

4.1 Основным требованием к эксплуатации внутренних систем отопления, горячего и холодного водоснабжения зданий и сооружений является обеспечение проектных параметров этих систем.

4.2 Документы и инструкции по эксплуатации внутренних систем отопления, горячего и холодного водоснабжения на конкретных строительных объектах жилых, общественных, административных, бытовых, производственных зданий и сооружений следует разрабатывать в соответствии с СП 54.13330, СП 56.13330, СП 118.13330 и настоящим сводом правил.

4.3 Внутренние системы отопления должны обеспечивать в отапливаемых помещениях нормируемую температуру воздуха согласно ГОСТ 30494, СП 60.13330, СП 131.13330 и СанПиН 2.2.4.548 в течение отопительного периода в пределах расчетных параметров наружного воздуха.

4.4 Внутренние системы горячего водоснабжения должны обеспечивать требуемые расходы горячей воды должного качества с температурой и давлением в местах разбора воды в соответствии с СП 30.13330, СанПиН 2.1.4.1074, СанПиН 2.1.4.2496.

4.5 Внутренние системы холодного водоснабжения должны обеспечивать необходимые расходы и значения давления в местах разбора воды согласно СП 30.13330 и соответствовать по качеству требованиям СанПиН 2.1.4.1074.

4.6 Основными технологическими задачами службы эксплуатации при обслуживании внутренних систем отопления, горячего и холодного водоснабжения являются:

— содержание систем в работоспособном и технически исправном состоянии;

— проведение надзора за техническим состоянием систем и значениями контролируемых параметров;

— проведение ремонтных и наладочных работ;

— соблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности;

— выполнение требований доступности и ремонтопригодности оборудования и систем;

— обеспечение энергосбережения и энергетической эффективности систем;

— организация регулярной поверки контрольно-измерительных приборов.

4.7 Службы эксплуатации внутренних систем отопления, горячего и холодного водоснабжения обеспечивают выполнение комплекса работ, включающих:

— заключение договоров с проектными, монтажными и наладочными организациями, поставщиками оборудования и материалов;

— взаимоотношения с арендаторами, разграничение сторон ответственности и выполнение требований арендаторов, согласованных со службой эксплуатации;

— взаимоотношения с ресурсообеспечивающими организациями, составление актов, отчетных документов и договоров;

— техническое обслуживание систем, включая надзор, текущий, капитальный ремонт и реконструкцию систем;

— проведение осмотров систем с фиксацией рабочих параметров систем и обнаруженных неисправностей в журналах по эксплуатации систем;

— обеспечение соответствия эксплуатационных параметров внутренних систем отопления, горячего и холодного водоснабжения заданным значениям, оговоренным действующими нормативными документами и принятым при проектировании систем.

5 Классификация внутренних систем отопления, горячего и холодного водоснабжения

5.1 Система отопления

5.1.1 Внутренние системы отопления включают: узел ввода, разводящую трубопроводную сеть, стояки, подводки к приборам отопления и технологическому оборудованию, запорно-регулирующую арматуру, теплообменное оборудование, насосы, расширительные баки и контрольно-измерительные приборы согласно СП 60.13330, СП 124.13330.

Источник

К вопросу о демонтаже трубопроводов

По оценочным данным, общий объём выводимых из эксплуатации трубопроводов в стране составляет более 30 тысяч, в том числе магистральных трубопроводов – порядка 4,3 тысяч км в год. Рассматриваются возможные способы использования трубопроводов после вывода из эксплуатации, в том числе демонтаж, восстановление труб и повторное использование. Приводится анализ такого опыта и приводится обоснование необходимости нормативно-правового документа, устанавливающего требования и порядок цивилизованной вывода из эксплуатации и утилизации трубопроводов. Надежность систем трубопроводного транспорта является одним из важнейших факторов стабильности и роста экономического потенциала России. Общая протяженность трубопроводов в настоящее время составляет порядка 1,5-2 млн. км, в том числе магистральных нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов – 217 тыс. км, действующих внутрипромысловых трубопроводов – 350 тыс. км, газопроводов системы газораспределения – 527 тыс. км, водопроводных и канализационных сетей – 270 тыс. км. Протяжённость различных технологических трубопроводов не поддаётся учёту. По трубопроводам транспортируется 100 % добываемого газа, 99 % добываемой нефти, более 50 % производимой продукции нефтепереработки. Экспорт газа, нефти и нефтепродуктов в основном осуществляется трубопроводным транспортом. В то же время для обеспечения надёжной эксплуатации такой протяженной системы трубопроводов требуется решать непростые научные и технические проблемы, что связано со следующими особенностями. 1. Географические и климатические условия эксплуатации трубопроводов весьма разнообразны. Трубопроводы проложены по болотам, многолетнемерзлым грунтам, горным местностям с большими перепадами высот, местам с сейсмической активностью, лесным районам, пахотным землям, пустынным, а также густонаселённым и промышленно насыщенным районам. Это требует разнообразных технических решений при эксплуатации и ремонте трубопроводов. 2. Одной из основных проблем при эксплуатации трубопроводов является борьба с коррозией. Коррозия на внутренней поверхности трубопроводаопределяется свойствами перекачиваемых продуктов, на наружной поверхности – от внешних условий. Как показывают опыт эксплуатации трубопроводов и результаты обследований, внутренняя коррозия выводит промысловые трубопроводы за 5-10 лет, магистральные трубопроводы – за 30-50 лет, трубопроводы системы газораспределения – за 40-50 лет, водопроводы – за 10-20 лет. Основными методами борьбы с внутренней коррозией являются: очистка перекачиваемого продукта от коррозионно-агрессивных веществ, регулирование скоростью потоков (создание турбулентности), ингибирование. Однако остановить внутреннюю коррозию практически невозможно, можно только замедлить процесс. Защита от наружной коррозии обеспечивается двумя способами: нанесением изолирующего покрытия и наведением катодного потенциала. Однако после 15-25 лет эксплуатации изоляционное покрытие теряет свои защитные свойства; после этого эффективность электрохимической коррозии резко снижается; коррозия на внешней поверхности ускоряется. Если внутренняя коррозия идёт намного быстрее, чем наружная, то теряет смысл устраивать защиту от наружной коррозии. Именно так поступали до недавнего времени при сооружении промысловых трубопроводов. 3. Износ и старение трубопроводов. Российские трубопроводные системы наиболее активно развивались в 60-80-е годы. В настоящее время 35% трубопроводов эксплуатируется более 20 лет. За это время накопилось большое количество всевозможных дефектов, которые представляют опасность и требуют повышенного внимания. Как показывают результаты внутритрубной диагностики, частота выявленных дефектов на некоторых магистральных нефтепродуктопроводах достигает 150-200 штук на 1 км, а глубина коррозионных дефектов достигает до 60% от исходной толщины стенки. При этом сохраняются высокие рабочие давления, продиктованные технологическими особенностями перекачки. Естественно, это вызывает сильное беспокойство и требует принятия неординарных технических решений. 4. Наши города и другие населённые пункты в промышленно развитых районах склонны расширяться. За 30-40 лет некоторые магистральныетрубопроводы, построенные по требованиям для ненаселённых пунктов, оказываются в пределах населённых пунктов. Есть примеры (Санкт-Петербург, Новосибирск), когда прямо над магистральным нефтепродуктопроводом прокладывается проспект, а трубопровод остаётся под проезжей частью на участке протяженностью несколько километров. 5. За время эксплуатации некоторых трубопроводов (магистральных, газораспределительных) нормативная база успевает измениться несколько раз. Появляются совершенно новые требования, которым старые трубопроводы не могут удовлетворить. Например, в 50-60 годы применялась сварка на подкладных кольцах, которая считалась в то время прогрессивной. В 90-е годы появилось требования: все магистральные нефте-, газо- и нефтепродуктопроводы в обязательном порядке должны исследоваться методами внутритрубной диагностики и на основе результатов внутритрубной диагностики должна проводиться аттестация трубопроводов. Периодичность таких обследований и аттестаций должна быть 5-10 лет в зависимости от технического состояния трубопровода. Но подкладные кольца на стыках теперь не позволяют проводить внутритрубную диагностику. 6. Экономика России продолжает реформироваться. Она всё больше интегрирует в мировую экономику. Мы практически вступили в ВТО. Это требует от нас уважительного отношения к признанным в мире нормам, особенно в отношении к окружающей среде. Одна из таких норм – цивилизованная утилизация предметов, продукции и объектов после их использования. Это относится и к трубопроводам. Пока же в России не было жестких требований по утилизации ставших ненужными трубопроводов. Демонтаж проводился только тогда, когда организации это было необходимо и выгодно. Во всех остальных случаях трубопроводы просто оставались там, где они и лежали. Так накопились целые “паутины” трубопроводов на промыслах. Какова протяжённость таких брошенных трубопроводов – никто не знает. Таким образом, становится актуальной проблема цивилизованного, упорядоченного вывода из эксплуатации трубопроводов. Оценка протяжённости требующих вывода из эксплуатации трубопроводов приводит к следующим приближённым цифрам: общая протяжённостьтрубопроводов L =(1,5 – 2) млн. км; срок эксплуатации T = (10-50) лет; скорость вывода из эксплуатации V = L/T = (1 500. 2 000)/(10-50) = (30. 200) тысяч км в год. Для системы магистральных нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов получим следующие аналогичные цифры: общая протяженность L = 217 тыс. км., срок эксплуатации Т = 50 лет; в год требуется заменить V = L/T= 217/50= 4300 км в год. Выведенный из эксплуатации трубопровод может быть подвергнутследующим действиям в зависимости от ситуации:1. он может быть законсервирован на некоторый период; 2. он может быть передан другой организации для транспортировки других продуктов при более безопасных режимах работы; 3. он может быть демонтирован. Каждое решение должно быть в достаточной степени обосновано технически и экономически. Если нет никакой возможности обеспечивать безопасность трубопровода после его вывода из эксплуатации, то он, несомненно, должен быть демонтирован. После демонтажа трубопровода появляется вопрос утилизации. Здесь также имеются различные варианты использования демонтированных труб. Варианты перечислены в порядке убывания эффективности: 4. они могут быть восстановлены и переданы для повторного использования на таких же трубопроводах; 5. они могут быть подготовлены и переданы для использования на трубопроводах с меньшими рабочими давлениями; 6. они могут быть переданы для изготовления других деталей и металлоконструкций; 7. они могут быть отправлены на переплав. На практике вопросы демонтажа и утилизации пока нормативно недостаточно обеспечены, хотя и имеется некоторый опыт [1-7]. В каждом случае обоснования и решения принимаются владельцами трубопроводов. Например, выведенный из эксплуатации в 1989 году магистральный продуктопровод “Омск-Альметьевск” для перекачки ШФЛУ диаметром 720 мм до сих пор полностью не демонтирован. Время от времени из данного трубопроводаизвлекали трубы для разных второстепенных нужд. В 2006 году нашлась организация (ООО “Уралтрубопроводстрой”, г. Челябинск), которая приступила к планомерному демонтажу данного трубопровода и восстановлению демонтированных труб с целью сбыта для повторного использования. Однако, как оказалось, полный цикл восстановления ограничивается визуально-инструментальным контролем, очисткой наружной и внутренней поверхности труб, подготовкой торцов под сварку. В данном конкретном случае это тоже неплохо, учитывая недолгий срок эксплуатации трубопровода, однотипность труб по всем показателям. В результате стоимость восстановленных труб оказывается в 2-3 раза меньше, чем аналогичных новых труб. Иногда трубопровод выводится из эксплуатации за ненадобностью (изменяются потоки). После этого трубопровод может использоваться по другому назначению. Например, нефтепровод “Субханкулово-УПКН” диаметром 530 мм, работавший под давлением 4,0 МПа, после вывода из эксплуатации был передан для эксплуатации в качестве межпоселкового газопровода на рабочее давление 1,2 МПа. Часто бывает так, что приходится перекладывать переход через большую реку из-за того, что там обнаруживается один или несколько опасных дефектов, которые не удаётся надёжно отремонтировать под водой. Тогда обычно данный переход демонтируют, демонтированные трубы сортируют и используют повторно на менее ответственных участках. Так, например, поступали в 1999 году с переходом через реку Обь магистрального нефтепровода “Александровское-Анжеро-Судженск” диаметром 1220 мм. В 1989 году была проведена работа по Бугурусланскому РНУ на предмет обоснования возможности (безопасности) повторного использования по прямому назначению демонтированных труб диаметром 325 мм. Как оказалось, прочностные характеристики демонтированных труб после 30 лет эксплуатации намного превосходят те требования, которые были предъявлены к новым трубам. Это позволило использовать демонтированные трубы на том же трубопроводе без снижения категории. В период 1985-1990 гг. в Управлении Приволжскими магистральными нефтепроводами проводились работы по созданию производственной базы повосстановлению демонтированных труб для повторного использования. Однако тогда работы не были доведены до конца, по-видимому, из-за того, что проблем научно-методических, организационных, финансовых оказалось гораздо больше, чем предполагалось вначале. В 2000 – 2005 гг. по инициативе АО “Татнефть” были созданы несколько производств по восстановлению демонтированных труб нефтепромыслового сортамента (диаметрами 159-377 мм). Трубы после доставки проходили технологическую цепочку, включающую операции сортировки, браковки, правки, очистки на внутренней и наружной поверхностях, дефектоскопии магнитными методами, футеровки внутренней поверхности, нанесению внешнего изолирующего покрытия экструдированным полиэтиленом, подготовки торцов, маркировки. Восстановленные трубы получались пригодными к повторному использованию в условиях промыслов в большей степени, чем новые металлические трубы без покрытий. Последние несколько лет в городе Копейск (Челябинская область) функционирует производство по восстановлению труб больших диаметров применительно к магистральным газопроводам. Здесь восстановление труб совмещается с нанесением высококачественного изоляционного покрытия с использованием современных технологий и материалов: эпоксидной смолы, полиуретана, полиэтилена. Таким образом, к настоящему времени накоплен некоторый практический опыт по восстановлению и повторному использованию демонтированных труб. Анализ этого опыта показал следующее:1. Проблема оказалась значительно сложнее, чем казалась вначале. 2. Все производства такого рода сталкиваются с организационными трудностями (выделение площадей и помещений, оснащение оборудованием, создание технологической линии, лицензирование, сертификация, обеспечение поставок демонтированных труб, сбыт продукции разного уровня качества). 3. Не до конца решены методические вопросы. Например, проблематично группировать демонтированные трубы в партии, поскольку степень износа каждой трубы разная. Отсутствие партии делает необходимымконтролировать каждую трубу по всем показателям, что ведёт к повышению общей трудоёмкости. 4. Отсутствие нормативной базы. Например, нет чёткого определения, что входит в понятие “восстановление демонтированных труб”. Не определены допустимые условия повторного использования труб, отслуживших разные сроки в разных условиях. Не определён необходимый объём сертификационных испытаний. Как показывают результаты обследования разных аварий, происходящих на магистральных трубопроводах (особенно на магистральных газопроводах), металл труб в процессе эксплуатации подвергается разным видам коррозии. Более известны такие виды коррозии, которые связаны с “потерей металла”. Такие дефекты характеризуются геометрическими размерами: глубиной, площадью, длиной. Менее известна водородная коррозия, которая характеризуется изменением свойств металла. Она связана с проникновением водорода в металл, что приводит к охрупчиванию, расслоению и растрескиванию металла. Во всяком случае, в действующих строительных нормах и правилах водородная коррозия не имеет отражения. Применяемые на практике методы защиты трубопроводов от коррозии не защищают от водородной коррозии, а в ряде случаев наоборот, ускоряют её. При восстановлении демонтированных труб необходимо проверить результаты возможной водородной коррозии. Как это делать – вопрос открытый. Пока на производствах, где организовано восстановление труб после демонтажа, контроль водородной коррозии не поставлен на должный уровень. В данном случае нормативный документ на повторное использование труб должен быть более совершенным, чем на применение новых труб. Конечно, демонтаж выведенного из эксплуатации трубопровода – дело правильное. Но насколько оно обязательное – тоже нерешённый вопрос, имеющий правовой, экономический, технический аспекты. Но даже если рассматривать только техническую сторону вопроса, однозначного ответа тоже пока нет. В полевых условиях демонтировать трубопровод несложно. Технические трудности увеличиваются при демонтаже трубопроводов в болотистых, горных, многолетне-мерзлых районах. Демонтировать трубопроводы системы газораспределения, проложенные в городских кварталах — наверноевообще нерационально. Выгоды сомнительны, трудности максимальны. Ну и участки, проложенные, например, методом направленного бурения, вообще не подлежат не только демонтажу, но и ремонту из-за недоступности. Таким образом, вопрос о целесообразности и обязательности демонтажа трубопровода, по-видимому, необходимо решать индивидуально. Но чтобы как-то упорядочить действия, вопросы демонтажа трубопровода должны решаться на основе какого-то общего положения, имеющего юридическую силу, утверждённого соответствующим органом. Далее, если принято решение демонтировать с целью повторного использования труб, то технология демонтажа должна быть мягкой, чтобы трубы не получали дополнительные повреждения. Следовательно, необходимо контролировать механические напряжения, чтобы они ни в одной точке не превышали предела текучести металла. Как известно, окружающая среда, включая землю, недра, водную среду и воздушное пространство является народным, т.е. государственным достоянием. Защита окружающей среды состоит в том, чтобы сохранить среду в порядке и чистоте. Заброшенные трубопроводы фактически представляют собой мусор, только скрытый. В лучшем случае лет через сто или более они заржавеют и впитаются в грунт, изменяя его состав. До этого они могут наносить следующий вред: — продукты, оставшиеся внутри трубопровода, постепенно проникнут в почву через коррозионные дефекты, далее с грунтовыми водами попадут в водоёмы; — сам трубопровод представляет собой электрический проводник с ферромагнитными свойствами; в нём будет наводиться и протекать электрический ток. Поскольку трубопровод выведен из эксплуатации, никто не контролирует и не управляет блуждающими токами в трубопроводе. Эти токи будут способны ускорять коррозию других трубопроводов, которые проложены в этом же районе; — в последнее время всё больше появляется очень чувствительные диагностические приборы, которые основаны на измерении магнитных полей (Земли или самого трубопровода). Если в том же техническом коридоренаходится другой трубопровод (действующий или выведенный из эксплуатации), то он непременно оказывает влияние на показания приборов, т.е. снижает точность измерений; — заброшенные трубопроводы представляют помехи при строительстве других коммуникаций: новых трубопроводов, линий электропередач, дорог. Всё это указывает на то, что при выводе трубопроводов из эксплуатации необходимо выполнить некоторые действия: o очистить трубопровод от содержимого (промыть, продуть); o постараться демонтировать и вывезти всё на специально отведённые площадки; o рекультивировать землю; o внести сведения о трубопроводе в специальную базу данных. Для того, чтобы установить такой порядок, требуется государственный хозяйский подход к недрам с перспективой на десятилетия. Ведь в западных странах даже владельцев автомобилей законодательно заставляют избавляться от своих устаревших или вышедших из строя автомобилей путем сдачи их в специальные приемные пункты, а это сопряжено с расходами. Но люди идут на это, т.к. либо осознают свою гражданскую ответственность за загрязнение окружающей среды, либо боятся штрафных санкций. Как бы там ни было, но данная схема работает. Там. Научными основами демонтажа трубопроводов и восстановления труб для повторного использования занимается ряд научных организаций и специалистов. Так, например, специалистами Центра Технической Диагностики (ЦТД) АО “Татнефть” разрабатывается “Методика технического диагностирования труб демонтированных трубопроводов”, позволяющая вторично использовать б/у трубы при строительстве трубопроводов. В ГУП “ИПТЭР” разработана “Инструкция по технологии утилизации и повторного использования труб трубопроводов, выведенных из эксплуатации”. Развитие данного направления целесообразно продолжить, учитывая усиливающийся интерес к данным проблемам некоторых ведущих нефтегазодобывающих и транспортных компаний. Таким образом, есть настоятельная необходимость в совершенствовании порядка вывода трубопроводов из эксплуатации и их цивилизованной утилизации. Одним из перспективных направлений является восстановление демонтированных труб для повторного использования.

Читайте также:  Ремонт дороги тотьма уже начался

Источник